Библиографическое описание:

Завьялов А. В., Вазгустов К. Н. Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7-8 классов // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 50-53.



Annotation. The article discusses the development of innovative abilities of pupils 7 - 8 classes during extracurricular activities organized in educational institutions in the form of a circle of technical creativity.

Keywords: creativity, innovation, innovation, a circle of technical work, the program of work circle , unconventional construction material.

Перед образованием поставлены исключительно ответственные задачи: обучить учащихся основам наук и профессии, научить их самостоятельно пополнять свои знания, воспитать идейно закаленную, всесторонне развитую личность. Развитие творческих способностей, творческой (инновационной) деятельности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Это неизбежно раздвигает рамки урока. Обучение в иных формах продолжается за его пределами.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности по развитию творческих способностей в школе являются предметные кружки по интересам. Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята углубляют знания и умения по интересующему их делу и применяют их в общественно полезном труде в школе и дома. Воспитанию в каждом ученике творца (новатора) способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.

Понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 году, рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [6, с.134-135].

Творчество –это есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [3].

В современных реалиях перед педагогами стоит задача организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась и творческая активность учащихся, индивидуальные способности учеников. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» [5].

Творческая (инновационная) деятельность учащихся предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Творчески работающие учащиеся не ограничиваются учебником, хотя формально от них в ряде случаев больше ничего не требуется, а обращаются к научной литературе, справочникам, энциклопедиям. В процессе работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного изучения, и проводят, пусть и скромные, но самостоятельные исследования. Главное в творческой деятельности учащихся - процессуальная сторона, методы овладения знаниями. Учащиеся могут не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, не только выражать свое отношение к изучаемому, высказывать свою точку зрения, не только переносить известные способы решения в новые условия, но и находить принципиально новые способы [7].

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности по развитию творческих способностей в школе являются предметные кружки по интересам. Цель этих кружков - увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. Продуктивнее на занятиях будет действовать механизм обучения, если задания будут составлены «от простого к сложному». Преодолевая посильные сложности, ребенок с каждым разом с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время учитель должен использовать дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в обучении. Главное, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку. Поэтому для учителя является важным не подавлять желания, творческие порывы и идеи учащихся, а поддерживать их и направлять [4].

При организации внеклассной работы по развитию инновационной творческой деятельности учащихся (кружка технического творчества) ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Работа в технических кружках протекает по программам или тематическим планам, которые хотя и соответствуют школьным учебным программам, но во многом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическую работу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знать кружковцы. [2]

Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части.

Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке дерева и металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо, читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.

Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в систему трудового обучения в школах, предлагается выделять новую группу нетрадиционных материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда. Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы [1].

Достаточно новым нетрадиционным конструкторским материалом, имеющим довольно частое применение, являются остатки полипропиленовых труб, используемых для монтажа отопительной системы и системы водоснабжения и канализации в помещениях. Из полипропиленовых труб можно изготовить очень огромное множество вещей: предметы мебели, подставки и карандашницы, теплицы и парники, необычные предметы интерьера (люстры, светильники, панно и т.д.).

Изучив и проанализировав теорию об инновационной творческой деятельности учащихся, можно сделать вывод, что особое место в работе педагогических коллективов должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время. Безусловно, способность к новым творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие (инновационные) возможности можно и нужно развивать.

На основе изученного теоретического материала по теме исследования, разработана программа работы кружка технического творчества для учащихся 7 – 8 классов «Умелые руки», а также методические рекомендации организации занятий по изготовлению изделий из нетрадиционного конструкционного материала на примере изготовления креативного светильника из полипропиленовых труб.

Можно сделать вывод, что занятия в кружке «Умелые руки» будет способствовать развитию творческих и инновационных способностей учащихся, креативного мышления.

Литература:

  1. Техническое творчество учащихся: кн. для бакалавров и учителей [Текст] / Заенчик В., Медведев П., Шмелев В. [и др.]. – Ростов-н/Д., Феникс, 2008. – 432с.
  2. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии [Текст] // Шк. и пр-во. – 2000. – № 6. – С. 23 – 24.
  3. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Магистр, 1993. – 494 с.
  4. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст]. – Минск: Соврем. шк., 2010. – 719с.
  5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска шк., 1974. – 288с.
  6. Шумпетер, И.А. Теория экономического развития [Текст] / И.А. Шумпетер. – М.: ДиректмедиаПаблимешинг, 2008. – 400 с.
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/504424

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle