Автор: Романова Евгения Константиновна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Библиографическое описание:

Романова Е. К. Проблемы функционирования институционального механизма земельной ренты в сельском хозяйстве России // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 531-534.



Институциональные изменения, произошедшие в сельском хозяйстве России в результате реформ ХХ вв. привели к противоречивым результатам. С одной стороны, формально созданы основы рыночной экономики: сформирован институт частной собственности на землю, развивается институт аренды земель сельскохозяйственного назначения. С другой стороны, институциональные изменения привели к кризисным явлениям в аграрном секторе экономики. В связи с этим функционирование институционального механизма земельной ренты характеризуется рядом проблем, связанных с неэффективностью экономических инструментов. Основными проблемами являются несовершенство института спецификации и защиты прав собственности на землю, неэффективность существующей системы налогообложения и системы земельных рентных платежей.

Земельная рента, являясь стоимостной основой рентных отношений, проявляется, как плата за право пользоваться землей в виде различных земельных рентных платежей. Однако плата за землю возникает только в отношениях между собственником и не собственником земли. Следовательно, при исследовании институционального механизма земельной ренты необходимо отметить особую значимость института спецификации и защиты прав собственности на землю. Четкое определение прав собственности на земельные ресурсы позволяет концентрировать ренту.

В РФ площадь земель сельскохозяйственного назначения на 2015 г. составляла 385,5 млн. га, из них 196,2 млн. га — сельскохозяйственные угодья (50,9 %). При этом около 14,5 % земель сельхозназначения (более 56 млн. га) по целевому назначению не используются. [1]

С 2009 г. по 2013 г. по причине выбытия земель из сельскохозяйственного оборота общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 16,2 млн. га, в том числе сокращение площади земель, используемых под пашню, составило более 0,2 млн. га. [2] Сокращение сельскохозяйственных угодий связано с выходом из состава собственников земельных долей для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуального предпринимательства расширения личного подсобного хозяйства. Между тем основными пользователями сельскохозяйственных угодий по-прежнему являются сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм.

По данным на 1 января 2014 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 257,8 млн. га, или 66,8 % земель категории, в собственности граждан — 114,3 млн. га (29,6 % площади категории), в собственности юридических лиц — 14,0 млн. га (3,6 %).

Из всех земель России, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 г. приходилось 96,5 % (128,3 млн. га), из них 74,0 % (94,9 млн. га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю.

На 1 января 2014 г. в результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 8,5 млн. га, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 2,9 млн. га и аренду — 1,5 млн. га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 8,0 млн. га, из них 3,1 млн. га земель предоставлено юридическим лицам в аренду и 1,4 млн. га — в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 4,6 млн. га, из них предоставлено гражданам во владение 58,9 тыс. га, аренду — 697,8 тыс. га и юридическим лицам в пользование — 403,9 тыс. га, аренду — 2195,5 тыс. га.

Одновременно продолжалось оформление гражданами прав на землю в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточнение принадлежности земель долевой собственности, выкуп земельных участков юридическими лицами для сельскохозяйственного производства.

В структуре частной собственности на землю в целом по России наблюдалось сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан, при одновременном увеличении собственности юридических лиц. Объяснение происходящего заключается в том, что одна часть граждан реализовала свои права собственника на земельную долю, выделяя ее в натуре (образование земельного участка) с последующей продажей, другая часть граждан осуществила в установленном порядке государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с последующей ее продажей юридическим лицам или Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Перечисленные факты позволяют сделать вывод о том, что для институционального механизма земельной ренты сельского хозяйства России существует незавершенность в формировании института спецификации и защиты прав собственности на земли сельхозназначения.

К институциональным факторам, препятствующим спецификации и защите прав собственности на землю следует также отнести слабость и противоречивость законодательной базы, низкую доходность сельскохозяйственных земель, дефицит государственной поддержки экологически и экономически эффективных мероприятий.

Другая проблема функционирования институционального механизма земельной ренты связана с неэффективностью существующей системы налогообложения в сельском хозяйстве России. Преимущественно фискальный характер, высокий уровень налоговой нагрузки, особенно на трудовые ресурсы, низкий уровень собираемости налогов, нарастание задолженности по начисленным платежам и штрафным санкциям и т. п. — все это ухудшает условия воспроизводства и усугубляет и без того тяжелое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий.

По данным академика Д. С. Львова, в отличие от многих других стран основная часть в приросте чистой народнохозяйственной прибыли России составляет природная рента. На ее долю приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России. Доля труда в 15 раз, а капитала — примерно в 4 раза меньше. Из чего можно сделать вывод, что почти все, чем сегодня располагает Россия, есть не что иное, как рента от использования ее природно-ресурсного потенциал, ее земли. [3]

Но сегодня рентные доходы в своей подавляющей части не попадают в государственную казну. В определяющей мере этот результат действующей у нас налоговой системы. Применительно к аграрному сектору экономики государство реализует свое право экономически в виде земельного налога.

Однако в современных условиях доходы государства обеспечиваются за счет налогов на доходы юридических физических лиц, взносов на социальное страхование и налогов на потребление, которые неадекватно отражают в налоговой системе вклад основных факторов производства в ВВП, не стимулируют, а сдерживают производственную и коммерческую инициативу предприятий. При этом доля платежей за пользование природными ресурсами невелика.

Итак, отсутствие налога на ренту приводит к тому, что налогами облагаются капитал и труд. Прямо или косвенно до 70 % всех налогов взимается пропорционально фонду оплаты труда. На долю же рентной составляющей приходится не более 15 %, что в итоге искажает реальное соотношение между факторами производства: завышает долю и занижает рентную составляющую в реальном налогообложении в России. Итогом этого является развитие склонности к тому, что все чаще используются различные способы уклонения от налогов, схемы минимизации налогообложения.

Таким образом, существующая система налогообложения не обеспечивает полное изъятие и рациональное перераспределения ренты, что предполагает необходимость ее совершенствования.

Следующая проблема функционирования институционального механизма земельной ренты связана с неэффективностью действующей системы земельных рентных платежей.

Земельные рентные платежи — это денежная форма земельной ренты. Система земельных рентных платежей включает в себя налоговые и неналоговые формы мобилизации доходов рентного характера: земельный налог, арендную плату за землю, рыночную цену земли, залоговую цену земли, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий, штрафы за нарушение земельного законодательства. Отсюда земельные рентные платежи можно представить как форму изъятия в бюджет ренты, получение которой обусловлено различием в плодородии, в производительности добавочных вложений капитала, в удобстве обработки и местонахождении земель. Они характеризуют в денежной форме систему экономических отношений, связанных с процессом изъятия земельной ренты в распоряжении государства.

Земельный налог, без сомнений, является одним из наиболее значимых налогов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, он играет важную роль в обеспечении равных возможностей хозяйствования для всех людей, работающих на земле, что реализуется путем изъятия земельной ренты у сельскохозяйственных производителей, работающих в относительно лучших условиях.

С 1 января 2006 года был осуществлен переход на новые принципы исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Налог является местным и вводится в действие органами местного самоуправления, а на федеральном уровне закрепляются лишь базовые принципы его взимания: объект налогообложения, категории налогоплательщиков, налоговая база, налоговый период, а также предельно допустимая ставка налога. Основной новацией стало изменение налоговой базы для исчисления земельного налога.

Земельное законодательство РФ предусматривает два способа определения кадастровой стоимости земельного участка:

  1. в случае наличия рыночной стоимости земли кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости земельного участка;
  2. в случае отсутствия рыночной стоимости для установления кадастровой стоимости Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам проводится кадастровая оценка земель. Она определяется с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, а также по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельхозназначения и т. п.).

Однако современная оценка земли производилась на основе старых критериев. Ввиду отсутствия развитого рынка земли для подсчета кадастровой стоимости сельхозугодий брали показатели успешных хозяйств и пересчитывали их в стоимость земли. В результате получилось так, что иногда за суглинки сельским товаропроизводителям приходится платить больше, чем за плодородную землю. Кроме того, встречаются ситуации, когда стоимость земли на одной половине поля может в 2–3 раза отличаться от стоимости земли на второй половине поля из-за того, что эти участки когда-то принадлежали разным по экономической эффективности хозяйствам или, например, определение базовых оценочных затрат производилось в среднем для всех культур, а не для каждой культуры в отдельности. Между тем территориально-дифференцированные свойства сельскохозяйственных угодий значительно влияют на производительность труда и на эффективность производства. Итак, существующие подходы к оценке земельных угодий сельхозназначения слабо учитывают влияние географических, климатических и демографических факторов. Их игнорирование при оценке земель, для которых невозможно определить рыночную стоимость, приводит к необоснованному завышению цены таких участков.

Кроме того, существующая методика кадастровой оценки не отражает нормального уровня рентабельности и не работает в условиях самофинансирования сельского хозяйства. При существующей методике уровень рентабельности составляет 7 %, что не компенсирует даже потери от инфляции. Прежде всего это касается районов, где, согласно существующей методике государственной кадастровой оценке земель, земли были оценены достаточно низко. Это приведет к тому, что ставка земельного налога для высокорентабельных организаций снизится в несколько раз по сравнению с существующей, и соответственно сократятся доходы местных бюджетов.

Максимальная налоговая ставка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, зафиксирована в ст. 394 НК РФ в размере 0,3 % от кадастровой стоимости участка. Это намного ниже ставки налога на землю несельскохозяйственного назначения (1,5 %), что представляет собой принцип льготного налогообложения сельскохозяйственного производства. Органы местного самоуправления могут снизить ставку земельного налога с 0,3 % кадастровой стоимости сельхозугодий до 0,2 %. Однако на практике этого не происходит.

До настоящего времени не разработаны механизмы дифференциации налогообложения. Действующая методика определения ставок земельных платежей недостаточно обоснована и является причиной нерационального использования сельхозугодий.

Возникает необходимость в урегулировании вопроса об обеспечении равных условий налогообложения субъектов сельского хозяйства в зависимости от складывающихся природно-климатических условий, т. е. с учетом рентной составляющей.

Итак, наличие проблем функционирования институционального механизма земельной ренты в сельском хозяйстве России позволяет сделать вывод о том, что существующий институциональный механизм земельной ренты в аграрном секторе российской экономики нуждается в совершенствовании.

Литература:

  1. Счетная палата РФ [Электронный ресурс] 18 янв. 2016 г. — режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/control/25338/
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии использовании земель в Российской Федерации в 2014 г.// Росреестр. — Москва, 2015 г. — с. 9.
  3. Львов Д. С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской Академии Наук. 2003 г. — том 73, № 8. с. 675–697.
Основные термины (генерируются автоматически): земельной ренты, механизма земельной ренты, институционального механизма земельной, земель сельскохозяйственного назначения, кадастровой стоимости, земельных рентных платежей, прав собственности, земельного налога, защиты прав собственности, земельных участков, Российской Федерации, земельной ренты связана, сельском хозяйстве России, функционирования институционального механизма, изъятия земельной ренты, частной собственности, сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственных угодий, сокращение площади земель, га земель.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle