Библиографическое описание:

Сидоров О. В., Васильев И. А. Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 85-88.



Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in the construction of various facilities working on technology lessons, taking into account age features.

Keywords: project work, construction, labor, facilities, technology, training of students.

Конструирование различных изделий на уроках технологии является довольно перспективной идеей.

Изделия могут стать хорошим объектом труда при обучении учащихся проектной деятельности.

Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу конструирования также входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учётом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточнённых материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы образовательной области «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания [3]. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам трудового обучения по курсу «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

Окончательный выбор темы проекта остаётся за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских площадок, техническое моделирование, специальные инструменты и приспособления, столярно-мебельных изделий для дома и офиса, сельскохозяйственных работ.

С учётом возрастных особенностей для учащихся доступными являются изделия, которые наиболее легче сконструировать, подобрать материал, найти необходимый инструмент и приспособления для изготовления этих изделий. Всё это даёт возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Проектная деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Конструирование учащимися различных объектов труда происходит в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие [1].

Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.

С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли конструктора, технолога, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.

Главные требования к уроку технологии:

1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;

2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т. д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор различных деревянных изделий и разработка технологического процесса их обработки;

3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;

4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;

5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок. Он ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ.

В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока (70 % содержания урока) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе [5].

Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов.

Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, о назначении инструмента, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.

С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе.

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. При необходимости совместно, изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, технологические карты и др. Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков в соответствии с определенными требованиями.

Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует.

Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.

Предварительная проработка на образцах из конструкционных материалов по технологическим картам улучшает усвоение материала, дает возможность для самостоятельного изготовления изделия.

Учащиеся осваивают приемы быстрой обработки материалов и таким образом ускоряется процесс изготовления различных изделий. Конструирование и технология изготовления различных объектов труда подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, а преемственность и последовательность изложения материала от года к году позволяют разнообразить перечень изделий от простых до достаточно сложных, включая даже оригинальные приспособления [4].

Учитель технологии может дать только тот необходимый объем материала по данному разделу, который позволит качественно выполнить творческую работу. Можно исключить или включить по своему усмотрению другие виды деталей и узлов исходя из поставленных проектных задач, объектов выполнения.

Работа с технологическими картами позволяет сократить время на конспектирование в рабочих тетрадях учащихся; освобождается время на выполнение практической работы. Урок проводится по следующим этапам:

— объяснение теоретического материала, показ образцов выполняемой работы, объяснение цели работы, ее необходимости в последующей деятельности, последовательности выполнения технологических операций;

— прочтение учащимися по пунктам хода выполнения практической работы с записью в рабочей тетради и на доске в виде графических изображений;

— закрепление материала проводится при опросе учащихся у доски и повторении материала в соответствии с графическим конспектом хода работы;

— теоретическое объяснение материала проводится неоднократно, выясняются затруднения в выполнении работы, формируются навыки самостоятельности при обработке заготовок;

— при работе с заготовками повторяются правила безопасной работы с такими инструментами, как рубанок, напильники, рашпиль, стамески, ручная дрель, сверла, ножовки. Отрабатываются приемы работы на строгание, сверление, долбление, шлифование обработки поверхностей.

По окончании изучения данного раздела проводится зачет, для которого необходимо представить все выполненные образцы и ответить на контрольные вопросы [6].

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения — их разнообразие. Однако разнообразие методов — не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений. По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения. При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Высокий уровень подготовленности класса потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в классе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов, здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ. Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств, для снятия утомления и поддержания интереса учащихся. Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на выбор методов обучения. Вместе с тем, учет уровня возможностей класса не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эти возможности.

И, наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить с возможностями учителя по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны его педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев выбора методов обучения. При отсутствии хотя бы одного из них процедура выбора будет недостаточно целостной и, соответственно, малоэффективной [2].

Таким образом, в распоряжении педагога имеется по существу неограниченный арсенал педагогических средств, для эффективного осуществления учебного процесса. Причины многих ошибок и недостатков в их работе состоят не в том, что педагогическая наука и передовая педагогическая практика чего-то не открыли, не предложили, а в том, что уже найденное, предложенное, добытое опытом не стало достоянием всех. Это, конечно, не отрицает необходимости совершенствования найденного, устоявшегося, поиска принципиально новых решений.

Таким образом, примером эффективной организации методического обеспечения учебного процесса может служить опыт успешного применения метода проектов на уроках технологии. Характерным при этом является то, что в рамках метода проектов широко используются проблемно-поисковые, теоретические и экспериментальные методы, гибкие методы мотивации, методы дифференцированного, вплоть до индивидуального, обучения, ролевые и. управленческие игры, интегративные (бинарные) уроки, внеклассные методы работы, множество традиционных методов обучения, в том числе с применением современных дидактических и технических средств.

Литература:

  1. Основы проектирования / А. Г. Дорошенко, В. В. Пискаленко, А. Н. Ростовцев, А. С. Тихонов; под ред. А. Н. Ростовцева. — Новокузнецк, 2010. — 125 с.
  2. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для вузов / Г. И. Кругликов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 480 с.
  3. Сидоров О. В. Роль интеграции учебных предметов в формировании у учащихся фундаментальных, естественно научных и технологических понятий / О. В. Сидоров, Л. В. Яковлева // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. — 2013. –№ 6 (12). — С. 77–85.
  4. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 4. — С.50–54.
  5. Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования / О. В. Сидоров, Е. Б. Петелина, Л. В. Яковлева, А. В. Гоферберг // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 5. — С.178–181.
  6. Симоненко, В. Д. Естественно научные основы технологической подготовки школьников / В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов. — Брянск: Изд-во Брянск.Гос.ун-т, 2002. — 228 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle