Библиографическое описание:

Коротышева М. О., Кара В. П. О перспективах развития информационных технологий в социальной сфере // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 26-28.



На современном этапе в России все больше внимание уделяется информатизации общества в социальной сфере. Социальная сфера сегодня – это уже не просто область существования и реализации своих человеческих возможностей в виде человеческого капитала, но и объект пристального внимания Правительства РФ и Президента РФ. Она рассматривается, как обширная инвестиционная ниша, нуждающаяся в наполнении денежными потоками.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" может быть определено основное положение и пути построения территориальной информационной системы (ТИС), разработаны общие представления о структурах и перспективах движения информатизации в отдельных ее отраслях, предложены научно-технические обоснования программы информатизации.

Концепция информатизации – это основной научно-методический документ, содержащий перспективные подходы к развитию процессов информатизации, которые обеспечат интегрированное представление об информационной системе. Рост современной экономики во взаимодействии социальной сферы и развитии информационных технологий – проблема не менее актуальная. В том числе, резервом выступает активное внедрение информационных технологий [3].

В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики России проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться[1]:

  1. слабо координируется использование органами государственной власти информационных технологий, недостаточно используется лучший опыт внедрения информационных технологий для повышения эффективности государственного управления;
  2. сохраняется отставание российского рынка информационных технологий, недостаточно быстрыми темпами происходит становление экономики, осуществляемой с помощью информационных технологий.
  3. сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества;
  4. возрастают угрозы безопасности в информационном обществе, в том числеодной из угроз является увеличение количества компьютерных преступлений, возросла их корыстная направленность, а также наносимый материальный ущерб, увеличилось количество преступлений, в том числе трансграничных компьютерных преступлений, совершенных группами лиц;

Во избежание вышеперечисленных угроз необходимо сформировать программы проведения единой стратегии распространения информации и внедрения новых технологий, создать единый методологический подход при проектировании информационных технологий для различных структур.

Система социального обеспечения в России нуждается в реформировании в области информационных технологий.

Под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание [2]. Мы согласны, что главными отраслями социальной сферы являются именно образование, здравоохранение, культура и жилищно-коммунальное хозяйство, поэтому необходимо рассмотрение инноваций в социальной сфере именно в данном аспекте [5].

В частности, в образовании плохо развита система электронных библиотек. На низком уровне осуществляются межвузовские связи, непосредственно предполагающие онлайн видеоконференции. Немало важной проблемой в образовательных учреждениях является слабая оснащенность вычислительной техникой. Государство выделяет денежные средства для применения этих технологий, но существует проблема нехватки специалистов в данной области. Актуальна так же проблема ,заключающаяся в том, что преподаватели имеющие большой стаж работы не умеют применять современные информационные технологии и вычислительную технику в частности. Несмотря на существующие проблемы государство предпринимает и пытается внедрять новые программы, которые дадут толчок развитию информационных технологий в нашей стране[9].

Согласно государственной программе «Информационное общество (2011-2020) годы» выделяются следующие аспекты: развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования, науки и культуры; социальная адаптация и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями посредством использования дистанционных образовательных технологий, в том числе организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому; единый российский интернет портал, содержащий исчерпывающую информацию о российских библиотеках, архивах и музеях[1,8].

В медицине следует внедрять комплексные инновационные системы, оптимизировать предоставление услуг в сфере здравоохранения. Для улучшения качества обслуживания населения нужно внедрять электронную форму обслуживания, расширить применение контрольно-диагностических аппаратов в каждом регионе страны.

Другим, не менее значимым вопросом, является оказание услуг ЖКХ. Согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ч. IV, ст. 491 исполнитель – лицо, предоставляющий коммунальные услуги и т.п., имеет целый ряд обязательств, которые, к сожалению, в большинстве своем не исполняются. Это подтверждается данными выборочного обследования домашних хозяйств. В частности около половины (42,9 %) имеет необходимость текущего ремонта и треть – капитального. Аварийно-диспетчерская служба не всегда фиксирует информацию, поступающую по телефону. Из-за правового незнания наших граждан, им не сообщается ни ФИО, ни регистрационный номер заявки, ни время её приема. Это доказывает, что поступающая информация не фиксируется, а диспетчерская выполняет роль психологической разгрузки населения. Потребитель в конечном итоге будет фактически оплачивать за не предоставленную услугу или предоставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества в полном объеме[7].

Для обеспечения того высоко уровня качества, который закреплен в нормативно-правовых документах на наш взгляд, важно, чтобы фиксированием нарушений в изучаемой области занималась независимая организация. Это позволит количественно оценить не только масштабы таких нарушений, но и узнать общий уровень недовольства граждан, увеличит ответственность поставщиков коммунальных услуг перед своими потребителями. Прибегнув в такой ситуации к посредническим услугам, например аутсорсинговой компании, это не потребует серьезного вмешательства в правовую сферу. При этом сказанное позволит консолидировать информацию о нарушениях в сфере ЖКХ по всей стране и об их устранении, тем самым показывая объективную оценку действиям работников. Сказанное неизбежно снимет часть работы с аварийно-диспетчерских служб по принятию звонков и взаимодействию с населением, при этом благодаря тесному сотрудничеству с обозначенным выше посредником, их работа будет более эффективной в координации действий своих служб и работников [4,6].

Прогноз развития сферы информационных технологий основывается на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и выполнен в двух вариантах - инерционном и инновационном. В инерционном варианте развития объем услуг связи к 2020 году по сравнению с 2007 годом вырастет в сопоставимых ценах почти в 6 раз, объем рынка информационных технологий - возрастет в 2,7 раза. В инновационном варианте прогнозируется рост объема услуг связи в 2020 году по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах почти в 10 раз, объем рынка информационных технологий возрастет по сравнению с 2007 годом в 5,9 раза [1].

Развитие информационных технологий в социальной сфере очень важно для государства и общества в целом. Их внедрение своевременно удовлетворит потребности населения страны, что будет способствовать равноправному распределению общественных благ, реализуя принцип социальной справедливости; повысит интеллектуальное развитие общества; разнообразит досуг, отдых и развлечения населения.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" изм. и доп., вступившими в силу с 20.07.2013г. № 606-р.
  2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2010. – 860с.
  3. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография. Том 34/Яковлев А.С., Польшакова Н.В. и др.: Воронеж: ВГПУ, 2014 г....–С.88-99
  4. Яковлев А.С. Жильё: ввод в пользование и своевременный ремонт./А.С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, - №3(17), 2011, С.134-138
  5. Яковлев А.С. Социальная сфера и её структурные составляющие (региональный аспект)./А.С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, - №4(6), 2008, С.97-103
  6. Горюшкина Е.И., Серегина Т.И., Польшакова Н.В. Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ // Вопросы экономики и управления. 2015. № 1 (1). С. 14-17.
  7. Польшакова Н.В. Персональный WEB - сайт преподавателя как один из основных элементов информационной образовательной среды // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5-2. С. 208-211.
  8. Польшакова Н.В., Красова О.И. Интернет-банкинг: на пути в будущее // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 115-117.
  9. Мигачёва О.Н., Свеженцев И.В., Польшакова Н.В. Современные компьютерные технологии в работе налоговых органов // В сборнике: экономический анализ и аудит: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Т.Н. Урядова. 2014. С. 148-151.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle