Библиографическое описание:

Пономарев С. А., Козуб Л. В. Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 72-76.



Abstract. In this paper for a calendar and thematic planning and guidelines for the technology learned in the section «creative project» shows the specificity of the account and the use of interdisciplinary connections.

Keywords: interdisciplinary communication, creative project, training of students, technology lessons, planning guidelines.

Формирование инициативной, созидательной личности, обладающей технологическими знаниями и умениями, предусматривается на уроках образовательной области «Технология» и во внеклассной трудовой деятельности.Современные педагогические технологии, нетрадиционные формы и методы обучения (в том числе метод творческих проектов) позволяют знакомить учащихся с различными видами технологий и преобразовательной деятельности. Современное технологическое образование возможно при наличии соответствующего материально-технического и дидактического обеспечения и межпредметных связей.

Связь между учебными дисциплинамиобнаруживаетотображение связей между соответственными науками, между наукообразной и практической деятельностью человека. Содержание обучения образовательной области «Технология предполагает построение образовательного процесса на основе интегративности, использования межпредметных связей.Межпредметные связи позволяют активизировать творческие способности педагогов, стимулировать педагогическое мастерство, овладевать умениями и формировать навыки в сопутствующих отраслях и направлениях подготовки. [1.2.3]

Комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки) активизируют деятельность учащихся по переносу знаний и умений учащихся из различных предметов, обобщения и включения в деятельность по преобразованию материалов, энергии и информациив ходе творческой проектной деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в условиях внедрения межпредметных связей способствует обобщению, синтезу знаний, комплексному разрешению проблем учащихся как обладающих субъективной так и объективной новизной.

Педагоги используют специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность обучающихся по осуществлению межпредметных связей (комплексные наглядные пособия, используемые при изучении других предметов; межпредметные познавательные и практические задачи; проблемные вопросы и карточки — задания;мультимедийные презентации и работа в он-лайн режиме и т. д.).

Межпредметные связи при их системном и целенаправленном осуществлении перестраивают весь процесс обучения. Знания приобретают качества систематичности, умения становятся комплексными, усиливается профориентационнаянаправленность познавательных интересов учащихся, эффективно формируются убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

В современной дидактике межпредметных связей определены основные группы:

  1. Содержательно-информационные — по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
  2. Операционно-деятельные по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
  3. Организационно-методические по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе. [1.2.3]

Эффективная реализация межпредметных связей происходит в ходе создания специальной обще предметной программы обучения, особенно при выполнении творческих проектов по «заказу» общественных организаций или групп учащихся, идей, раскрывающие эти положения, понятия, факты, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Психологические механизмы познавательной деятельности учащихся при осуществлении межпредметных связей заключены в интеграции информации в процессе «афферентного» предварительного синтеза, что имеет регулятивное и мотивационное значение в выработке программы действий. Память, прошлый опыт индивида сохраняют все мотивационные, обстановочные и пусковые стимулы, встречавшиеся ранее. Информация и ее интеграция выступают важнейшим регулятором активности индивида.

Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся имеют общую процессуальную структуру: цель — мотив — содержание — средства — результат — контроль. Содержание этих звеньев различно в деятельности учителя, имеющей руководящий характер, и в деятельности учащихся, имеющей управляемый характер. Внимание, мысль и воля ученика, его активность направлена не только на усвоение новых обобщенных знаний и способов деятельности, но и на развитие своих умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов. Педагог, руководствуясь мотивами коллективного сотрудничества в достижении общих целей всестороннего и гармонического развития личности, стимулирует познавательный интерес учащихся к обобщению понятий из смежных предметов. Учитель подчёркивает практическую и личную значимость для ученика успеха в предлагаемой деятельности по изучению комплексных межпредметных проблем. Учащиеся актуализируют познавательные мотивы учения, мобилизуют волевые усилия. Далее развёртывается содержательная сторона деятельности. Школьники, опираясь на наглядные средства обучения, способствующие обобщению знаний из различных предметов, выполняют действия актуализации, переноса, синтеза, оценки значимости новых выводов, их речевого закрепления. В этом процессе происходят применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых (межпредметных и общепредметных) обобщённых умений.Следующий этап — результативный, когда формулируются выводы, обобщения, включаемые в систему научных знаний, когда фиксируются достижения в овладении новыми, более совершенными умениями и навыками, новыми связями, отмечаются сдвиги в мотивационной сфере и организационные успехи в учебной и трудовой деятельности на основе межпредметных связей.Цикл деятельности завершается контролирующим этапом, на котором учителя различных предметов производят взаимно оценку и взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, проверяют и оценивают качество усвоенных ими новых знаний, намечают перспективы дальнейшей работы в отмеченном направлении. Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на основе межпредметных связей происходит особенно интенсивно, когда учителя осуществляют многообразные виды этих связей в комплексе. [1.2.3]

Таким образом, принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействия разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами.

Нами взята одна часть занятий из программы уроков календарно тематического плана, раздел «Творческий проект» мы применили его к нашему разработанному изделию стул трансформер. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. [4.6.8]

В программе 30 % всего учебного времени отведено на получение теоретических знании и 70 % на приобретение практических умений. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Это итоговое (контрольно-оценочное) занятие по разделу «Проектные работы». Оно проводится в форме докладов школьников с демонстрацией готового изделия перед учащимися. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Раздел календарно-тематического плана 6 класса «Творческий проект»

урока

Тема урока

Содержание раздела

Межпредметные связи

61

Разработка творческого проекта

Основные требования к проектированию

Требования, предъявляемые при проектировании изделий.

Методы конструирования

Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Методы поиска информации об изделии и материалах.

Последовательность проектирования

Виды проектной документации. Выбор вида изделия.

Разработка конструкции и определение деталей.

Подготовка чертежа или технического рисунка.

Составление технологической карты.

Изготовление деталей и контроль качества.

Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов

История, русский, литература,

62

Выбор и обоснование творческого проекта

Биология, география, физика, химия

63

Техническая эстетика изделия

ИЗО, черчение

64

Требования к проектированию изделия

Черчение, геометрия

65

Экономическая часть

Экономика, математика

66

Экономические расчеты

Экономика, обществознание

67

Технология изготовленияЭлементы конструирования

Технология, информатика,

ОБЖ

68

Изготовление изделия

Технология, ОБЖ

69

Защита проекта

Литература, русский язык, информатика

Урок 62

Тема: Выбор иобоснование творческого проекта

Цели урока:

Для учителя: Актуализировать у учащихся опорные знания. Сформировать умения и навыки на практике. Создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Для учащихся: Творчески применить изученные ранее знания по ботанике, географии, физике и пр. и умения, применять их на практике.

Дать понятие о выборе и обосновании проекта, раскрыть элементы конструирования.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,

самостоятельная работа под контролем учителя, показ.

Объекты труда:туристическая мебель-трансформер.

Межпредметные связи:Биология, география, физика, химия, история.

Материально техническое оснащение, оборудование:

фломастеры, заготовки рисунков, учебник по технологии 6 класс, рабочая тетрадь.

Урок относится к разделу «Творческий проект».

Тип урока:применение знаний на практике.

План Урока

1Организационная часть(2 мин.)

2 Повторение (5 мин.)

3Объяснение нового материала (15 мин.)

4 Лабораторно — практическая работа (5 мин.)

5 Закрепление (8–10 мин.)

6 Контрольные вопросы (5 мин.)

7 Заключительная часть(2мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

  1. Проверка пройденного материала

Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Что входит в технологический этап выполнения проекта?

Что должно быть представлено к защите проекта?

Как проходит защита проекта?

Для каких целей можно использовать компьютерную технику при выполнении проектов?

Что называется творческим проектом?

Из каких частей может состоять проект?

Каковы цели проекта?

  1. Изложение программного материала

Для укрепления материальной базы туристического Клуба, в котором многие из вас состоятпредложено на уроках технологии спроектировать и изготовить складной стул для турпоходов (стул-трансформер).

Туристическая мебель может сделать любой отдых на природе удобным и комфортным. Складная туристическая мебель займет немного места в багажнике автомобиля, а, например, стул туристический складной поместится даже в рюкзак. Использовать набор туристической мебели можно даже на даче: стол складной туристический быстро и легко устанавливается, а стулья туристические помогут сделать обед или ужин на природе более комфортным и практичным.

Для начала вам нужно было решить несколько вопросов:. [4,5,6,7]

Вопросы для рассмотрения

Межпредметные связи

определить конфигурацию, внешний вид будущего стула

Геометрия, ИЗО, черчение

материал, из которого он будет сделан

Ботаника, география, физика

набор необходимых инструментов и аппаратных технологий

Физика, химия, технология 5 класс

учесть время, которое будет потрачено на производственном процессе

Экономика, обществознание

стоимость покупки материалов, крепежных изделий и инструментов, составляющих бюджет проекта

Экономика, обществознание, математика

Ограничения для проектирования «удобногостула-трансформера для туристических походов».

Экономия материала: Наименьшее использование природного материала при изготовлении.

Простота изготовления изделия: упрощение при изготовлении деталей и сборка данных деталей изделия.

Практичность в эксплуатации: это свойство чего-либо быть полезным в различных ситуациях, причем не обязательно выполнять какие-то определённые действия.

Проанализировать и заполнить таблицу по рассмотренным вариантам.

Оценка критериев выбора изделия

Номера

вариантов изделия.

Оценка по критериям, баллы.

Сумма баллов

Удобсто, эргономика

Экономия материала

Простота изготовление изделия

Практичность в эксплуатации

  1. Заключительная часть

 Что означает понятие «обоснование проекта»?

 Что надо учитывать при подборе творческих проектов?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Урок 69

Тема: Защита проекта

Цели урока:

Для учителя: Актуализировать у учащихся опорные знания. Сформировать умения и навыки на практике. Создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Для учащихся: Творчески применить изученные ранее знания и умения, применять их на практике.

Продолжить развивать волевые и эмоциональные качества обучаемых, способность отстаивать свою точку зрения, уверенность в своих силах.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,

самостоятельная работа под контролем учителя, показ.

Объекты труда:туристическая мебель-трансформер.

Межпредметные связи:литература и русский язык (написание и произношение слов), информатика (создание мультимедийной презентации).

Материально техническое оснащение, оборудование:фломастеры, заготовки рисунков, учебник по технологии 6 класс, рабочая тетрадь. Творческий проект. Компьютер, интерактивная доска.

Урок относится к разделу «Творческий проект».

План урока

1Организационная часть(2 мин.)

2 Повторение (5 мин.)

3Объяснение нового материала (15 мин.)

4 Лабораторно — практическая работа (5 мин.)

5 Закрепление (8–10 мин.)

6 Контрольные вопросы (5 мин.)

7 Заключительная часть(2мин.)

Оборудование иинструменты: план защиты творческого проекта, оценочный лист, готовые изделия учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

  1. Методические рекомендации

Это итоговое (контрольно-оценочное) занятие по разделу «Проектные работы». Оно проводится в форме докладов школьников с демонстрацией готового изделия перед учащимися. Методика проведения занятия изложена в методическом пособии для 6 класса. Во время коллективного обсуждения докладов учитель должен предотвращать высказывание излишне резких и нелицеприятных оценок. Это очень важный воспитательный момент работы педагога. Он должен обратить внимание учащихся на то, что при оценке проекта ключевыми являются вопросы: «Удовлетворяет ли изделие потребности, указанной в формулировке задачи? Насколько самостоятельно выполнен проект? Какие оригинальные идеи воплощены в проекте? Насколько качественно выполнена работа на каждом этапе проектирования?» В течение урока на каждого учащегося заполняется оценочный лист (см. тетрадь для проектов). После выступления последнего докладчика выставляются оценки с комментариями учителя по каждому проекту.

Следует отметить, что не все учащиеся могут справиться с проектной работой. Как должен поступить учитель в этих случаях? Главное, не формировать у школьника комплекс неполноценности. Следует найти то, за что можно похвалить и такого ученика. Появившийся опыт обязательно приведет его к успеху в последующей работе.Содержание оценочной системы по выполнению проектной работы должно быть неизменным в течении всего периода обучения учащегося. При этом условии обеспечивается объективная диагностика и возможная коррекция личностного роста обучаемого. В заключение следует отметить, что в пособии приведен лишь один из вариантов методических рекомендаций к разделу «Проектные работы».

Литература:

  1. Межпредметные связи на уроках технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.vevivi.ru/best/Mezhpredmetnye-svyazi-na-urokakh-tekhnologii-ref152845.html
  2. Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии учащихся основной школы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/files/19/bestreferat-257919.docx
  3. Межпредметные связи в образовательной области «Технология» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1012/10878
  4. Пономарев, С. А. Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1452–1458.
  5. Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л. В. Козуб. — 2-е изд., доп. — Ишим, 2008.
  6. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков. [Текст]/ О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции.- 2015. — № 4. — С.50–54.
  7. Козуб, Л. В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос.науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т. С. Мамонтова. — Ишим, 2015. — С.108–115.
  8. Мой университет [Электронный ресурс]: образоват.портал. — Режим доступа: www.moi-universitet.ru; Факультет «Реформа образования». — Режим доступа: www.edu-reforma.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle