Библиографическое описание:

Смелкова К. В. Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 113-116.



Abstract. This article offers guidelines for technology lessons the organization to implement creative projects, organization of research activities and aesthetic education of students.

Keywords: creative design, research, aesthetic education, pedagogical experiment, creative ability.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание вносит вклад во всестороннее развитие детей, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [1].

В "Словаре по педагогике" Г.М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [2].

В.И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

– эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;

– приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [3].

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется: наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие и чувство прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, мы считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащихся, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.

Исходный критерий развития эстетической культуры учащихся – критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [4].

При организации исследовательской деятельности и эстетического воспитания «необходимо ознакомить с методами коллективного стимулирования творческих поисков (метод мозгового штурма, метод синектики и др.), с методами организации и проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской деятельности.» [5,51] Анализируя методические рекомендации, мы пришли к выводу, что важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно и эстетически. Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки.

Изготовление изделий из конфет - яркое и неповторимое явление культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация творческой деятельности детей на основе изготовления корзины, оформленной цветами из конфет, ознакомление их с различными, традиционными видами искусства - наиболее эффективная форма приобщения их к национальной культуре, и художественно-эстетического воспитания.

Таким образом, корзина, оформленная цветами из конфет, формирует эстетический вкус, творческие способности, аккуратность, усидчивость. Творческая деятельность, в данном случае является эффективным «гимнастическим» снарядом для развития и эстетического воспитания ребенка - это, прежде всего, развитие сферы чувств, эстетического вкуса, дизайнерского мышления, разума и творческих сил.

Методические рекомендации по текущему планированию уроков технологии в 6 классе

Тема

Час

Тип урока

Оборудование, инструменты и материалы. Наглядность

Практическая работа

Цели и задачи на урок

Изготовление букетов из конфет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Плакаты «Инструменты и материалы для работы с бумагой»; образцы материалов и инструментов для демонстрации;

ножницы; образцы букетов, гофрированная бумага, линейка,

проволока, вуаль, конфеты.

Практическая работа.

Познакомить с технологией изделия цветов из гофрированной бумаги и конфет.

Закрепить навыки детей по работе с бумагой.

Способствовать:

воспитанию воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитанию трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умению работать в коллективе.

Изготовление корзин, оформленных цветами из конфет.

Урок закрепления новых знаний

Корзины,

ножницы; образцы букетов, гофрированная бумага, линейка,

проволока, вуаль, конфеты.

Пр.раб: создание групповых корзин, оформленных цветами из конфет.

развивать творческие способности, формировать эстетический вкус, расширять кругозор, логическое мышление.

Развивать мелкую и общую моторику, согласовать движение обеих рук, осуществлять зрительный контроль.

Воспитывать аккуратность и умение доводить дело до конца.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Вторые 2 часа дети делают любое изделие из конфет на выставку. (Итоговый контроль)

План проведения эксперимента:

Тема: эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе.

Цель: проведение эксперимента, в ходе которого необходимо исследовать метод проектов, как основу обучения школьников их творческих способностей.

Гипотеза: если повысить формирование творческих умений у учащихся 6 классов, то это будет способствовать:

  • формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умение планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
  • повышению интереса школьников к учению;
  • развитию мышления.

Задачи эксперимента:

  • изучить теоретические основы применения метода проекта в обучении и определить значение метода проектов как основу обучения школьников изготовлению изделия – корзина, оформленная цветами из конфет;
  • определить место и время пед.эксперимента;
  • выявить экспериментальную и контрольную группу для эксперимента;
  • применить экспериментальную методику в процессе обучения учащихся;
  • выбрать математические методы обработки экспериментальных данных и обработать результаты пед.эксперимента;
  • сделать выводы по эксперименту.

Методы: анализ теоретических источников по теме исследования; обобщение передового опыта ученых-педагогов; наблюдение; беседа; поиск решения пед.ситуаций; анализ работы учащихся; констатирующий и обучающий пед.эксперимент; методы математической обработки результатов пед.эксперимента.

Практическая значимость: заключается в разработке технологии обучения метода проекта для подготовки школьников к изготовлению изделия - корзина, оформленная цветами из конфет.

Место, время проведения эксперимента: эксперимент будет оснащен в МАОУ СОШ №31 г. Ишима Тюменской области среди учащихся 6-х классов, в течение 4-ой четверти.

Описание контрольных и экспериментальных групп: для проведения эксперимента необходимо определить контрольную и экспериментальную группу. Проводим контрольный срез, используя тесты Торренса, исходя из анализа которого, выбираем с худшим художественным развитием – экспериментальную, с лучшим – контрольную группы. В каждой группе не менее 30 человек.

Характеристика применяемого традиционного метода:

  1. Теоретический курс – чтение нового материала и запись его;
  2. Практический курс – использование полученных знаний на практике. Изготовление дизайнерского объекта - корзины, оформленной цветами из конфет;
  3. Итоговый анализ и оценивание деятельности школьников по пятибалльной шкале, и предоставление изделия.

Характеристика экспериментального фактора применяемого в эксперименте:

  1. Проводится теоретический курс, то есть даются основные понятия по данной теме. Иллюстрирование с помощью мультимедийных установок с применением программы MicrosoftPowerPoint
  2. Практический курс. Использование активных методов обучения: АРИЗ, ТРИЗ, метод мозгового штурма, метод синектики и т. д.
  3. Подводим итоги проделанной работы, используем различные ролевые игры. Например, всем известное русское лото, домино, выставку изделий и т. д.

Тесты Торренса предназначены для определения начального уровня творческих способностей учащихся.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же необходимо придумать название к каждому рисунку.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Также данный метод статистической обработки экспериментальных данных позволяет определить у учащихся степень:

  1. Оригинальности: традиционная или нетрадиционная;
  2. Самостоятельности: высокая, средняя или низкая;
  3. Эстетичности: высокая, средняя или низкая.

Полученные экспериментальные данные рассчитываются по вторичному методу статистической обработки. Результаты исследования помогут в дальнейшем строить работу по эстетическому воспитанию с данной группой учащихся.

Литература:

1. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб.пособие по спецкурсу для студентов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – 448 с.

3. Смирнов В.И. Общая педагогика [Текст]: учеб.пособие / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

4. Методы эстетического воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/.

5. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / Сидоров О.В., Козуб Л.В., Бызов В.М., Козинец Н.Н. // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle