Библиографическое описание:

Шутова И. П., Колесникова К. Ю. Организационное и методическое обеспечение подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 135-139.



Abstract. The article examines the organizational and methodical maintenance of preparation of students for the profession «control technician — measuring instruments and automation».

Keywords: methodical support, the quality of training, laboratory work, guidelines for laboratory work, equipment to measure the flow.

В настоящее время перед системой Российского образования ставятся сложные задачи по организации методического обеспечения учебного процесса и проводится конструктивный поиск путей улучшения качества подготовки учащихся. Именно качественная подготовка квалифицированных рабочих является основной задачей учреждений профессионального образования, которую ставит перед ними Министерство образования и науки Российской Федерации. Важнейшим из путей ее решения является улучшение системы методического обеспечения учебных дисциплин на основании передовых технологий и современного оборудования. На данный момент во многих образовательных учреждениях уже появилось свежее оснащение, что создает необходимость совершенствования методического обеспечения.

Указанная проблема довольно принципиальна и для подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», что актуализирует поиск новых подходов к методическому обеспечению дисциплин учебного плана, и в частности по предмету «Сборка, ремонт и регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики». Поскольку очевидно, что данной дисциплине нельзя качественно обучить без проведения лабораторного практикума, основной акцент нашего исследования сделан на его создание.

Цель лабораторных занятий — практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т. е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами — установление связи теории с практикой. [3]

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, активизирует познавательную деятельность обучаемых, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует прочному усвоению учебной информации. [2]

Для обеспечения профессиональной компетентности будущих специалистов КИПиА требуется создание лабораторных комплексов с новейшей аппаратурой, отвечающих современным требованиям к методике и технике эксперимента, обеспечивающих овладение учащимися приемами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных. Таким образом, главное направление совершенствования лабораторных работ определяется необходимостью создания целой системы занятий, обеспечивающей формирование специалиста, владеющего исследовательским аппаратом в соответствующей практической сфере. А формирование современного методического обеспечения учебной дисциплины становится одной из главных задач преподавателя этой дисциплины.

Методические указания к лабораторным работам строились нами по следующей технологии:

1. Обеспечение студентов комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития профессиональных умений и навыков.

2. Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике:

1) чтение задания и фиксация понимания его студентами;

2) выбор алгоритма выполнения задания;

3) выполнение задания;

4) контроль правильности выполнения задания. [1]

Приведем пример разработанных методических указаний к лабораторной работе по теме «Приборы для измерения расхода и расчета погрешности» входящей в курс предмета «Сборка, ремонт и регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики».

Тема лабораторной работы: «Приборы для измерения расхода и регистрации погрешности»

Цельзакрепление теоретических знаний студентов по разделуприборы для измерения расхода и регистрации погрешности.

1. Обучающая — изучение приборов для измерения расхода и регистрации погрешности.

2. Развивающая — понимание процессов происходящих при проведении испытаний образцов.

3.Воспитательнаяформирование внимательного и ответственного отношения к выполнению своей работы.

Аппаратура, материалы:

  1. расходомер ПРЭМ Д ду20 2 шт.;
  2. теплосчётчик-регистратор «ЭЛЬФ версия 01» 1шт.;
  3. запорный кран 3 шт.;
  4. таймер (секундомер, таймер) 1шт.;
  5. модем (АССВ 030) 1 шт.;
  6. Блок питания 220в-12в-2А 1 шт.;
  7. автомат для подключения стенда к сети питания (В49–29 2А 1Ф);

Описание лабораторного стенда

Гидравлическая схема лабораторного стенда

Рис. 1

На стенде, схема которого дана на рис.1, установлен расходомер ПРЭМ Д ду 20(1) и теплосчётчик-регистратор «ЭЛЬФ»(2). Электромагнитные расходомеры, которые установлены в трубопроводах лабораторного стенда, и вторичного измерительного преобразователя (1). Комплект теплосчетчика (2) включает в себя преобразователи температуры. Которые установлены в трубопровод лабораторного стенда, два термопреобразователя сопротивления ТПС «Взлёт» (3) градуировки 500П 0–180С. Измеряющих соответственно температуры теплоносителя на входе t1 и выходе t2 трубопровода (представленной в виде подающего и обратного трубопроводов).

Расход водопроводной воды через расходомеры устанавливается краном (5) на входе. При открытом запорном кране (4 и 6).Значение расхода воды через расходомеры (л/мин) определяется по заданному времени прохождения жидкости через оба расходомера (FE1 и FE2). Для измерения времени используется электрический секундомер-таймер. Напряжение питания на стенд и расходомеры подается автоматом В49–29 2А 1Ф(7) который подает напряжения на блок питания БП 220Vout 12V 2 A(8).К блоку питанию подключены первичные и вторичные приборы стенда.
Порядок выполнения работы

1. Подготовить расходомеры ПРЭМы, теплосчетчик «Эльф», другие приборы и устройства стенда к работе.

Для этого необходимо подать общее напряжение питания на аппаратную часть автоматом (7) рис.1. Теплосчетчик «Эльф 01», расходомеры «ПРЭМ», преобразователи температуры ТСП «Взлет». Убедиться, что напряжение подано на средства измерений.

  1. Заполнить таблицу 1 для тепловычислителя «Эльф».

Для этого, используя кнопки ← → необходимо установить на дисплее тепловычислителя Эльф закладка (текущие). Меню содержит пунктов шесть позиций Q↑,V↑,V↓,dV,G↑,G↓,dG,T↑,T↓,dT движение в пределах меню производится с помощью клавиш ↑↓, и в таблицу заносятся данные с 1 по 3 пункт. Далее перейти в закатку установки и в таблицу заносятся данные с 4 по 14 пункт.

3. Определение расходных характеристик исследуемых преобразователей расходов.

3.1. Перед проведением опыта необходимо зафиксировать начальные (исходные) показания счетчиков объема V↑,V↓, по дисплеям обоих вторичных приборов. Для определения объема воды, пошедшей на выполнения работы, необходимо на табло теплосчетчика установить позицию V1/V2 и списать в таблицу 2, значение начального объема в литрах. У расходомера при нажатии кнопки ← → производится переход в меню текущие, где, используя ↑↓, устанавливается пункт V1 и в таблицу списывается значение начального объема в м³. Эти же данные заносятся в таблицу 2 после завершения опытов, и определяется затраченный объем воды.

3.2. При выполнении работы на дисплеях вторичного прибора необходимо установить показания расходов. На теплосчетчике это значения Q1 и Q2 (вес импульса), в соответствии импульсам на расходомере Q в м³/ч. Напоминаем (пример), что 1 м³/ч (Эльф) = 2,5 л/мин (ПРЭМ).

3.3. Согласно гидравлической схеме (рис.1), при открытом кране (4 и 6), с помощью крана (5), устанавливаем на дисплее теплосчетчика «Эльф01» значение расхода в диапазоне от 0,7 до 1,5 л/мин. Если установленное значение остается постоянным в течение двух минут, то показания обоих расходомеров записываем в столбцы 1 и 6 (таблица 2).

Для получения расчетного значения расхода необходимо открыть кран (4 и 6) и зафиксировать с помощью таймера время прохождения теплоносителя через трубопровод. При включенном таймере теплоноситель должен непрерывно проходить через первый и второй расходомеры, и каналы вычислителя «Эльф 01» где им фиксируется.

3.4. Для получения точных значений расходных характеристик опыты повторить в диапазонах значений расходов от 2 до 2,5 л/мин и от 3 до 3,5 л/мин, и т. д.

4.Погрешности расходомеров рассчитываются по приведенным в формуле: m1-m2=dm, dm/m1*100= %.

Напоминаем, что после завершения всех режимов испытаний с теплосчетчика и расходомера снять показания счетчиков объема и записать в таблицу 2. И с помощью ПК (RS-232) или Архиватора Луч-М через оптопорт снять отчет.

Контрольные вопросы

1.Каковы теоретические основы электромагнитного метода измерения расхода?

2.Какие факторы влияют на показания электромагнитных расходомеров?

3.Каковы теоретические основы электромагнитного метода измерения расхода?

4.Какие требования предъявляются к измеряемой среде при электромагнитном методе измерения расхода?

Отчет по работе

Отчет по работе должен включать:

1.Краткое описание и принципиальную схему установки.

2.Протокол испытаний двух расходомеров.

3.Анализ результатов испытаний.

Основные параметры состояния теплосчетчика «Эльф 01»

Таблица 1

Обозначение параметра на дисплее

Единица

измерения

Значение

Константа V1 \ V2

m3

Константа T1 \ T2

C

Константа Q \ G

Гкал\ m3

Тип датчика

ТСП500П

Периодичность индикации

с

Верхний предел измерения расхода

м3\ч

Нижний предел измерения расхода

м3\ч

Диапазон токового выходного сигнала

мА

Сглаживание выходного токового сигнала

мА

Скорость RS232

бод

Номер в сети

Вес импульса

л/им

Длительность импульса

м/с

Внутренний диаметр

мм

Показания счетчиков испытуемых расходомеров

Таблица 2

Теплосчетчик

Расходомер

Начальный объем

Конечный объем

Начальный объем

Конечный объем

л

л

м ³

м ³

В качестве вывода по работе, можно отметить следующее: новое техническое оснащение создает необходимость совершенствовать и модернизировать лабораторные работы, а порой и заменять новыми, более полезными, интересными и современными. Для наилучшего овладения учащимися ключевыми знаниями нужно, чтобы педагог верно, т. е. методически обоснованно, организовал процесс их формирования и управления их усвоением.

Разработанные методические указания к лабораторной работе позволят подготовить высококвалифицированных специалистов в области универсальных средств измерений и контроля, а также будут способствовать повышению уровня заинтересованности, активности обучающихся и качества их знаний.

Опыт показывает, что воссоздание приемов и операций способствует формированию у учащихся четкого образа выполнения отдельных составляющих технологических действий. Использование данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучении.

Предложенная нами методика оказывает воздействие на процесс активизации познавательного интереса учащихся, формирование их технического мышления и улучшение производственных умений и навыков.

Литература:

  1. Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л. В. Козуб. — 2-е изд., доп.— Ишим: Изд-во ИГПИ им П. П. Ершова, 2008.
  2. Формы организации учебного процесса в вузе [Электронный ресурс]: методич. рек. для молодых преподавателей — Режим доступа: http:// www.rsu.edu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/2015/04/formy_organizacii_uchebnogo_processa.pdf
  3. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle