Библиографическое описание:

Сидоров О. В., Чикирев А. Н. Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 97-101.



Annotation. The article is devoted to the realization of an individual approach to student learning technology lessons. An important element of individual work in the classroom is the approach to the weakest and the strongest performance by a student.

Keywords: activity approach, individual form of training, teacher technology training process.

Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей [1].

Первое. Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового материала и его закреплению.

Второе. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование о необходимости чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.

Третье. Индивидуальная работа с учащимися на уроке осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения эффективности учебной работы. Некоторая дифференциация свойственна также самому характеру проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще и чаще наводящие и уточняющие. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.

Четвертое. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Школьников, проявляющих индивидуалистические наклонности, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания, связанные с оказанием помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию здоровых мотивов учения у тех учащихся, которые не проявляют старательности в овладении знаниями или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание коллективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса [3].

Ученые педагоги выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. По мнению И. М. Чередова "Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная - учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий".

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т. д. Эффективна эта форма и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Индивидуализированная форма обучения представляет большие возможности, для самостоятельной деятельности учащихся. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый учащихся выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей, и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Многие учителя с этой целью применяют специально разработанные карточки-задания разного уровня трудности, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность.

Работу по карточкам-заданиям целесообразно проводить на уроке контроля знаний, а также на отдельных этапах других уроков.

Индивидуализированные задания учащиеся могут выполнять и при работе с учебником, дополнительной литературой. Они могут составлять планы статей, готовить ответы на вопросы отыскивая их в книгах. Можно поручить, отдельным ученикам поработать над справочными пособиями, составить различные диаграммы, таблицы, графики, давая им возможность проявить свою самостоятельность в анализе материала. Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. Эта работа рассчитывается на то, чтобы учащийся, формулируя вопросы, целенаправленно читал определенный раздел учебника, учился вычленять основное.

Многие учителя-практики для слабоуспевающих учащихся составляют задания, которые содержат образцы решений и заданий, подлежащих выполнению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу и т. п.

Характеризуя индивидуальные формы организации учебной работы учащихся на уроке, П. И. Пидкасистый отмечает: "Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в образовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом её сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении целей, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремления передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с коллективными формами работы [2].

Чтобы учащиеся становились субъектами учебной деятельности, они должны принять цели обучения, которые ставит перед ними учитель, как личностно и общественно значимые, уметь планировать свою учебную работу, оценивать ее, корректировать способы деятельности. Для этого учителю необходимо разработать по каждой теме учебный минимум перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, подобрать контрольные вопросы для проверки и взаимопроверки.

На вводном занятии по теме учитель технологии объясняет цели и задачи предстоящей работы, ее место и роль в общем образовании, развитии человека, ее практическое и теоретическое значение. Если нужно, учитель рассказывает историю возникновения и развития тех технологических понятий и категорий, которые учащиеся будут изучать в этой теме, указывает, какие знания и умения пройденного материала понадобятся при изучении новой темы [5]. Коллективно обсуждается, что и как следует повторить, чтобы лучше подготовиться к работе над темой. Затем учитель технологии сообщает сколько уроков отведено по плану на ее изучение, каковы примерные сроки завершения темы, перечисляет основные элементы.

Задания для коллективной и индивидуальной работы даются на вводном занятии на весь период изучения темы.

Чтобы у учащихся было больше свободы для творческой инициативы и делового общения, учитель технологии разбивает группу на подгруппы (бригады). Их может быть от трех до шести. Избираются ответственные за те участки учебной и общественной работы, которые ребята могут выполнять самостоятельно при минимальной помощи учителя. В результате у каждого учащегося будет своя учебная или общественная роль. Периодически, не реже раза в год, учитель проводит перераспределение по бригадам и по ролевым обязанностям.

Изучение учебного материала учитель технологии ведет с использованием коллективных форм работы. Какую-то часть учащиеся изучают сначала самостоятельно (индивидуально) парами или по бригадам, а затем проводится фронтальное обсуждение результатов их работы [6]. Для некоторых форм коллективной самостоятельной деятельности хорошо дать дифференцированные задания на заранее подготовленных карточках.

Вся учебная работа организуется так, чтобы учащиеся осознавали, чувствовали что они сами учатся, а учитель лишь помогает им в этом. Учитель технологии выступает в роли организатора «руководителя учебной деятельности, взаимоотношений каждого ученика с коллективом класса. Тем самым он способствует формированию сплоченного общими целями и ценностями коллектива класса, в котором отношения складываются в совместной учебной и общественной деятельности.

Учителю технологии необходимо продумать, как создать климат уважительного отношения к каждому ученику, как воспитать ответственность за свои действия перед коллективом класса, перед органами самоуправления. Учитель технологии при этом выступает лишь в роли конечной инстанции, когда полномочия ученического самоуправления исчерпаны. Успеху дела во многом будет способствовать такой климат в классе, в котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, а деятельность приносит эмоциональное удовлетворение. Но в то же время учеба потребует от учащихся точного напряжения сил и способностей [4].

Все содержание обучения структурируется как система иерархически взаимосвязанных задач. Учеба заключается в их решении. Учитель технологии лишь ставит, обосновывает необходимость, разъясняет сущность задач, а ученики индивидуально или коллективно их решают, обсуждают возможные пути и способы решения, выявляют задачи, которые вытекают из решения ранее поставленных, подготавливая тем самым условия для постановки новых вопросов. Очень важно при этом выделять общие методы поиска решения, нравственные проблемы учебного материала.

Всю текущую проверку, оценку, учет учебной работы проводят бригадиры. Организовать это можно по-разному. Например, так. Когда изучение темы завершено, контролер проверяет бригадиров, а те, в свою очередь, - членов бригады. Вместо контролера проверить знания бригадиров может ассистент учителя. Результаты проверки учащиеся сообщают учетчику, который отмечает это условными знаками в листе учета. Если при проверке установлено, что какой-то ученик недостаточно или вовсе не овладел учебным минимумом, то соответствующая ему клеточка в листе учете остается пустой, а командир класса принимает необходимые меры, например, прикрепляет к этому ученику консультанта для помощи в ликвидации пробела.

Аналогично ведется проверка, оценка и учет домашней работы. Учитель по ходу изучения темы может провести и фронтальную проверку знаний в форме письменной контрольной работы, теста и т. д. Результаты коллективно обсуждаются, но не оцениваются и в листе не отмечаются.

Устный опрос, широко применяемый при традиционной организации обучения, здесь практически не используется, ведь, как правило, при устном опросе один отвечает, остальные слушают. Делается это обычно для "накопления оценок" и при повторении. Накапливать оценки в данной модели проста не нужно, вторая же цель, как показали многочисленные исследования, не достигается. Большинство учеников не слушают ответы товарищей. Учитель заменяет устный опрос фронтальным коллективным обсуждением материала без выставления каких-либо оценок.

В конце изучения темы проводится коллективное обсуждение результатов работы школьников. Бригадиры отчитываются за работу бригад, дают характеристику каждому ученику. Эти данные сопоставляются с результатами внешнего контроля, который ведет учитель, коллективно класс принимает решение: кто из учащихся полностью выполнил план изучения темы, а у кого есть какие-то пробелы.

Особое внимание следует обратить на тех учащихся, кто досрочно выполняет план работы, овладевает учебным минимумом. Этим учащимся надо оказывать всяческую помощь в освоении по выбору тех вопросов темы, которые не вошли в ученый минимум и даже тех, что не входят в программу. Учителю технологии необходимо порекомендовать им литературу, дать консультации. Эти учащиеся могут по желанию писать рефераты, доклады, работать над творческими проектами [7].

По этому, индивидуальная работа учащихся является начальным этапом в организации групповых занятий по технологии. Она заключается в следующем. На занятиях по технологии отдельные ученики проявляют повышенный интерес к технике, к моделированию и конструированию технических устройств, к занятиям декоративно-прикладным искусством. Для удовлетворения этого интереса они начинают самостоятельно выполнять привлекательную для них работу. Учитель технологии, поддерживая склонности учеников к занятиям техническим, декоративно-прикладным творчеством, проектной деятельности и др., консультирует их, оказывает необходимую помощь. Вокруг наиболее увлечённых тем или иным видом занятий и авторитетных учеников начинают объединяться другие ученики, которых также интересуют эти занятия. Таким образом, создаются благоприятные условия для организации систематических групповых занятий учащихся под руководством учителя в образовательной области «Технология».

Литература.

  1. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Красевский – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
  2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
  3. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2009. – 540 с.
  4. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 4. - С. 50 -54.
  5. Межпредметные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О.В. Сидоров, Е.Б. Петелина, Л.В. Яковлева, А.В. Гоферберг // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 5. – С. 178 – 181.
  6. Сидоров, О.В. Организация самостоятельной работы студентов технологического образования по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» / О.В. Сидоров, М.С. Прохоров // Проблемы и перспективы физико – математического и технологического образования: сб. материалов Всерос.науч.– практич. конф. с международ.участием (г. Ишим; 19-20 нояб. 2015 г.) / отв. ред. Т. С. Мамонтова. – Ишим, 2015. – С. 204 – 214.
  7. Симоненко, В.Д. Естественно научные основы технологической подготовки школьников / В.Д. Симоненко, А.С. Тихонов. – Брянск: Изд-во Брянск.Гос.ун-т, 2002. – 228 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle