Библиографическое описание:

Шутова И. П., Андреяускене Н. В. Элективный курс по технологии как средство формирования эстетического вкуса школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 123-126.



Annotation. The article deals with the problems of aesthetic education of pupils during the elective course on technology.

Keywords: technology, aesthetic taste, elective course, the head decoration accessories formation.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов художественно - эстетического цикла возрастает. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система художественно - эстетического воспитания.

Эстетический вкус – это способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок.

Эстетический вкус проявляется не только в эстетической деятельности человека, но и в процессе эстетического восприятия. Он даёт о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в повседневном поведении людей [1].

Значение развития эстетического вкуса в школьном возрасте особенно велико. Поскольку в этом возрасте повышена восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов, возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. К сожалению, количество отведенного времени на школьные уроки не всегда позволяет в полной мере реализовать все задумки учителя, связанные с развитием эстетического вкуса у школьников. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся [2].

Элективные курсы – сфера развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Именно здесь у каждого ученика появляется шанс изменить стереотипы самооценки в собственном сознании и в мнении учителя относительно своей личности, своих способностей и интересов, а у каждого учителя возникает возможность заниматься рассмотрением наиболее ярких и значимых вопросов учебного предмета с теми учениками, которые действительно в этом заинтересованы [3].

Элективные учебные курсы выполняют три основных функции:

  1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов.
  2. Надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
  3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности

Цель элективных курсов – углубление знаний, развитие способностей, интересов, склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение [4].

Необходимость развития эстетического вкуса у школьников обуславливает актуальность разработки и проведения элективного курса в рамках предмета «Технология».

Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все учебные изделия выбираются с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности [5]. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности. В содержание творческих проектов включены задания по оформлению и применению видов и способов отделки изделия и оформление предметами прикладного творчества.

Будущим слушателям курса было предложено путем анкетирования самостоятельно выбрать элективный курс, что поставило их в ситуацию выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Анализ результатов анкетирования показал, что у преобладающего числа респондентов наибольший интерес вызвала тема «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц», что и определило направленность элективного курса.

Для осуществления целенаправленной работы по формированию технологической компетентности были проанализированы различные формы и методы работы школьников и выбраны наиболее оптимальные. Организованы лекции, дискуссии, практические работы и проектная деятельность.

Программа курса позволяет учащимся познакомиться с основами дизайна аксессуаров, попробовать себя в роли художника-модельера, художника-консультанта, стилиста, консультанта по имиджу.

Курс «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц» - используется при организации предпрофильной подготовки учащихся 10 класса.

Курсу присущи практико-ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.

Цель курса – формирование интереса и положительной мотивации учащихся к художественно-технологическому направлению обучения и дальнейшего осознанного профессионального самоопределения.

Курс «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц» поможет обучающимся в 10-м классе осуществить сознательный выбор профиля обучения. Он ориентирует десятиклассников на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.

Программа курса рассчитана на 16 часов, если курс проводится в первое учебное полугодие и может быть продлен до 18 часов (вводятся две дополняющие курс темы), если занятия проводятся во втором полугодии.

Программный материал предполагает преемственность с ранее изучаемым материалом предметных областей «технология» и «искусство».

Программа предполагает суммирование знаний и умений, приобретенных в школе по черчению, изоискусству, мировой художественной культуре, информационным технологиям, курса «технология» и дополнения их профессиональными знаниями, умениями и навыками в рамках системы проектов.

В рамках выполненного исследования была проведена экспериментальная работа, которая заключалось в апробации элективного курса «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц».

Экспериментальная проверка результатов исследования организовывалась в соответствии с задачами исследования и состояла в поэтапной проверке выделенных показателей эстетического вкуса. В качестве показателей мы приняли: знания о правилах декорирования аксессуаров, правильное сочетание цветовой гаммы, сочетания используемых для декорирования материалов.

Этап подготовки содержал составление вопросов входящего контроля непосредственно ориентированных на выявление качества знаний учащихся до прохождения элективного курса «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц» и результативности его изучения. В связи с этим были предложены вопросы входящего контроля, определяющего уровень знаний учащихся до начала изучения элективного курса и после.

По окончанию отведенных программой курса занятий учащимся необходимо было принять участие в опросе.

Для диагностики исходного состояния и изменений в мотивационно-ценностном и практически-деятельностном компонентах применялись соответствующие шкалы (практическая, познавательная, эмоциональная). Результаты изменения показателей по указанным шкалам до и после обучения (среднее значение) представлены на рис. 1.

Рис. 1 Результаты проведения элективного курса «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц»

Также была проведена контрольная работа, позволившая оценить уровень знаний в области технология создания и декорирования головных аксессуаров, результаты которой приведены на рис. 2.

Рис. 1 Изменение среднего балла в результате проведения элективного курса «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц»

Также, можно отметить изменения в учебных умениях учащихся. Было установлено, что: учащиеся не только значимо повысили уровень знаний, но и более уверенно стали работать со справочной литературой, выделять главное в тексте, находить нужную информацию в различных справочных источниках, и, что немаловажно, стали увереннее обращаться с оборудованием.

В результате проведения элективного курса «Технология создания и декорирования головных аксессуаров для школьниц», получены следующие данные: элективный курс повышает интерес учащихся к предмету, позволяет ученикам самим включаться в процесс изучения, самостоятельно добывать знания, добиваться поставленной цели, самим искать ответы на поставленные вопросы, приобретать практические знания.

Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, подтверждают результативность разработанного элективного курса в качестве эффективного средства художественно-эстетического воспитания школьников.

Литература:

  1. Жердев, Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна / Е.В. Жердев. — М.: Аутопан, 2013.
  2. Жердев, Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика / Е.В. Жердев. — М.: Аутопан, 2014.
  3. Зайцева, А.А. Квиллинг. Новые идеи для творчества / А.А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
  4. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. — М.: Академия, 2000.
  5. Методика художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle