Библиографическое описание:

Пермяков М. С. Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 69-72.



Annotation. The article deals with the relationship types of extracurricular activities with the formation of personality features of pupils.

Keywords: extracurricular activities, students, abilities, skills, study circle, physical development, psychological development, the role of education, choice of profession.

Для каждого педагога всегда были актуальны вопросы, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать заинтересованность к своей дисциплине, как увеличить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа педагога по предмету, который он ведет является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе.

Подобная деятельность дает возможность стимулировать мыслительную, познавательную и исследовательскую работу учащихся, способствует углублению знаний, расширяет их поле интересов и выполняет большую воспитательную роль в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

Внеклассная деятельность по технологии играет общеобразовательную, воспитательскую и развивающую роль. Данная деятельность не только углубляет и расширяет познания в сфере технологии, но и кроме того способствует расширению кругозора, эрудиции подростков, формированию их творческой активности, и как следствие, мотивирует к изучению культуры и традиций своей страны через занятия творчеством.

В российской педагогике накоплен существенный теоретический и практический опыт внеклассной деятельности в различных учебных дисциплинах. Во внеклассной работе чётко реализуется межпредметная связь.

В начале двадцатого века в советской школе внеклассная деятельность по технологии проводилась довольно стремительно, и являла собой продолжение учебного процесса. Но в девяностых годах двадцатого столетия в российской школе обозначилась отрицательная направленность «урокодательства», тогда происходит игнорирование многих форм внеурочной деятельности, и как в частности внеклассной работы по технологии. Это связывалось главным образом с отсутствием должного финансирования учебных заведений и исключения из образовательных программ, так называемых необязательных занятий, в том числе и факультативных, кружковых и т.д. Также в эти годы существенно изменилось отношение учителей, в не лучшую сторону, надо сказать, к творчеству и развитию ребёнка вне рамок урока. Но, однако, в конце девяностых годов правительство и министерство образования вновь обратили внимание на важность воспитания в школе и повысили финансирование системы образования, появилась необходимость возродить позитивный опыт, накопленный за многие годы в отечественной школе.

Как оказалось, за это время произошли существенные изменения, как в жизни, так и в системе образования и стало необходимым разрабатывать иные подходы, содержание, формы и виды внеклассной деятельности. Повсеместно стали использоваться компьютерные технологии, работа с применением сети Интернет.

Как известно это время было нелегким для страны, из-за тяжелого материального положения многих семей и негативного влияния «культуры» произошел значительный рост количества трудновоспитуемых детей. Возникла необходимость для проведения коррекционной работы и профилактики отклоняющегося от норм поведения школьников, в школах стала возрождаться внеклассная работа, в том числе и по технологии.

Поэтому появилась потребность в систематизации уже имеющихся, а также в разработке новых методических рекомендаций и требований к организации внеклассной деятельности по технологии, что явилось целесообразным и очень своевременным.

Сейчас внеклассная деятельность занимает достойное место в образовании и обеспечивает необходимые условия для социализации личности ребенка.

При организации внеклассной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

«Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Итак, воспитательный результат внеклассной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеклассной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.»[1]

«Существует несколько видов внеклассной деятельности, таких как:

Секция - объединения детей для занятия физической культурой и спортом (секция каратэ и дзюдо и т.д.).

Студия - форма добровольного объединения детей с целью занятий творчеством в конкретном виде деятельности (студии вокала, хореографии, театральные и музыкальные и т.д.)

Клуб - форма объединения детей по схожести интересов (научные клубы по различным дисциплинам, патриотические и другие)

Отряды или детские объединения, как вид совместного труда, направленный на осуществление общественно полезной деятельности.

Кружок – создание среды (условий) для общения и коллективной деятельности, которая представляет возможным проверить свои собственные способности, определиться в какой-то степени с выбором будущей профессии, или же сформировать из простого желания осознанное увлечение, т.е. хобби.»[2]

Успешная работа кружка в значительной степени зависит от личных качеств и профессиональной подготовки учителя. Работа в кружке изменяется согласно принципам добровольности, самоуправления, неформальности общения.

Кружок можно расценивать как более применимую форму организации, соответствующую уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Кружки декоративно-прикладного творчества можно охарактеризовать по некоторым свойствам:

  • Физическое развитие: развивает мелкую моторику, зрительную координацию;
  • Психологическое развитие: вырабатывается терпение, настойчивость и усидчивость, развитие творческих способностей и воображения, повышается внимание, творческое отношение к окружающему миру;

Дети приобретают те знания, умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им в будущем. Также они (дети) учатся работать с различными материалами, в процессе труда, выполняя те, или иные операции они приобретают навыки обращения с инструментом, изучают устройство и принципы работы станков и оборудования. Работа в кружке помогает ребенку лучше учиться. Изделия, изготовленные в кружке, облегчают усвоение учебного материала, фиксируют его в памяти и повышают успеваемость.

«На кружке по деревообработке учащиеся осваивают такие операции как:

Пиление - это процесс деления древесины пилой на объемные недеформированные части. Строгание - это операция резания древесины со снятием стружки.

Сверление - это термин, используемый для операций, в процессе которых создаются сквозные и глухие отверстия при помощи сверла по средству снятия стружки.

Долбление - вид механической обработки металлов и иных материалов долблением, при которой основной инструмент, (долбяк) совершая возвратно-поступательные движения, ведёт обработку заготовки.

Резание - процесс резания заключается в том, что под действием силы в древесину внедряется резец и отделяет от нее верхний слой.

Шлифование - это процесс обработки поверхности заковок (деталей) абразивными режущими инструментами.

Склеивание древесины - соединение древесины и древесных материалов с помощью клеев и клеевых пленок.»[3]

Также дети обучаются чтению чертежей, технологических карт, учатся правильно пользоваться измерительным инструментом. Если сначала дети работают только под присмотром учителя и выполняет узкий круг операций, и придерживаются четкого алгоритма действий, то в последствии ученики уже сами занимаются проектированием, составлением чертежей, разработкой собственных проектов. «Наступает такая стадия, которая в педагогике называется «расцветом коллектива» На этой стадии развития коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. Такой коллектив знает каждого школьника, его интересы и стремления.»[4] Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Итак, подведем итог:

Внеклассная деятельность - это деятельность учащихся вне уроков, в свободное от занятий время, выполняемая вместе с педагогом. К внеклассной работе привлекаются родители, учителя школы. Во внеклассную работу входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, развития социальных качеств, таких как коммуникабельность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом, способствует их физическому и психологическому развитию.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность школьников [Текст]. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. – С. 7-9
  2. Положение о внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/164/5554.php
  3. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-183-derevoobrabotka/25.htm
  4. Стадии развития коллектива по А.С. Макаренко [Текст] // Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2005. - 303 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle