Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Тарасенко, В. В. Социально-демографические проблемы управленческого персонала общеобразовательных организаций / В. В. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 561-565. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27232/ (дата обращения: 19.03.2024).



В статье рассмотрена структура управленческого персонала общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проведен социально-демографический анализ состояния управленческого персонала общеобразовательных организаций. Даны рекомендации по совершенствованию системы развития управленческого персонала общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: система образования, общеобразовательная организация, управленческий персонал, социально-демографический портрет, система развития управленческого персонала.

Система общего образования — одна из ключевых сфер государственной политики, целью которой является обеспечение доступности и качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Данный вектор государственной политики отражен в стратегических документах: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах и других документах, в том числе, в утвержденной Правительством Российской Федерации Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 годы, направленной на формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России [1, 4].

Важно отметить и поставленную Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на заседании Государственного Совета по вопросам общего образования цель ближайшего десятилетия — сделать российскую школу одной из лучших в мире, сформировать современную образовательную среду с системой дополнительного образования, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, организовать взаимодействие предпринимательской среды со школами. Все это предъявляет принципиально новые требования к управленческому персоналу общеобразовательных организаций, так как именно от их уровня профессиональной подготовки, профессионально-личностных качеств во многом будет зависеть эффективность как самой организации, так и проводимых модернизационных изменений в социально-экономической сфере.

Рассмотрим современный социально-демографический портрет управленческого персонала общеобразовательных организаций Российской Федерации всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной) согласно официальной базы данных по России и странам-участницам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения «TALIS» (Teaching and Learning International Survey).

На основе официальных данных Министерства образования и науки РФ на начало 2014–2015 уч. года в России количество управленческого персонала общеобразовательных организаций составило 140 380 человек (42887 директоров и 97493 заместителей директора). Большая часть руководителей работают в образовательных организациях Центрального и Приволжского федеральных округов, меньшая — в Крымском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 1).

Рис. 1. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ, чел.

В образовательных организациях Российской Федерации, расположенных в городских поселениях, работают 57 % руководителей, в сельской местности — 43 %. Преобладающая доля руководителей (98 %) управляют государственными общеобразовательными организациями и лишь 2 % — частными. Низкая доля частных общеобразовательных организаций свидетельствует о том, что система общего образования, по-прежнему, не востребована бизнесом, а потому роль государства в развитии данного сектора экономики остается неизменно высокой.

Управленческий персонал общеобразовательных организаций преимущественно представлен женщинами-руководителями (83,94 % — 117840 чел.) (рис. 6). Максимальная доля женщин-руководителей в Крымском (89,8 %) и Уральском (89,6 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Северо-Кавказском федеральном округе (67,2 %).

Рис. 2. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по гендерному признаку, (%)

Доля женщин-руководителей в России существенно выше, чем в зарубежных образовательных организациях, где по результатам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения» TALIS (Teaching and Learning International Survey) руководителей-женщин в среднем — 49,8 %. Например, в Японии доля женщин составляет только 6 %, в Южной Корее — 13,3 %, в Австралии — 38,6 %, в Финляндии — 40,6 %. Это свидетельствует о том, что в России социальный лифт для женщин-руководителей общеобразовательных организаций работает эффективнее.

Средний возраст управленческого персонала общеобразовательных организаций в России, также как и в Израиле, Сербии, Испании, Польше — 49 лет. Данный показатель ниже среднего по странам-участницам международного исследования TALIS (52 года), при этом в ряде стран средний возраст руководителей приближается к 60 годам (в Корее — 59 лет, в Италии и Японии — 57 лет).

Доля молодых управленцев до 35 лет в отечественной системе общего образования не высока и составляет не более 10 % (рис. 3). Это обусловлено, во-первых, необходимостью формирования актуального уровня управленческой компетентности, что требует определенных временных затрат. А в ряде территорий Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов — свидетельство ненадлежащей, несистемной работы с кадровым резервом руководителей: например, в Магаданской области — 56 % руководителей-пенсионеров, а доля молодых управленцев составляет — 5 %; в Сахалинской области — 49 % руководителей пенсионного возраста, а молодых кадрах — 8 %; в республике Карелия — 45 % пенсионного возраста, а молодых кадров — 7 %.

Рис. 3 Соотношение управленческого персонала общеобразовательных организаций до 35 лет к руководителям пенсионного возраста, (%)

В России в среднем сохраняется высокая доля руководителей образовательных организаций пенсионного возраста. В системе общего образования их доля составляет 23,83 %, что объясняется востребованностью учредителей в руководителях, подтвердивших на протяжении многих лет эффективный менеджмент, нежеланием части руководителей пенсионного возраста снижать уровень материального и социального положения в связи с выходом на пенсию, а также отсутствием системной работы по развитию управленческого персонала.

Современный руководитель общеобразовательной организации, как правило, имеет большой управленческий стаж работы более 20 лет — 66,54 % руководителей, от 10 до 20 лет — 21,40 %, начинающих свой управленческий путь руководителей со стажем до 5 лет — 5,66 % (таблица 1).

Таблица 1

Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по стажу

Руководители обще­образовательных организаций

Всего

Стаж работы

Менее 2 лет

От 2 до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

От 20 лет иболее

Всего (чел.)

140380

2742

5213

8968

30046

93411

Всего (%)

100

1,95

3,71

6,39

21,40

66,54

Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций по стажу еще раз подтверждает востребованность учредителей в руководителях с большим управленческим опытом работы и говорит о низком уровне текучести управленческого персонала, что имеет как положительные (высокий уровень управленческой компетентности), так и отрицательные последствия (например, профессиональное выгорание).

Большинство руководителей отечественных общеобразовательных организаций (93,7 %) с высшим профессиональным образованием, при этом 83,85 % руководителей имеют высшее педагогическое образование. Высокий показатель наличия педагогического образования позволяет руководителю квалифицированно управлять педагогическим процессом.

Исследование выявило у 6,93 % руководителей российских общеобразовательных организаций отсутствие высшего образования, что противоречит требованиям Единого квалификационного справочника и Профессионального стандарта руководителя образовательной организации (рис. 4). В частности, 8180 руководителей (5,83 %) имеют только среднее профессиональное образование, из которых 5470 (66,88 %) не педагогическое; 496 руководителей (0,35 %) начальное профессиональное образование; 908 руководителей (0,65 %) общее среднее образование.

Рис. 4. Распределение управленческого персонала общеобразовательных организаций РФ по наличию /отсутствию высшего образования, (%)

Максимальная доля руководителей общеобразовательных организаций, не имеющих высшего образования, — в Южном (8,3 %), Дальневосточном и Сибирском (по 8,2 %) федеральных округах, минимальное значение показателя — в Крымском (2,6 %) и Приволжском (5,5 %) федеральных округах (рис. 4). Наиболее эффективно проводится кадровая политика по приведению в соответствие требованиям к уровню образования, предъявляемым руководителям общеобразовательных организаций — в Тюменской области (99,4 % руководителей с высшим образованием), Чувашской республике (1,1 %), Ленинградской области (1,2 %), Москве (1,4 %), Оренбургской области (4,8 %).

В ряде территорий доля руководителей, не имеющих высшего образования, значительно превышает среднероссийское значение: например, в Ненецком автономном округе не соответствуют государственным требованиям по уровню образования 23,76 % руководителей, в Чеченской республике — 18,97 %, Тверской области — 17 %, Забайкальском крае — 13,7 %, Чукотском автономном округе — 13,68 %, Приморском крае — 13,07 %, в Оренбургской области — 4,8 %.

Программу менеджерского образования до назначения на управленческую должность освоили только 6,45 % российских руководителей, в то время как в странах-участницах TILS в среднем — 26,48 %. То есть, педагогическому лидерству и в России, и в странах-участницах TILS учат недостаточно. Отметим, что доля российских руководителей, прошедших такую подготовку, существенно ниже, чем у зарубежных коллег. Это означает, что большое число отечественных руководителей приходят работать в образовательную организацию, не обладая необходимой менеджерской подготовкой, и учатся уже «на марше». Заметим, что подготовку по управлению образовательной организацией до вступления в должность проходят, например, в США — 68,5 % будущих руководителей, в Сингапуре — 65 %, в Японии и Корее — 50 %, в Англии — 39,2 %, в Канаде — 38,5 %.

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлен типичный портрет управленческого персонала общеобразовательной организации — это, как правило, женщина 49 лет, с высшим педагогическим образованием и управленческим стажем от 10 лет и больше. В силу своего значительного опыта руководители образовательных организаций способны решать тактические задачи, которые ставят перед ними вышестоящие органы (а особенно — ставили перед ними 20 лет назад), но самостоятельно ставить задачи на будущее многие из них затрудняются. Как отмечено в эссе директора муниципальной общеобразовательной организации Оренбургской области: «Большинство директоров сегодня, все-таки, живет в ценностях и представлениях 80-х годов» [3].

По-прежнему остается не решенным в образовательных организациях вопрос организации системной работы с кадровым резервом, одним из решений которого является организация конкурса среди резервистов на должность руководителя по разработанным критериям Профессионального стандарта руководителя. При этом, формы работы с кадровым резервом каждая организация выбирает сама, исходя из целей, ресурсов и прочего. Наиболее распространенными формами организации работы с кадровым резервом являются индивидуальная подготовка под руководством наставника, стажировка, повышение квалификации в зависимости от планируемой должности и квалификационных требований. Считаем необходимым продолжить работу по исследованию данной проблемы с целью совершенствования системы развития управленческого персонала общеобразовательных организаций как ключевого субъекта в реализации модернизационных изменений в сфере образования и экономики России в целом.

Литература:

  1. Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 792-р.
  2. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Учебник [Текст] / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская, Е. А. Митрофанова. — М.: Изд-во ИЦ РИОР, 2010. — 288 с.
  3. Тарасенко, В. В. Работа с кадровым резервом как современная проблема управления персоналом образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 Том 7 № 4 [Электронный ресурс] — М.: Науковедение, 2015. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/71EVN415.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): управленческий персонал, Россия, руководитель, Российская Федерация, высшее образование, общее образование, пенсионный возраст, TALIS, TILS, общеобразовательная организация РФ.


Ключевые слова

система образования, управленческий персонал, социально-демографический портрет, общеобразовательная организация, система развития управленческого персонала., система развития управленческого персонала

Похожие статьи

Анализ состояния управленческого персонала...

управленческий персонал, TALIS, Российская Федерация, высшее образование, профессиональное образование, руководитель, квалификационная категория, образовательная организация, пенсионный...

Система управления персоналом образовательного учреждения

Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и

Данная позиция предполагает учет руководителем школы в своей управленческой работе

Управление педагогическим персоналом общеобразовательного учреждения будет...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской...

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Состояние системы образования в современной России и ее...

Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире.

На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения.

Рис. 1. Население Российской Федерации по уровню полученного образования.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. в числе

В современном мире руководитель должен обладать разнообразными управленческими знаниями и...

Правовое регулирование общего и дополнительного образования...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование, Россия.

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...

Похожие статьи

Анализ состояния управленческого персонала...

управленческий персонал, TALIS, Российская Федерация, высшее образование, профессиональное образование, руководитель, квалификационная категория, образовательная организация, пенсионный...

Система управления персоналом образовательного учреждения

Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и

Данная позиция предполагает учет руководителем школы в своей управленческой работе

Управление педагогическим персоналом общеобразовательного учреждения будет...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской...

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Состояние системы образования в современной России и ее...

Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире.

На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения.

Рис. 1. Население Российской Федерации по уровню полученного образования.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. в числе

В современном мире руководитель должен обладать разнообразными управленческими знаниями и...

Правовое регулирование общего и дополнительного образования...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, ребенок, развитие, программа, правовое регулирование, общее образование, Россия.

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...

Задать вопрос