Библиографическое описание:

Бодрин А. В., Таболько Л. А. Особенности досуговой деятельности пожилых людей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 739-741.



В приведенной ниже статье исследуется проведение досуговой работы среди лиц преклонного («третьего») возраста, анализируются факторы и функции досуга, от которых непосредственно зависит эффективность данного вида деятельности; перечисляются социокультурные технологии, раскрываемые в задачах социокультурной работы; рассматривается сущность и значение социокультурного обслуживания людей пожилого возраста.

Ключевые слова: досуговая деятельность, люди преклонных лет (пожилые), социокультурные технологии, свободное время, образ жизни.

Считается, что увеличение продолжительности жизни в стране в некоторой степени отображает позитивные изменения качественных характеристик современного социума. Однако при этом старение населения — это очень серьезная социальная проблема, которая влияет на планирование и осуществление социальной политики государства. Она же ставит перед обществом острые вопросы экономического, социально-культурного, психолого-педагогического, морального плана [7, с. 48–51].

Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в очерченных условиях накладывает значительный отпечаток на его жизненный тонус, активность, психологическое настроение, изменение ценностных установок, уровень притязаний [5].

Исходя из опыта, можно заключить, что результативность деятельности по организации досуга как единой системы общественной и культурной активности людей преклонного возраста во многом определяется следующими факторами:

 финансовая и материальная база: размер собственной пенсии, бюджетного финансирования (в том числе на социально-культурные мероприятия), спонсорские и благотворительные вложения (в том числе гуманитарная помощь), частичная предпринимательская деятельность отдельных учреждений;

 модель организации свободного времени: преимущества классического блока досуговых мероприятий и технологий [6, с. 67–69];

 кадровый ресурс: наличие профессионалов, которые обеспечивают реализацию социально-культурных технологий с людьми преклонного возраста;

 морально-психологический ресурс: общественная активность пожилых людей, их интерес к досуговым формам и средствам, уровень культурных запросов и потребностей;

 информационно-методический ресурс: комплект методической литературы, специализированных журналов;

 социально-демографический ресурс: потенциал историко-культурной самобытности региона, географического положения, необходимой компетентности работников системы социальных служб, социально-психологической и культурной атмосферы [6, с. 67–69].

Досуг должен быть нацелен, в первую очередь, на ускорение внутренних психологических процессов пожилого человека, формирование его жизненного тонуса. Человек рождается, живет и умирает в рамках той культурной модели, в которой проходит его жизнь. Именно ценностные смыслы культуры создают условия возобновления социальных связей личности и общества, развивая механизмы повторной социализации средствами досуговых интересов. На основе такого подхода можно выделить следующие основные функции досуга престарелых людей:

 поддержание связей с широким кругом людей. Социальное пространство таких людей естественным образом сокращается. Занятие разнообразными видами досуговой деятельности определяет возможность общения с разными категориями людей;

 удовлетворение потребности в признании. Ее испытывают все поколения, однако для людей пенсионного возраста она приобретает особенное значение в связи с отдалением от профессиональной активности. Благодаря любимому занятию можно приобрести репутацию специалиста в той или иной отрасли, получать премии, награды, радоваться признанию со стороны большого числа людей;

 улучшение и поддержка психофизического состояния. Любой вид досуга улучшает те или другие психофизические задатки, настроение, расслабляет человека, оптимизирует все его функции, вызывает удовлетворенность жизнью;

 сохранение и усиление социальной активности личности — своеобразный генератор творческой активности, духовных потребностей и социального опыта [7, с.48–51].

Социально-культурная трансформация образа жизни, быта и досуга людей преклонных лет основывается, прежде всего, на расширении их самостоятельных связей с социальной средой. Сферу интересов пожилого человека нельзя представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, его включения в информационное пространство (телевидение, радио, пресса, книги), элементарного участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений [4, с.57–62].

Поэтому социально-культурные технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпрепровождения», удовлетворения гедонистических потребностей людей преклонных лет в развлечениях. Каждой из технологий следует выполнять определенную утилитарную, исключительно прагматичную функцию. По существу, одно из сверхзаданий социально-культурных технологий заключается в том, чтобы каждого пожилого человека включить в обыденные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в типичных социально-культурных ситуациях круглосуточно [1, с.8–14]. Сам полноценный досуг позволяет людям преклонных лет надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные проблемы представляются не такими существенными, как раньше. Поскольку назначение социально-культурных технологий допускает также адаптацию старших граждан при выборе видов досуговых занятий, то первичным становится их практическая полезность, а развлекательный момент вторичным [1, с.8–14].

Для расширения практики организации досуговой деятельности людей преклонных лет представляется целесообразным обобщить формы и методы работы. В данный период времени применяется больше тридцати разнообразных видов такой деятельности. Почти в каждом социальном учреждении и клубном формировании для пожилых людей используют целый комплекс культурных мероприятий, включая и досуг. Спецификой организации досуга и творческой деятельности в клубных объединениях является дифференцированный подход с учетом субъективных, психологических и социальных особенностей каждого человека. Сохранение и поддержка давних интересов и хобби — одна из частей политики социальных учреждений, потому что многие из бывших увлечений человека могут иметь продолжение, невзирая на состояние здоровье.

Одной из особенностей культурной активности людей преклонных лет является баланс группового и индивидуального участия. Пение в хоре, дискуссионные клубы, физические упражнения, игры, мастерские по изготовлению предметов народного творчества, образовательные курсы (например, компьютерная грамотность) — такие мероприятия не только повышают самооценку человека, удовлетворяют его личные, культурные потребности, но и повышают коммуникативность, которая слишком важна для людей «третьего возраста».

Важное место в работе с пожилыми занимают общественные объединения, которые развивают активность людей, позволяют раскрыться их ресурсам, творческим инициативам, т. е. задействуют многообразный, позитивный потенциал пожилого человека. Такие общественные объединения создаются при медицинских центрах, центрах социального обслуживания, при дворцах и домах культуры, при образовательных структурах, муниципалитетах. В рамках общественных объединений действуют творческие коллективы, музыкальные, фольклорные ансамбли, клубы любителей чтения, краеведения, программ здорового образа жизни, объединения при религиозных центрах и т. д. Как правило, они способствуют решению комплекса задач: поднимают статус пожилого человека, способствуют раскрепощению личности, позволяют удовлетворять социокультурные и образовательные потребности, развивают межпоколенческие отношения. Деятельность в общественных объединениях выступает важнейшим средством профилактики от многих заболеваний и в целом формирует устойчивость личности в ситуациях сложного и противоречивого социума, ориентируя на позитивный выход из кризисов, а в некоторых случаях — на самореализацию личности.

Востребован и такой метод работы с естественными группами людей пожилого возраста, как организация клубов пожилых людей. В России их принято называть клубами или домами ветеранов. Пожилые люди должны иметь возможность совместно отмечать праздники и юбилеи, работать в кружках и секциях по интересам, участвовать в артелях по оказанию бытовых услуг, в потребительско-сбытовых кооперативах [2].

В нашей стране много общественных организаций ветеранов и пенсионеров, созданных и функционирующих самостоятельно. Некоторые из них сталкиваются с проблемами, основная причина которых — неумение наладить взаимно полезные обмены с окружающей средой. Задача социальных служб — терапевтическая помощь таким организациям [2]. При этом пользуются экологическим подходом, налаживая связи проблемных общественных объединений с социальной средой, которая их непосредственно окружает. Используют все возможные формальные и неформальные связи, стараются ввести эти общественные организации в консультативные советы по делам ветеранов и инвалидов, которые организуют при администрациях регионального и районного уровня.

Главное значение социально-культурной работы заключается в том, чтобы интегрировать индивиды, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для корректировки, улучшения или сохранения определенного статуса. Особенно развивает силы человека деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям.

Социально-культурные технологии имеют абсолютные возможности применения, они очень мобильны и восприимчивы к нововведениям. В основу типологии этих технологий могут быть положены и другие признаки. В этой связи речь не может идти о какой-то всеобщей технологии, а надо говорить об огромном количестве технологий, каждая из которых будет согласоваться со спецификой конкретной деятельности [3, с. 2–5].

Таким образом, программы по организации досуга могут быть реализованы в разное время — где-то считают рациональным их проводить в первой половине дня, где-то во второй. Основными занятиями пожилых является физическая культура, музейный и экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинозалов, театров, концертных залов, консерватории, книжное чтение, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными. Клубы по интересам объединяют клиентов с более высоким уровнем интеллекта. Тем самым социокультурное обслуживание пожилых людей способствует формированию и сохранению у них активной жизненной позиции, укреплению чувства собственного достоинства.

Литература:

  1. Минигалиева М. Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей. // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3.
  2. Нестерова Г. Ф., Лебедева С. С., Васильев С. В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник. — М.: Академия, 2009. — 288 с.
  3. Резолюция общероссийского съезда социальных работников. «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность». // Социальное обеспечение. — 2003. — № 4.
  4. Усков М. П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. — 2006. — № 3.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2003. — 295 с.
  6. Чеснокова М. А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. — 2008. — № 1.
  7. Ярмонова Е. В. Социологический мониторинг «Социальное самочувствие граждан пенсионного возраста»// Отечественный журнал социальной работы. — 2006. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle