Библиографическое описание:

Григорьева С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 37-41.



Abstract. The problem of the study of values and values reported in the literature in some detail in the work of psychologists, sociologists, sociologists, cultural scientists and teachers. At the same time the actual definition of the definition of "value" vary depending on a particular scientific orientation. This article attempts to analyze and compare the approaches to the content of the category values in the philosophical, psychological, sociological and pedagogical works.

Keywords: values, the category of values, the values in philosophy, sociological concepts, category values in teaching, the system of values in psychology.

Проблема ценностей в настоящее активно обсуждается и исследуется в рамках различных научных направлений. Активное повышение интереса к ней обусловлено современными реалиями - в российском обществе совершается основательная переоценка определившихся ранее ценностей, наблюдается направленность на разрушение выработавшейся системы традиционных общественных и личностных ценностей.

Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе освещается достаточно подробно в работах психологов, социологов, культурологов, педагогов. При этом собственно определения дефиниции «ценности» разнятся в зависимости от той или иной научной направленности. В данной статье предпринята попытка проанализировать и сопоставить подходы к содержанию категории ценностей в философских, психологических, социологических и педагогических трудах.

Философская теория ценностей прошла эпохальный путь вырабатывания, эквивалентный развитию самой философии, в рамках коей она и складывалась. Уже в философии античности прослеживаются различные подходы к проблеме абсолютного и относительного характера категории ценности. Так, если у Платона высшие ценности абсолютны и тождественны с бытием вообще, то у софистов всякие ценности относительны и индивидуальны и относительны, поскольку «человек есть мера всех вещей». Аристотель с одной стороны, как и Платон, принимает существование самодостаточных абсолютных ценностей, таких как справедливость, счастье, сам человек, но при этом он признает и относительность основной массы ценностей, поскольку непохожие вещи представляются ценными дитю, мужу, мудрецу. Мудрость по Аристотелю заключается именно «постижение умом вещей по природе наиболее ценных».

Смена исторических эпох и философских систем влекут за собой смену и в осмысливании ценности. Так, в Средневековье ценности соотносятся с божественной сущностью, в Эпоху Возрождения на смену религиозных ценностей приходят ценности гуманизма, а в Новое время понятие ценностей определяются развитием смене общественных отношений.

Понятие ценности в особом, узком значении впервые в философии применяет И. Кант. Предпосылкой науки о ценностях - аксиологии у Канта является разделение должного и сущего - то есть реального и идеального и тогда ценности - суть цели, поставленные человеком; важность тех или других обстоятельств для персоны. Гегель разграничивает ценностей на утилитарные и духовные: утилитарные представляются как экономические и оцениваются как товары, так как вещь имеет ценность, и она всегда относительна, поскольку зависима от спроса и предложения; духовные ценности Гегель связывает со свободой духа.

Таким образом, вопросы природы, сущности, понимания ценностей являлись предметом философского изучения и обсуждений еще с древности. Вместе с тем, предметом научного обсуждения ценности, как один из ключевых аспектов философии становятся только во второй половине XIX в, когда возникает как самостоятельный раздел философии аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - учение о ценностях; аксиологический - определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей [4]. В рамках данного направления складываются разнообразные концепции (натуралистические, трансценденталистские, социологические, диалектико-материалистические), коие неравнозначно характеризуют сущность ценностей и их природу. Отметим кратко отдельные из перечисленных.

Натуралистический психологизм, (Дж. Дьюи,) понимает ценности как объективные факторы действительности, которые практически созерцаемы, а их происхождение обусловливает биологическими и психологическими человеческими потребностями. В таком понимании каждый предмет является ценностью, если он удовлетворяет любую из потребностей человека.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) трактует ценность как идеальное бытие, а не объективную реальность. В противовес натуралистическому психологизму, ценности понимаются как существующие независимо от желаний человека. ценности эти - добро, красота, истина - обладают самодостаточным значением, представляются целями уже сами по себе, а не служат средством достижения чего-либо. то есть ценности определяются как нормы, не зависящие от отдельного человека и образующие общественную основу определенных ценностей и культур.

Социологическая концепция представлена М. Вебером в его трактовке ценность - есть та норма, какая обладает определенной конкретной социальной значимостью для определенного субъекта. М. Вебер в этом отношении особенно акцентировал внимание на роли религиозных и этических ценностей в общественном развитии.

В современной философской литературе тоже присутствуют различные точки зрения на природу ценностей, их понятие и содержание. Так, ценность трактуется и как предмет, приносящий какую-то пользу и который может удовлетворить какую-либо потребность индивида; и как идеал; и как норма; и как значительность чего-то для индивида или социума и т.п. Все проведенные трактовки отражают конкретную, действительную сторону ценностей, и в этой связи их надлежит принимать во внимание не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие всеобщую концепцию ценностей.

Обратимся к психологии. В отечественной психологии подходы к осмысливанию ценностей рассматриваются в разнообразных аспектах исследования свойств личности. Но, несмотря на расхождение трактовок личности в отечественной психологии, необходимо выделить, что социально-психологический подход к дефиниции ценности содержится не в анализе не ценностной системы общества, а социально обусловленного характера восприятия ценностей личностью.

С.Л. Рубинштейн определял назначение психологии в том, чтобы «преодолеть отчуждение ценностей от человека». Исходя из данного контекста, «деятельность» согласно теории А.Н. Леонтьева, может пониматься как основополагающее средство приятия личностью общественных ценностей. Становление личности по А.Н. Леонтьеву состоит в закономерном формировании иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, и тем самым в становлении «связной системы личностных смыслов».

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов утверждает, что любая ценность характеризуется двумя основными свойствами - значением и личностным смыслом. При этом значение ценностей - это континуум общественно значимых качеств, назначений объекта или какой-либо идеи, каковые и делают их ценностями в сообществе, а личностный смысл ценностей определяет конкретная личность.

Б.С. Братусь, говоря об осознанности, «отрефлексированности» в наибольшей степени общих коннотационных образований, применяет для их обозначения дефиницию «личностные ценности». В исследованиях Б.С. Братуся, Т.В. Корниловой, С.С. Бубновой и других, личностные ценности определяются как сложная многоуровневая организация, занимающая место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, и выполняющая роль регулятора активности личности.

Д.А. Леонтьев считает, что понимания ценностей как порождения сознания ошибочно, он считает необходимым разграничивать собственно ценности и отражённые ценностные представления, наличествующие в сознании. По Д.А. Леонтьеву рефлексивные ценности не во всех отношениях соответствуют в действительности значимым ценностям. Д.А. Леонтьев соотносит понятие ценности с тремя разными группами явлений и пишет о трех видах существования ценностей:

1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

2) предметном воплощения этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.

Перечисленные формы существования ценностей переходят одна в другую. Так общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д., и т. п. по бесконечной спирали.

Б.С. Братусь же характеризует личностные ценности как осмысленные и установленные личностью общие смыслы его бытия. Он разделяет личные ценности как осознанные смыслы существования и декларируемые, «назывные», внешние по отношению к индивиду ценности, не имеющие прямого отношения к смысловой сфере. Таким образом, личностными ценностями становятся те смыслы, по касательству к которым личность определилась, акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее установление осознанных личностью смыслов выступает при этом непременным условием создания личностных ценностей.

Несмотря на некоторые разногласия во взглядах ученых, общим из всех приведенных выше мнений можно признать то, что ценности, их система являются очень важным аспектом личности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания.

Социологи утверждают, что ценность — это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); при помощи ценности характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Рассматривая вопрос интерпретации ценности в современной социологии, надлежит констатировать тот факт, что в академической литературе наличествует определенное дифференцирование точек зрения на ее возникновение, сущность и обозначение. Существующие разнообразия детерминированы специфичностью методологических подходов исследователей, наличествующих в современной социологической теории. Различие методологических подходов в свою очередь обусловливают и различия в социологической интерпретации ценностей.

В.А. Спиридонова выделила в современном аксиологическом дискурсе 18 бинарных оппозиций, которые на наш взгляд, можно условно обобщить и сгруппировать в ключевые аксиологические подходы в социологическом трактовании ценностей: 1) утилитаристский - где ценности трактуются посредством категорий «польза», «выгода», «благо», как предметный объект или духовное явление, содержащие какую-то пользу и способные удовлетворить какую-то потребность человека; 2) идеалистический - где ценности разъясняются в контексте категорий «идеал», «эталон», «референтность»; 3) нормативный - где ценности обретают статус нормативных регуляторов социального деяния и поведения; 4) понимающий где ценность понимается в контексте ее соотнесенности с категориями «значимость», «значение», «придавания значения». Все представленные выше подходы можно рассматривать взаимодополняющие, поскольку они выражают определенную и реальную сторону ценностей. Несмотря на то, что они имеют разные основания и определенным образом разнятся по субъекту ценностного отношения, эти подходы отображают дифференциацию практически наличествующих ценностных отношений. Ценность, таким образом, можно толковать как значимое для индивидуума или группы явление или предмет духовной или материальной культуры, воспринимаемые оценивающим субъектом в качестве пользы, выгоды, нормы, идеала или блага.

Таким образом, особенность интерпретации категории ценности в социологии предполагает рассмотрение ее в контексте ее соотнесения с понятием «значимости», то есть «отнесения к ценности» (придания значения) тех или иных явлений. Субъектом оценки выступает персональный либо общественный субъект, расцениваемый с позиции системного подхода как элемент социальной организации. Таким образом, ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека.

Особую значимость аксиологический подход имеет для современного образовательного процесса, поскольку каждая эпоха накладывает свой отпечаток на вопросы «кто учит?», «зачем учит?», «чему учит?». Этот аспект постоянно обсуждается и изучается педагогами — и теоретиками, и практиками. Категория ценностей является одной из важнейших для педагогики, и к ее изучению обращались ведущие отечественные деятели и педагоги, начиная с XIV-XVII вв. (М. Грек, И.С. Пересветов, A.M.Курбский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.). Ценности в педагогическом понимании М.В. Ломоносова заключались в формировании у молодого поколения тяги к познанию и человеческого разума. В.Н. Татищев утверждал ценность нравственного просвещения воспитанника в процессе его обучения. В основании воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, лежат обще человеческие ценности: милосердие, доброта, любовь, вера в человека. Воспитание, по К.Д. Ушинскому, - индивидуальная ценность, коия созидает «вторую природу человека», развивает, просвещает сознание личности, открывая перед ним путь к добру [10, с. 63]. Вопросу исследования ценностей уделяли большое внимание отечественные педагоги XX в. Уникальное значение в этом отношении имеют педагогические взгляды А.С. Макаренко на введение нравственных ценностей в педагогический процесс. В качестве первенствующих ценностей А.С. Макаренко считал любовь взрослого к ребенку, воспитателя к воспитаннику. Именно Любовь, Милосердие, Доброта строят всю его педагогическую концепцию.

В отечественной педагогике прошлого века (1960 - 1980-е гг.) активно разрабатывается педагогическая парадигма гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, О.С Газман, К.А. Альбуханова-Славская, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.).

В.А. Сухомлинский базисными нравственными ценностями называл настоящее и будущее Отчизны, долг перед матерью, отцом, учителем. Гуманистическая теория воспитания В.А. Сухомлинского и сегодня остается актуальной и коренной теоретико-методологической базой формирования ценностных ориентации воспитанников.

К.А. Альбуханова-Славская рассматривает ценность как смысл жизни в широком аспекте, каковой состоит в установлении, избрании, осуществлении нравственных качеств, что представляется гармонией меж сознанием, чувствами и отражает процесс выработки, присвоения и осуществления ценностей.

Б.Т. Лихачев отдает первенство среди ценностей человека идеалу, природе, и выделяет воспитательные ценности: воли к жизни, любви, коллективизму, достоинству, уравновешенности, свободолюбивости, уверенности в себе и др. главнейший базисный очаг, по мнению Б. Т. Лихачева, - это природа, порождающая такие ценности, как гуманизм, открытость, красота мира, восхищение, обязательность. Главной ценностью социума как одного из неистощимых аксиологических источников предстает человек, и именно он - настоящая и всеобъемлющая ценность, являющаяся творцом ценностей.

В.А. Сластенин отделяет общечеловеческие ценности (человек, ребенок, учитель, творческая индивидуальность), духовные ценности (опыт, учения, способы мышления) и индивидуальные ценности (способности, индивидуальные качества, идеалы).

По суждению Н.Е. Щурковой, система человеческих ценностей представляет из себя пирамиду от наивысших ценностей, отображающих самое обширное обобщение, к наименее весомым. В классификации ученой включены высшие ценности, включающие весь мир в его значительности для существования человека и выстраивающиеся в едущий ряд: человек, жизнь, красота, труд, познание, общение, игра, свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство.

О.С. Газман первенство отдает сознанию как ценностной категории образования личности, какое создаёт деятельность и самого человека. В. А. Караковский концентрирует внимание на ценностях общечеловеческих - Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Е. В. Бондаревская отделяет ценности, содействующие воспитанию независимой личности (гражданственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни); воспитанию гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, стремление оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, миропонимание ценности человеческой жизни).

Таким образом, в педагогике ценности обозначиваются как нравственный принцип воспитания, как условие для воспитания нравственных отношений между педагогом и учащимися, как средство формирования интеллектуальной культуры - мыслей, чувств, переживаний. Основополагающая педагогическая функция ценности осуществится в ее ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности личности, каковая выдвигается в качестве «оси сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем.

На основе проведенного анализа мы приходим к выводу, что к настоящему времени сформировались различные установки, трактующие природу ценности. В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления.

Для общефилософской науки ценности - это объекты интересов персоны, дозволяющие осознать значимость бытия.

В концепции психологических знаний ценности выступают одним из ключевых мотивов поведения личности, осознанного отношения к окружающим, нравственными категориями, означающими психологические характеристики человека.

В социологии в рамках ценностной проблематики первенствующими представляются социальные ориентиры, определяющие отношения между людьми и нравственные идеалы.

В педагогике ценности выступают компонентой аксиологического и целенаправленного процесса воспитания нравственных взаимоотношений обучающихся при их самореализации в разных видах.

Литература:

  1. Васильева, С.В. К проблеме ценностей в психологии [Электронный ресурс] // Ананьевские чтения-2005 : материалы науч.-практич. конф. – URL : http:// elib.gnpbu.ru/text/ananyevskie_chteniya_2005/(дата обращ.: 23. 01. 2016)
  2. Максименко, А.А. Социологическая интерпретация понятия ценность [Текст] // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – № 2. - С. 284-291.
  3. Михальцова, Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Пед. образование и наука. – 2009. – № 5. – С. 30-37.
  4. Проблема ценности в философии [Текст] / Т.Н. Горнштейн, М.А. Кисселя, В.П. Тугаринова; под ред. А.Г. Харчева. – М.: Наука, 1966. - 262 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle