Библиографическое описание:

Башкатов И. В., Мироненко А. П., Ковалев А. А., Мигачёв А. В. Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 391-393.



В работе рассмотрены вопросы финансового контроля в процессе финансового планирования и финансирования силовых структур, имеющих большое значение при построении эффективной системы финансового обеспечения всех элементов силовых структур.

Ключевые слова: финансовый контроль, эффективность, объект контроля, ответственность.

Финансовый контроль в силовых структурах выражается в бюджетном контроле, который является частью государственного контроля в целом и представляет собой установленную нормами права деятельность уполномоченных организаций по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в сфере образования, распределения и использования бюджетов и повышения бюджетной дисциплины.

Доктор юридических наук, профессор Е. Ю. Грачева отмечает, что роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы» [1, с.188].

В свою очередь, эффективность финансового контроля можно рассматривать с различных ракурсов — социального, экономического, экологического и т. д. Важно отметить, что анализ теории экономического управления не даёт единого общепринятого понимания эффективности по конкретным категориям [8]. В одном случае эффективность можно рассматривать как экономичное продуктивное использование всех имеющихся ресурсов, в другом как степень результативности достижения целевых установок.

Для ведомственного финансового контроля в первую очередь характерна результативность, действенность, выражающаяся в выявлении органами финансового контроля в ходе проверочных мероприятий имеющихся нарушений и тем самым компенсации государству понесённых потерь. Однако, несмотря на возможность в количественно выразить данные показатели, оценку эффективности финансового контроля можно дать лишь в общем виде.

Проведя исследование практики применения ведомственного финансового контроля, В. В. Бурцев пришёл к выводу, что до сих пор не выработано универсального подхода к оценке эффективности финансового контроля [2, с. 118]. Поэтому подход к оценки эффективности финансового контроля в силовых структурах должен носить многоаспектный характер, исходя из целевых установок и соответственно конкретных задач того или иного ведомства.

Выделим основные критерии эффективности финансового контроля в силовых структурах:

 экономичность;

 действенность;

 непрерывность и динамичность деятельности;

 активность и интенсивный характер деятельности;

 результативность.

В числе основных задач финансового контроля в силовых структурах стоит:

 соблюдение бюджетного законодательства;

 правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

 повышение бюджетной дисциплины;

 выявление финансовых злоупотреблений, принятие мер наказания к виновным лицам;

 проведение профилактической работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом финансового контроля является не только бюджетная сфера деятельности силовых структур и бюджетный процесс, но и процесс ее финансово-хозяйственной деятельности [3, с.13]. Это объясняется тем, что федеральный бюджет — основной источник финансовых средств силовых структур. Для оценки результативности кругооборота бюджетных средств, целесообразности и эффективности их использования необходимо контролировать определенный комплекс хозяйственных отношений.

Предметом финансового контроля в силовых структурах является их участие в бюджетном процессе, бухгалтерский учет и отчетность.

Финансовый контроль в системе силовых структур России подразделяется на:

 государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти;

 ведомственный контроль. Осуществляется в силовых министерствах и ведомствах в рамках работы контрольно-ревизионных подразделений под контролем Министерства финансов Российской Федерации;

 внутрихозяйственный контроль. Осуществляется руководителем и финансовой службой хозяйствующего субъекта.

Составной частью финансового контроля является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг — это совокупность мер по анализу информации о финансовых операциях, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством. В основе функционирования финансового контроля и финансового мониторинга лежат общие организационно-правовые принципы. Основным из них следует считать принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля [7, с. 576–586].

Как и в случае с финансовым контролем, при проведении мероприятий в сфере финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг [4, с. 29–37].

Предварительный финансовый мониторинг осуществляется на этапе сбора и проверки информации о состоянии финансовой (хозяйствующей) системы [5].

Текущий финансовый мониторинг осуществляется при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций. Последующий финансовый мониторинг направлен на перепроверку (дополнительную проверку) операций, на предмет выявления нарушений, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Такое правовое и экономическое явление как финансовый мониторинг в российском государстве появилось сравнительно недавно. Значимость рассмотрения данного вопроса объясняется тем, что определение отраслевого содержания общественных отношений в сфере финансового мониторинга должно обеспечить согласованность различных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности в части субъектно-объектных отношений, их содержания и цели [6, с. 105–108].

Основными задачами финансового мониторинга являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которое регулирует финансовую деятельность государства, т. е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств.

В настоящее время основной проблемой финансового контроля, как в масштабе государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов, является отсутствие законодательного акта, посвященного вопросам государственного финансового контроля, так как эффективная деятельность финансового контроля требует наличия комплекса законодательно урегулированных условий.

Рассматривая механизм функционирования финансового контроля, необходимо также изучить вопрос установления ответственности получателей бюджетных средств за конкретные нарушения в сфере их освоения, а также основные вопросы материальной ответственности военнослужащих, так как сущность финансового мониторинга определяется деятельностью по мониторингу операций на предмет выявления противоправной деятельности. В этом случае финансовый контроль не имеет никакого управляющего воздействия на операции, являющиеся объектом финансового мониторинга, так как результатом данной деятельности является только сбор и анализ информации, а не документальная и фактическая ее проверка, вынесение окончательного решения о причастности данной операции к противоправной деятельности и привлечении ее участников к юридической ответственности.

Меры материальной ответственности к военнослужащим применяются в соответствии с Федеральным законом от 12.07.1997 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», в соответствии с которым должностные лица подразделений силовых структур несут материальную ответственность в размере причиненного государству ущерба.

Таким образом, система финансирования силовых структур России является составной частью системы государственного финансирования и требует финансового контроля на всех ее уровнях. Система финансового контроля, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования ее теоретико-правовых основ.

Литература:

  1. Аудит Монтгомери / Филип Л. Дефлиз, Генри Р. Дженик, Винсент М. О'Рейлли, Маррей Б. Хирш / Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. -М.: ЮНИТИ. Аудит, 1997. — 542 с.
  2. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2011. 412 с.
  3. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000.336 с.
  4. Демидов M. B. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. — № 1. — С. 29–37.
  5. Приходько Н. М. Финансовый контроль: необходимость законодательной базы. М..: Военно-экономический вестник. 2004. № 2. — 112 с.
  6. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля. М.: Право. 2009. № 9. — 611 с.
  8. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора; Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 1996. — 448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle