Библиографическое описание:

Базилевич Ю. А. Эстетическое воспитание учащихся шестых классов на уроках технологии при изучении раздела «Технология изготовления юбки» // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 6-12.



Abstract. In the article the methods of formation of aesthetic education of pupils at lessons of technology and describes some of the guidelines for the formation of aesthetic taste in the course of studying under "Skirt Manufacturing technology" in the 6th grade.

Keywords: educational area "Technology", the students trained, aesthetic education, guidance.

Необходимость совершенствованияэстетическоговоспитания в общеобразовательной школе обусловлена тем, что именно школа раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, воспитывает творческое отношение к жизни, труду.

Решающая роль в этом принадлежит новому педагогическомумышлению, высокоразвитому эстетическому сознанию учителя, его педагогической культуре. Необходимость осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе образовательной школы говорит о том, что пора расширить границы искусства в школе: от искусства двигаться, петь, рисовать, лепить - к искусству мыслить, чувствовать, жить. [1]

В педагогическом процессе заложены богатые потенциальные возможности соединения всех факторов и средств эстетического воспитания в единой системе, целостности, комплексности и непрерывности, так как нигде, кроме школы, нет столь длительного времени для того, чтобы «передать каждому сегодняшнему ребенку наследство высокой духовной культуры родного народа и сделать его посредником культуры всего человечества», - замечает Б.М.Неменский [2].

Глобальная цель эстетического воспитания - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала на уроках трудового обучения. Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами трудового обучения - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В своей работе мы рассмотрим педагогические условия эстетического воспитания на уроках технологии.

Образовательная область «Технология» является обязательной составной частью общего среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений, без которых невозможно полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экологический и эмоциональный прогресс страны. Формирование у учащихся общей, технологической и трудовой культуры, приобретение ими знаний и умений достигается в процессе освоения технико-технологических понятий и представлений специальных упражнений, творческих проектов, включающих основные этапы преобразовательной деятельности. Образовательная область «Технология» призвана способствовать гармоничному развитию учащихся, практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий. У учащихся необходимо формировать представления о технологической и технической культуре, экономическую грамотность, эстетический вкус, экологические убеждения, трудолюбие и ответственность, воспитывать патриотизм на основе изучения передовых отечественных достижениях в области техники, технологии и художественно-прикладной деятельности, содействовать их профессиональному самоопределению.

Овладение в процессе творческой деятельности основами научных знаний технологии, эстетики, экономики, экологии, практических знаний и умений, творить по законам красоты, органически соединяя технологические и эстетические принципы, доверие этих умений до увеличения, является важнейшим средством эстетического воспитания учащихся при изготовлении и художественной обработки изделий из ткани и волокнистого материала.

Cтруктура и содержание школьной учебной программы по технологии не достаточно уделяет внимания развитию эстетических вкусов, не учитывает особенности традиций и обычаев нашего края: севера и юга Тюменской области. Через труд и общение человек получал начальные представления о том, что в природе есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность. Со временем люди выделили эстетические ценности в особый мир и научились получать специфическое удовольствие от красоты.

Эстетические ценности общезначимы, хотя их существование и особенности связаны с местными условиями жизнедеятельности их творцов. Специфически человеческое чувство прекрасного развивается и обогащается вместе с развитием культуры, всей социальной практики, выступая основой для формирования все более сложного и многообразного эстетического отношения человека к миру.

Эстетическое отношение к действительности предполагает особый ракурс видения - восприятия с точки зрения прекрасного, законов красоты. Эстетический взгляд способен видеть и ценить гармонию, целесообразность, меру, единство как нечто самодостаточное. Такое отношение к действительности освобождает человека от жестких пут обыденности, меркантилизма и бессмысленности. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением развивает творческий потенциал человека, его эстетическую культуру.

Эстетическая культура личностивыступает показателем развития внутренних духовных сил человека. Потому в ее создании и сохранении заинтересован как сам индивид, который при этом реализует свою потребность в красоте, так и общество в целом. Эстетическая культура личности предполагает наличие развитого эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетическому творчеству [3,4].

Эстетический вкус - это внутреннее чувство, связанное с ощущением удовольствия от созерцания прекрасного и доставляемой от него радостью. Иначе говоря, радости от созерцания прекрасного образа трансформируются в сознании субъекта в ощущения удовольствия, формирующего его эстетический вкус.

Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру, но и познавательную активность, зрительную память, быстроту реакций, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Эстетическое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, личному поведению [1,5].

Для успешного осуществления эстетического воспитания учащихся необходимы определенныеусловия. Среди них можно выделить следующие:

- система эстетического воспитания, которая предусматривает четкую постановку задач эстетического воспитания как составной части общей цели учебно-воспитательного процесса;

- отбор информации, необходимой для будущей успешной профессиональной, эстетически значимой деятельности;

- выбор форм и методов воспитания, направленных на совершенствование эстетического сознания и реальной педагогической деятельности по эстетическому воспитанию учащихся;

- мониторинг уровня развития эстетической культуры учащихся [6]

Первичным источником наших представлений о прекрасном былатрудовая деятельность, труд и поныне остается наиболее доступной сферой эстетической самореализации. Так, дизайн появился в результате стремления к тому, чтобы изделие было и удобным, и красивым. А художественно оформленные плоды человеческого труда могут стать предметами прикладного искусства. Прекрасными могут быть не только результаты труда, но и сам процесс. Усвоение знаний, умений и навыков в обучении технологии имеет свои характерные особенности. Знания, которые усваивают ученики при изучении технологии, обслуживают предметно-практическую деятельность людей и поэтому носят во многом практический характер. Следовательно, и овладение этими знаниями носит практическую направленность. Развитие личности ученика при изучении технологии также имеет свои особенности.

Технологическая деятельность имеет универсальный характер. В ней проявляются практически все качества личности, особенно творческие и эстетические [1,6].

Программа раздела «Технология изготовления швейных изделий»

Основной целью раздела является овладение общеучебными и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской одежды.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

-развитие познавательно-трудовой активности;

-формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;

-формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;

-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда.

Принципом построения уроков технологии (швейное дело) в 6 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Планируемый уровень подготовки учащихся:

В результате изучения раздела ученики должны

Знать:

1. виды поясных изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к ним, правила снятия мерок, условные обозначения мерок для построения чертежа прямой юбки, особенности моделирования поясных изделий;

2. экономную раскладку выкройки на ткани, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;

3. назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические изображения соединительных машинных швов, технологическую последовательность обработки юбки.

Уметь:

1. читать и строить чертёж юбки, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

2. выполнять на швейной машине соединительные машинные швы, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, определять качество готового изделия

Содержание программы

Технология изготовления швейных изделий (16 часов)

Основные теоретические сведения

Требования предъявляемые к одежде. Правила снятия мерок, их условные обозначения. Алгоритм построения чертежа прямой юбки. Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани. Способы прокладывания контурных и контрольных линий и точек. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Правила проведения примерки. Дефекты посадки юбки и их причины. Способы исправления выявленных дефектов. Особенности влажно-тепловой обработки ткани. Правила ТБ ВТО. Правила контроля и проверки качества

Практические работы: Разработка модели юбки, изготовление и оформление выкроек, экономичная раскладка выкроек на ткани, обработка деталей кроя.

Таблица №1

Календарно – тематический план по разделу «Технология изготовления швейных изделий»» для 6 класса

п\п

Тема урока.

Элементы

содержания.

Элементы эстетического воспитания

Практическая работа.

Требования подготовки.

1

Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки).

Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Требования, предъявляемые к одежде. Правила снятия мерок, их условные обозначения.

Рассказ учащимся о том, как правильно подбирать модели юбок в зависимотсти от фигуры человека.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Знать: характеристики поясных изделий, правила снятия мерок.

Уметь: снимать мерки с фигуры человека.

2

Конструирование юбки

Расчёт конструкции прямой юбки.

Формулы расчетов для построения чертежа прямой юбки. Алгоритм построения чертежа прямой юбки.

Показ юбок.

Выполнение расчётов для построения чертежа прямой юбки

Знать: алгоритм построения чертежа прямой юбки

Уметь: производить расчёты для построения чертежа прямой юбки

3

Конструирование юбки. Построение чертежа.

Алгоритм построения чертежа прямой юбки.

Показ готового чертежа прямой юбки.

Построение чертежа прямой юбки

Знать: технические требования к чертежам

Уметь: строить чертёж прямой юбки

4

Моделирование юбки

Детали юбки. Способы моделирования юбки. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовых выкроек.

Показ эскизов прямых юбок.

Изменение формы выкроек юбки с учетом индивидуальных особенностей фигуры.

Знать:

-правила подготовки выкройки к раскрою;

Уметь: вносить изменения в чертеж юбки в соответствии с выбранным фасоном.

5

Выполнение образцов поузловой обработки

Сметывание вытачек, обработка застежки и пояса

Показ различных видов вытачек на одежде.

Выкройка деталей

Знать: технологическую послед. поузловой обработки.

Уметь: выполнять на практике

6

Раскройные работы

Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой изделия.

Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правилами раскладки выкроек на ткани, раскроя. Правилами БТ.

Показ раскладки ткани в зависимости от свойств ткани и направления рисунка.

Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки.

Выполнение раскроя изделия. Соблюдение правил ТБ

Знать: способы раскладки изделия, припуски на швы, обмеловка и раскрой ткани.

Уметь: раскладывать выкройку, выкраивать детали, рассчитывать количество ткани.

7

Технологическая последовательно

сть прямой юбки

Подготовка деталей кроя к обработке.

Подготовка к первой примерке

Перенос линий выкройки на детали кроя. Технология соединения деталей в швейных изделиях для первой примерки.

Показ аккуратного соединения деталей в швейном изделии.

Подготовка изделия к примерке. Соблюдение правил ТБ

Знать:

последовательность выполнения ручных операций.

Уметь: выполнять

ручные швы.

8

Проведение первой примерки. Выявление и устранение дефектов при изготовлении швейных изделий.

Последовательность проведения примерки. Выявление и устранение дефектов.

Показ различных видов дефектов на одежде.

Проведение примерки и устранение дефектов. Соблюдение правил ТБ.

Знать: последовательность проведения первой примерки.

Уметь: устранять выявленные дефекты в соответствии с выбранной моделью.

9

Изготовление поясного изделия

Технология соединения деталей в швейных изделиях.

Обработка вытачек

Обработка и соединения деталей кроя поясного изделия. Последовательность обработки вытачек

Показ аккуратного соединения деталей в швейном изделии.

Обработка вытачек.

Знать: правила стачивания вытачек, особенности обработки.

Уметь: обрабатывать вытачки.

10

Обработка боковых срезов юбки.

Соединение деталей кроя, технология обработки боковых срезов юбки.

Показ графических изображений по обработке боковых срезов юбки.

Соединение и обработка боковых срезов юбки.

Знать: технологию выполнения стачного шва.

Уметь: применять знания на практике.

11

Обработка застёжки.

Виды застёжек, особенности технологической обработки застёжки «молния».

Показ видов застежек.

Вшивание застёжки «молния».

Знать: технологическую последовательность обработки застёжки «молния».

Уметь: использовать специальную лапку для вшивания застёжки «молния».

12

Обработка пояса.

Технология обработки притачного пояса.

Показ различных видов пояса.

Обработка притачного пояса.

Знать: технологию обработки пояса.

Уметь: обработать пояс.

13

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

Технология обработки верхнего среза юбки притачным поясом.

Показ графических изображений по обработке верхнего среза юбки притачным поясом.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

Знать: технологию обработки верхнего среза юбки притачным поясом.

Уметь: обработать верхней срез юбки притачным поясом

14

Обработка нижнего среза юбки.

Способы обработки нижнего среза юбки, потайной шов.

Показ юбок с различными видами обработка нижнего среза.

Обработка нижнего среза юбки швом в подгибку с закрытым срезом.

Знать: технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Уметь: применить знания на практике.

15

Виды отделки изделий.

Виды отделок юбок, постоянные и съёмные виды отделок.

Показ видов отделок юбок.

Окончательная отделка юбки.

Знать: виды отделок.

Уметь: подобрать отделку к сшитой юбке.

16

Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Безопасность труда при ВТО.

Контроль и оценка качества изделия.

Особенности влажно-тепловой обработки. Правила ТБ при ВТО. Правила контроля и проверка качества.

Показ презентации о правильном проведении ВТО.

Влажно-тепловая обработка изделия с соблюдением ТБ. Контроль качества изделия.

Знать:

-особенности ВТО;

-правила ТБ при ВТО;

-правила контроля и проверки качества изделия.

Уметь: проводить анализ проделанной работы.

При разработке моделей одежды учащимися необходимы следующие навыки: обеспечение соответствия предъявляемым требованиям и разнообразие моделей достигаются за счет определенных характеристик (элементов) художественно-технического оформления. Такими элементами (элементами моделирования) являются: силуэт, форма, пропорции, покрой, композиция, элементы формы, рисунки и цвет материала, ритм и др.

Силуэт — плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, длиной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др. Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия. В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Композиция — это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использование этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения.

В ходе исследования мы проанализировали процесс формирования эстетических качеств личности, выявили педагогические условия эстетического воспитания учащихся:

- система эстетического воспитания, которая предусматривает четкую постановку задач эстетического воспитания как составной части общей цели учебно-воспитательного процесса;

- отбор информации, необходимой для будущей успешной профессиональной, эстетически значимой деятельности;

- выбор форм и методов воспитания, направленных на совершенствование эстетического сознания и реальной педагогической деятельности по эстетическому воспитанию учащихся;

- мониторинг уровня развития эстетической культуры учащихся.

В ходе исследования мы определили методы формирования эстетической культуры учащихся на уроках технологии; разработали методические рекомендации по формированию эстетического вкуса у учащихся шестых классов на уроках технологии; составили календарно – тематический план по разделу «Технология изготовления юбки» для шестого класса; составили текущее планирование уроков по швейному делу с учетом формирования эстетических качеств личности.

Литература:

1. Козуб, Л.В. Проблемы формирования эстетического отношения человека к действительности на основе технологической подготовки в образовательном учреждении// Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования: сб. материалов Всерос.науч.-практич. конф. (г. Ишим; 19–20 нояб. 2015 г.) / отв.ред. Т.С. Мамонтова. – Ишим, 2015. - С.108 - 115.

2. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

3. Агапова, Н.Г. Интегрированные уроки художественного - эстетического цикла: сущность, предназначение, типология/ Н.Г. Агапова. – М., 2006. - 204 с.

4. Акулова, О.В. Школьное образование в современных социокультурных условиях [Текст]/ О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб: ПетроПресс, 2005.- 128 с.

5. Веремьев, А.А. Эстетическая культура личности// Искусство и образование. – 2004. – № 4. ­– С. 14-28.

6. Киященко, Н. Эстетическая культура / Н. Киященко. - М., 2007.

7. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В.Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle