Библиографическое описание:

Кусаинова А. А. Построение педагогического эксперимента по формированию творческих умений у учащихся 7 класса на уроке технологии по разделу «Декоративно-прикладное творчество» // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 64-68.



Abstract. The article describes the construction of the pedagogical experiment and its analysis on the formation of creative abilities of students in the study section "Decorative and applied arts" in educational area "Technology".

Keywords: educational area "Technology", skills, pedagogical experiment, decorative and applied arts.

Образовательнаяобласть«Технология» способствует развитию у школьников функциональной технологической грамотности, общетрудовых политехнических знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений. Поэтому учитель технологии «должен уметь:

1) делать отбор содержания учебной информации для освоения учащимися;

2) проектировать деятельность учащихся так, чтобы вся учебная информация была усвоена и пр.» [1,52]

Роль этих методов особенно важна для развития творческого мышления, творческих умений и навыков.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.
  • имеет место определение умения как сочетания знаний и навыков [2], существует мнение, что умение предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что было усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества

И.Я. Лернер писал так: «Творчеством ученика мы называем вид его деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта» [3].

Обучение без опоры на интуицию, на догадку рождает формализм, подрывает веру учащегося в свои силы. «Интуиция — один из основных источников получения математических знаний, важнейший движущий импульс математического творчества. Интуитивные соображения - не замена строгих рассуждений, а их подготовка и мотивировка» [36]. Вот почему интуитивный подход полезен на любом уровне обучения и должен цениться наряду со всеми другими подходами.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, при изучении темы «Декоративно-прикладное творчество» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта мы предлагаем учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески. При объяснении теоретического материала используем различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Постановка констатирующего педагогического эксперимента

Тема: «Формирование творческих умений у учащихся 7 класса на уроках технологии по разделу «Декоративно - прикладное творчество»

Цель исследования: проведение эксперимента в ходе, которого необходимо исследовать метод проектов, как основу обучения школьников их творческих умений.

Гипотеза: если повысить формирование творческих умений у учащихся 7 классов , то это будет способствовать :

  • формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
  • повышения интереса школьников к учению;
  • развития мышление.

Задачи эксперимента:

1. Изучить теоретические основы применения метода проекта в обучении и определить значение метода проектов как основу обучения школьников изготовлению изделия по ДПТ;

2. Определить место и время проведения педагогического эксперимента;

3. Выявить экспериментальную и контрольную группу для педагогического эксперимента.

4. Применить экспериментальную методику в процессе обучения учащихся;

5. Выбрать математические методы обработки экспериментальных данных и обработать результаты педагогического эксперимента;

6.Сделать выводы по эксперименту.

Методы:

  • анализ теоретических источников по теме исследования;
  • обобщение передового опыта ученых-педагогов;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • поиск решения педагогических ситуаций;
  • анализ работы учащихся;
  • констатирующий и обучающий педагогический эксперимент;
  • методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Практическая значимость: заключается в разработке технологии обучения метода проекта для подготовки школьников к изготовлению изделия по ДПТ.

II. Место, время проведения эксперимента.

Педагогический эксперимент будет осуществлен в средней образовательной школе № 31 г. Ишим Тюменской области среди учащихся 7-ых классов, в течение 4-ой учебной четверти.

III. Описание контрольных и экспериментальных групп.

Для проведения педагогического эксперимента необходимо определить контрольную и экспериментальную группу. Проанализировав классные журналы на предмет изучения технологии. Делаем вывод о том, что в контрольную группу входят ученики с высокой успеваемостью, а в экспериментальную с низкой. Количество человек в группах должно быть не менее 30 человек.

IV. Характеристика применяемого традиционного метода обучения:

  1. Теоретический курс – чтение нового материала и запись его;
  2. Практический курс – использование полученных знаний на практике. Изготовление изделия по ДПТ;
  3. Итоговый анализ и оценивание деятельности школьников по пятибалльной шкале, и предоставление изделия.

V. Характеристика экспериментального фактора применяемого в эксперименте.

  1. Проводится теоретический курс, то есть даются основные понятия по данной теме. Иллюстрирование с помощью мультимедийных установок с применением программы MicrosoftPowerPoint
  2. Практический курс. Использование активных методов обучения: мозговой штурм, АРИЗ, ТРИЗ и т. д.
  3. Предлагаем учащимся разработать свою модель по изготовлению изделия.
  4. Подводим итоги проделанной работы, используем различные ролевые игры. Например, всем известное русское лото, домино, выставку изделий и т. д.
  5. Тесты Торренса:

Тест №1 «Нарисуйте картинку»

Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Тест №2 « Завершение фигуры»

Испытуемому предлагается дорисовать 10 незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название каждому рисунку.

test_Torensa

Рис. 1. 10 незаконченных стимульных фигур.

VI. Методика сбора и обработка экспериментальных данных.

Необходимые данные для проведения педагогического эксперимента возьмем из анализа классных журналов на предмет изучения технологии. Полученные экспериментальные данные рассчитаем по вторичному методу статистической обработки.

Результаты исследования помогут в дальнейшем строить работу по формированию творческих умений с данной группой учащихся.

Литература:

1. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / Сидоров О.В., Козуб Л.В., Бызов В.М., Козинец Н.Н. // Инновации и инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 50-55.

2. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся [Текст] // Рус. яз. в шк. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

3. Творчество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle