Библиографическое описание:

Шарапов А. А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 91-94.



В статье рассматриваются способы решения проблемы здорового образа жизни бакалавров. Раскрыто понятие «компетенции». Описан механизм подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности через содержание ФГОС высшего образования, отражающий формирование компетенций о здоровом образе жизни.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, здоровый образ жизни, ФГОС, педагогическое образование, бакалавр.

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [1, 2, 3]. Актуализируется проблема не формирования здорового образа жизни вообще, а подготовка студентов к его самоорганизации и самосовершенствованию.

Проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи посвящено много работ и исследований, в которых заложены теоретические основы решения данной проблемы. Проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающих смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров ее достижения.

Одним из перспективных подходов к решению данной проблемы, активно разрабатываемым и реализуемым в системе высшего, средне профессионального, и общего среднего образования, является компетентностный подход, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования - ключевых компетенциях. В соответствии с этим актуальной задачей является подготовка студентов с достаточным уровнем сформированности ключевых компетенций для самоорганизации ЗОЖ, как в период обучения в вузе, так и в последующие годы жизни.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5].

Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.

Образование является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности.

Главной проблемой является компетентность студента-выпускника университета, поскольку конкурентоспособность обуславливается качествами и свойствами личности, а не только наличием профессиональных знаний, умений, навыков. Таким образом для университета появляется задача подготовить выпускника с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, который будет готов адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям деятельности, то есть подготовить компетентных и конкурентоспособных выпускников [4].

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий является важной задачей, так как вопросы сохранения, развития здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья отражены в образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования. Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизиологическом здоровье.

Рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) на изучение в нем вопросов касающихся здорового образа жизни.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование:

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и с квалификацией «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональную задачу в области педагогической деятельности:

-обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) устанавливает следующие требования к результатам освоения программ: в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Выделим компетенции, относящиеся к здоровому образу жизни:

Общекультурные компетенции:

-готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

-способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Общепрофессиональные компетенции:

-готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время внимание к здоровому образу жизни студентов активизировалось, а основной проблемой является подготовка студентов к самоорганизации и самосовершенствованию своего образа жизни.

- компетенцияэто способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) выпускник программы должен быть готов решать следующуюпрофессиональную задачу в области педагогической деятельности: обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

-в ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) содержатся следующие компетенции относящиеся к здоровому образу жизни: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

Литература:

  1. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис ... канд. пед. наук. – Барнаул, 2001. – 22 с.
  2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 10.
  3. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 2.
  4. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 126 с.
  5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара: авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, профессиональной деятельности, программ бакалавриата, выпускников программ бакалавриата, здоровому образу жизни, уровень бакалавриата, высшего образования, профессиональной деятельности выпускников, программы бакалавриата, деятельности выпускников программ, направлению подготовки, присвоением квалификации, Педагогическое образование, присвоением квалификации «академический, квалификации «академический бакалавр», выпускники программ бакалавриата, ФГОС высшего образования, проектировании программы бакалавриата, программы бакалавриата образовательная, бакалавриата образовательная организация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle