Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций обучающихся при формировании у них правовой культуры // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 847-849.



Настоящая работа посвящена анализу содержательного компонента правовых компетенций обучающихся, их влиянию на формирование правовой культуры обучающихся.

Ключевые слова: компетенция, правовая компетенция, правовая культура, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

В «Дигестах» Юстининана отмечается, что: «Право есть наука о добром и справедливом» [1] и в это высказывание, как никакое другое отражает созидательную роль права.

Право — это концентрированное выражение стремления людей к справедливости, выраженное в определенных правилах поведения (устных или письменных), санкционируемых государством и обязательных для всех граждан. Право — это универсальный инструмент регулирования жизни людей и защиты их прав и интересов, во всех, без исключения, областях жизнедеятельности.

Постоянная изменяющаяся и усложняющаяся жизнь требует от людей быстрой адаптации к новым явлениям и формам общественной жизни, что невозможно без знания определенной нормативной базы, регулирующей профессиональную деятельность, аспекты межличностных отношений и т. д. Задачи обучения и воспитания компетентных и квалифицированных членов общества, способных решать диктуемые временем задачи, опираясь на комплекс правовых знаний, безусловно, лежит на системе образования Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, помимо прочего, включают в себя задачи по изучению правовые норм, формированию правовой культуры у обучающихся всех типов образовательных организаций, обучению основным компетенциям (общим и профессиональным) в правой сфере, независимо от профиля.

Этому способствуют универсальные принципы правового образования, выделенные исследователем Болониной С. В. [2] проносящие правовые знания через всю жизнь человека:

Принцип непрерывности. Обеспечивает последовательность и преемственность процесса правового образования, который должен быть многоэтапным, охватывать все существующие периоды формирования человеческой личности.

Принцип междисциплинарности. Означает, что правовое образование должно осуществляться во взаимосвязи всех изучаемых предметов и быть гуманистически направленным.

Принцип связи преподавания правовых дисциплин с практической деятельностью. Выражает неразрывное единство знаний — убеждений- поступков человека, проникнутого духом признания и уважения основных прав и свобод. Преподавание прав человека будет бессмысленным и неэффективным, если оно ведется авторитарными методами или в атмосфере неуважения человеческих прав и достоинства обучаемых.

Принцип интерктультурности образования. Выражается, с одной стороны в универсальности прав человека, а с другой стороны отражает мультикультурный характер современного общества, то есть взаимопроникновения культур.

Тем не менее, дифференциация компетенций, при изучении правовых дисциплин в образовательных организациях различных типов необходима, как в силу возрастных особенностей обучающихся, так и в связи с необходимостью компетенций разной направленности.

В настоящей работе мы не будем останавливаться на правовых компетенция, формируемых у обучающихся в образовательных организация дошкольного образования. Однако отметим, что именно полученные на данном этапе первоначальные морально-этические нормы, такие как честь, достоинство, уважительное отношение к правам других людей, толерантность и патриотизм, формируют будущую личность такой, какой она будет для остального социума.

Уровень образовательной программы определяет содержание правовых компетенций, их целевое назначение.

Понятие «правовая компетенция» неоднократно являлось предметом изучения многих исследователей. Учитывая многоплановость целевого и содержательного компонента правовой компетенции, многие исследователи рассматривают данное понятие как некий симбиоз общекультурных и профессиональных компетенций правовой направленности, что согласуется с логикой законодателя, выраженного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Так, исследователь С. В. Мягкова определяет такую структуру правовой компетенции, как: правовое сознание, правовое мышление, готовность и способность к правовой деятельности [3].

Исследователь А. В. Коротун видит правовую компетенцию, как интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее её готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [4].

Анализируя понятие «компетенция», исследователь Л. А. Высоцкий указывает, что компетенция является объективной характеристикой, представляет собой совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми должен или может обладать человек, максимальный набор возможностей, знаний, умений и навыков в определенной специальности. Это потенциал для выполнения профессиональных обязанностей [5].

Исследователь К. Э. Безукладников, определят профессиональные (в том числе и правовые) компетенции как личностные психологические новообразования, сформированные дисциплинами предметного и психолого-педагогического блока в процессе педагогического образования, включающие, наряду с когнитивными и поведенческими аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего учителя как интегративное свойство личности [6].

С учетом приведенных выше определений понятия «компетенция» и «правовая компетенция» и с учетом тематики настоящей работы и требований Федерального государственного образовательного стандарта, считаем определение, данное исследователем Сыпачевой Г. Ш. максимально полным и всеобъемлющим. Несколько интерпретируя приведенное выше определение относительно темы настоящего исследования, можно определить правовые компетенции, как психологические новообразования, сформированные дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального цикла в процессе среднего профессионального образования, включающие в себя, наряду с когнитивным и поведенческим аспектами, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста как интегративное свойство личности.

Долговременная готовность как интегративное личностное образование включает в себя мотивационно-волевой, установочно-поведенческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а информационный и практико-операционный аспекты соотносятся со знаниями, умениями и навыками (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях) [7].

На основании изложенного можно сделать вывод, что правовые компетенции — это совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных у обучающихся в процессе получения образования, включающие когнитивный и поведенческий аспекты, долговременную готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста как интегративное свойство личности

Правовые компетенции являются гарантом способности и готовности обучающегося быть достойным гражданином своей страны, обладающим сформированной правовой культурой, готового осуществлять профессиональную деятельность по полученной профессии, ставить перед собой цели, адекватные социально-экономической ситуации в стране и мире, планировать свою профессиональную деятельность, решать задачи, используя творческий подход, рефлексировать полученный результат свое деятельности.

Безусловно, в виду изменяющейся и усложняющейся социально-экономической ситуации, профессиональные компетенции имеют все перспективы для роста, а с ними, соответственно, будут расти и правовые компетенции, показывая синергический эффект с такими компетенциями, как: общекультурные, коммуникативными, профессиональными и общепрофессиональными т. д.).

Подводя итого, отметим, что содержательный компонент правовых компетенций, как определенный образовательный результат могут быть достигнуты с помощью формирования преподавателем у обучающихся правовой культуры, создавая соответствующие этому педагогические условия [8].

Литература:

  1. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997.
  2. Болонина С. В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08 — Москва 2000–161 с.
  3. Мягкова С. В. Структура и функции правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения [Текст] /С. В. Мягкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 3. — С.19–21.
  4. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис....канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Коротун. — Екатеринбург, 2010. — 279 с.
  5. Высоцкий, Л. А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно — модульных технологий обучению Текст /Л. А.Высоцкий // Человек и образование. — 2011. — № 4 (29) — С. 105–109.
  6. Безукладников К. Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика [Текст]: дис.... д-ра пед.наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников. — Н. Новгород, 2009. — 403 с.
  7. Сыпачева Г. Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2 URL: www.science-education.ru/116–12444 (Дата обращения: 14.03.2016).
  8. Ядрышников К. С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждения среднего профессионального образования // Успехи современной науки, 2015, № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle