Библиографическое описание:

Бесейкеева А. С. Перспективное планирование обучения учащихся конструированию и проектированию швейных изделий на примере праздничного детского костюма // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 17-21.



Annotation. In this paper we propose a variant of the perspective planning of training students design and modeling of garments. Non-standard planning is based on the choice of the garment - a children's festive costume for the holiday "Day of Family, Love and Fidelity Day of Peter and Fevronia".

Keywords: long-term planning, technology lessons, designing, modeling, child costume.

Образовательная область ««Технология» - это интегрированный предмет, который синтезирует научные знания математики, физики, химии, показывает их использование в промышленности, энергетике и других направлениях деятельности человека.» [5]

В модели подготовки учителя технологии [5, 51] мы видим виды деятельности студента:

- исследовательская;

- проектировочно - конструкторская;

- предпринимательская.

Повышение конкурентоспособности связано у будущего педагога с удовлетворением потребностей личности в получении культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщения к научно-исследовательской деятельности; с умением организовать свою исследовательскую и практическую деятельность. [7]

Научно-исследовательская деятельность педагога тесно связана с процессом обучения учащихся основам конструирования и моделирования.

Термин «конструирование» (от лат.Constructio – составление, сложение) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [1: 58].

Исходя из толкования понятия «конструирование» в различных словарях, Э.М. Галямова и В.В. Выгонов обращают внимание на то, что «конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук (Н.М. Конышева)» [2]. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская репродуктивная деятельность. Наиболее существенный признак конструктивной творческо-ориентированной деятельности выражается через постановку цели (целеполагание), т.е. более или менее четкое осознание конечного результата работы, того, что должно в итоге получиться [2: 88].

Конструирование дает возможность реального изобретения и моделирования, возможность выразить учащимся свой творческий потенциал.

Выделяются 2 типа конструирования: техническое и художественное.

В конструировании имеются два взаимосвязанных этапа: замысел (идея, лежащая в основе) и его исполнение. Творчество, по нашему мнению, больше связано с идеей, замыслом. Но и практическая деятельность по выполнению замысла не является чисто исполнительской, а скорее репродуктивно-творческой.

Н.М. Конышева различает три вида учебного конструирования:

- по образцу (или по предмету);

- по модели;

- по заданным условиям (и его разновидность – проектирование) [2: 59-61].

Процесс конструирования швейного изделия можно представить как ряд последовательно выполняемых работ:

1) сбор исходных данных (снятие мерок или измерение фигуры ребенка и выбор прибавок на облегание);

2) построение чертежа основы конструкции швейного изделия на основе исходных данных;

3) изготовление лекал всех необходимых деталей — на кальке, выполненных по контурам деталей с чертежа основы конструкции с припусками на швы и подгиб;

4) раскрой ткани по лекалам, сметывание - сборка деталей и первая примерка на фигуре ребенка;

5) уточнение конструкции в результате примерки с учетом особенностей фигуры ребенка;

6) моделирование праздничного детского костюма на базе уточненного чертежа основы конструкции.

Моделирование – это изменение формы деталей детской одежды и их художественное оформление (т.е. отделка аппликацией, вышивкой, тесьмой, тканью другого цвета, отделочными деталями и т.д.).

Моделирование художественное – это процесс создания эскиза (рисунка) будущего изделия. Далее эскиз изучают, определяя особенности модели. Изучение проводится по следующему плану:

1) назначение, название (детский костюм для девочки 7-8 лет для праздника «Дня семьи, любви и верности»);

2) определение состава ткани и цветового решения: ткань из натуральных волокон и яркие краски – синий, желтый, оранжевый, красный и обязательная составляющая эмблема «Ромашка»;

3) определение силуэта и стиля: силуэт полуприлегающий, и имеются особенности деталей - кокетка, воротник;

4) отделка тесьмой и аппликацией с элементом ромашками.

К детской одежде предъявляются гигиенические, эксплуатационные и эстетические требования.

Гигиенические требования: одежда должна

  • создавать благоприятный микроклимат;
  • быть легкой, мягкой, прочной, не мнущейся;
  • обеспечивать свободу движения и дыхания;
  • легко стираться, чиститься, гладиться.

Эксплуатационные требования: одежда должна быть

  • удобной конструкции, высокого качества обработки;
  • прочной за счет укрепления отдельных узлов с помощью прокладки, бортовки, подкладки.

Эстетические требования: одежда должна

  • быть красивой, чистой, отглаженной;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности фигуры; характера, возраста.

Композицию новой модели детского праздничного костюма определим с учетом назначения будущего швейного изделия, его конструкции, простоты технологии изготовления, свойств и стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и направления современной моды.

Костюм (от франц. Costume — одеяние) — это устойчивые формы одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества [3: 140 ].

Детский праздничный костюм для девочки 7-8 лет может состоять из различных предметов одежды:

 Юбки и блузки,

 Юбки, блузки и жакета,

 Юбки, блузки и жилета и пр.

В нашей работе мы представляем обучение учащихся конструированию и моделированиюшвейного изделия на примере детского праздничного костюма для празднования «Дня семьи, любви и верности».

День Петра́ и Февро́нии— православный, народно-православный и светский российский праздник. Отмечается25 июня(8 июля). День памяти святых Петра и Февронии. Пётр и Феврония —православные покровители семьи и брака. 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике инициатива об учреждении нового государственного праздника в День святых князей Петра и Февронии— «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» была одобрена единогласно. Оргкомитет по организации празднования, разработке символики и атрибутики праздника возглавила председатель комитета по социальной политике Валентина Петренко. Позднее оргкомитет возглавила супруга президента РоссииДмитрия Медведева—Светлана Медведева, а её заместителем стала вице-президентРоссийского фонда культуры Татьяна Шумова. Медведевой принадлежит и идея ромашки как символа праздника. Федеральным оргкомитетом праздника учреждена медаль «За любовь и верность». Ею награждаются «образцовые» семьи России: многодетные, «золотые», «бриллиантовые». С одной стороны памятный знак украшен портретами Петра и Февронии, на другой — красуется символ праздника — ромашка, два лепестка у неё окрашены в синий и красный цвета. [4]

Костюм состоит из нижней юбки, блузки, сарафана и кокошника.

Цветовая гамма: оранжево-красная с отделкой тесьмой и аппликацией с элементом ромашками.

Примерное тематическое планирование занятий по разделу

«Конструирование швейных изделий с элементами моделирования»

Тема и цель занятия

Основноесодержание темы занятия

Наглядные пособия, оборудование, инструменты, приспособления

Практическая работа

Тема: Создание праздничного детского костюма для девочки ко «Дню семьи, любви и верности»

Цель: Систематизировать знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях.

Воспитание патриотизма и любви к семейным традициям, эстетического вкуса.

Развитие творческого мышления и умений создания детского костюма для праздника.

Знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях.

Основы празднования Дня семьи, любви и верности.

Основы создания детского костюма для праздника Дня семьи, любви и верности

Мультимедийная презентация «День семьи, любви и верности».

Виды костюмов, силуэтов, пропорций, цветовых решений

Создание эскиза детского костюма для девочки 7-8 лет для праздника посвященного Дню семьи, любви и верности

Тема: Измерения фигуры человека и запись мерок для построения чертежа юбки. Расчет конструкции юбки

Цель: Систематизация и расширение знаний об измерениях фигуры человека, формирование умения по ее измерению для построения чертежа юбки. Обучение расчету конструкции юбки по формулам. Воспитание аккуратности, ответственного отношения к работе, коллективизма. Развитие самостоятельности

Виды поясных изделий. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния к ним. Разновидности юбок по силуэту, покрою. Измерения, необходимые для построения чертежа юбки. Прибавки на свободное облегание. Детали юбки. Расчетные формулы для построения чертежа юбки

Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Сантиметровые ленты, учебный манекен, образцы юбок

Измерение фигуры человека и запись результатов. Расчет конструкции юбки по формулам

Тема: Построение чертежей прямой и юбки «солнце» вМ 1:4.

Цель: Ознакомление с правилами и последовательностью выполнения чертежей прямой и юбки «солнце». Воспитание аккуратности. Развитие самостоятельности, конструкторского мышления

Чтение чертежей. Последовательность построения чертежей, их оформление

Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Чертежные инструменты

Построение чертежей прямой юбки и юбки «солнце» в М 1:4

Тема: Моделирование юбки и расчет количества ткани на ее изготовление.

Цель: Расширение знаний о моделировании одежды и его приемах. Обучение технике раздвижки на расклёшивание и складки, расчету количества ткани на юбку. Воспитание аккуратности в работе, эстетического вкуса. Развитие творческого интереса к процессу моделирования, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

Выбор фасона юбки. Моделирование юбок. Определение расхода ткани на изделие

Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий». Образцы юбок различных фасонов, лекала прямой юбки, образец выполнения практической работы в альбоме, журналы мод, цветная бумага, шаблоны деталей прямой юбки в М 1:4, калька, ножницы, масштабная линейка. Цветные карандаши. Примерные рас­кладки лекал юбки на ткани

Разработка моделей юбок: выполнение эскиза юбки, описание фасона, моделирование ее, Подготовка лекал к работе. Расчет количества ткани на юбку

Тема: Измерение размерных признаков фигуры человека и запись результатов. Расчет основы конструкции блузки по формулам.

Цель: Закрепление умения по измерению фигуры человека для построения выкройки поясных изделий. Формирование знаний и умений по измерению фигуры для построения чертежа конструкции плечевого изделия, расчету конструкции по формулам

Виды плечевых изделий. Измерения размерных признаков фигуры человека, необходимые для построения чертежа основы конструкции блузки. Прибавки, необходимые для его построения, формулы для расчета

Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий», учебный манекен, сантиметровые ленты, эластичная тесьма, рабочая коробка. Образцы плечевых изделий, журналы мод

Измерение размерных признаков фигуры человека, запись результатов. Расчет основы конструкции блузки по формулам

Тема: Построение чертежа основы конструкции блузки (сарафана). Выполнение выкройки блузки

Цель: Обучение выполнению чертежа основы конструкции блузки, изготовлению и оформлению выкройки блузки.

Формирование эстетического вкуса.

Последовательность построения чертежа основы конструкции блузки, выполнение и оформление выкройки блузки. Определение расхода ткани на пошив блузки. Контроль качества работы

Таблицы «Конструирование и моделирование швейных изделий», выкройки блузки разных размеров, миллиметровая бумага, лекала, раскладки лекал на ткани. Чертежные инструменты

Построение чертежа конструкции блузки в М 1:4 и 1:1.

Изготовление выкроек блузки. Расчет расхода ткани на пошив блузки. Контроль качества работы

Тема: Моделирование блузки (сарафана). Подготовка выкройки к раскрою.

Цель: Закрепление знаний и умений учащихся о моделиро­вании одежды.

Воспитание эстетического вкуса, чувства красивого в одежде

Моделирование плечевых изделий. Виды отделок и дополнительных деталей. Подготовка выкройки изделия к раскрою. Расчет количества ткани на изделие

Таблицы и презентация «Конструирование и моделирование швейных изделий», журналы мод, готовые изделия, цветная бумага, шаблоны полочки, спинки, чертежные принадлежности, клей, ножницы

Разработка модели платья, блузки. Подготовка выкройки к раскрою

Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения индивида не только к действительности, но и к процессу создания материальных объектов и изделий из различных конструкционных, поделочных и швейных материалов, продуктов питания, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.[6,132]

Раздел «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» помогает учащимся в формировании творческих способностей, развитии эстетического вкуса, систематизирует знания о костюме, силуэте, пропорциях, цветовых решениях через создание детского костюма для праздника «Дня семьи, любви и верности».

Литература:

  1. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – М., 2013. – 176 с.
  2. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников [Текст]: основы дизайн-образования: учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Н.М. Конышева . – М., 1999.
  3. Скопцова, М.И. Технология [Текст]: учеб. пособие по Обслуживающему труду для уч-ц 5-8-х кл./ М.И. Скопцова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 384 с.
  4. День Петра́ и Февро́нии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/День_Петра_и_Февронии
  5. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / О.В. Сидоров, Л.В.Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.
  6. Козуб, Л.В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т.С. Мамонтова. – Ишим, 2015.- С.129-139.
  7. Козуб, Л.В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст] : методич. пособие / Л.В. Козуб. – 2-е изд., доп. – Ишим, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle