Библиографическое описание:

Чуприна А. Т., Чернышова С. Л. Традиционная экологическая безопасность долган // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 88-91.



Статья посвящена рассмотрению основных традиционных навыков, знаний и умений в области экологической безопасности на основе культурного наследия долган. Исследование вопросов экологической безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является задачей государственной важности, выработки национальной и региональной стратегии сохранения и устойчивому использованию биологического, ландшафтного, природно-климатического, ресурсного многообразия нашей страны, способствующих развитию здоровьесберегающих технологий. Территории расселения северных этносов богаты природными ресурсами, что привлекает к все большему процессу освоения этих территорий, в результате которых возникают экологические проблемы отражающиеся, как на их био - экосистеме так и на дальнейшем развитии автохтонных этносов.

Ключевые слова:экологическая безопасность, традиционные экологические знания, экосистема, традиционная культура жизнеобеспечения долган.

Экологическая безопасность как одна из составляющих национальной безопасности государства является важным фактором сохранения и развития традиционной культуры этносов, способствующим устойчивому развитию этнокультурного многообразия нашего государства и эффективной защите ее национальных интересов.

Экологическая безопасность предусматривает сохранение экосистемы, связанной с совокупностью природно-климатических, ландшафтных, биологических (животные, птицы, насекомые и т.п.), ресурсных (недра земли) и др. условий, а также обеспечение жизненно важных интересов общества, а именно сохранение его здоровья, его среды обитания, способствующей развитию хозяйственной деятельности, подъему экономической составляющей, материальной и духовной культуры.

Все это очень важно при нынешней удручающей экологической ситуации в арктических территориях России, прежде всего, территориями на которых исконно проживают коренные малочисленные этносы (эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры, эвены, эвенки, долганы, ненцы, саамы). Представители этих этносов становятся чрезвычайно уязвимыми в этих вопросах. Как отмечает А.А. Транин: «Природа для коренных малочисленных народов - не просто ресурс традиционного жизнеобеспечения, это среда их обитания, их жизни в исторически сложившемся ареале, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, который влияет на их самоидентификацию и образ жизни. Весь исторический опыт коренных малочисленных народов показывает, что традиционные формы природопользования способствовали сбережению для человеческой цивилизации ценнейших в природном отношении огромных экосистем Севера. И именно эти народы острее чувствуют дисбаланс, вносимый в их жизнь промышленной цивилизацией». [1, с. 3]

Так называемые вторичные или косвенные антропогенные факторы, связанные преимущественно с промышленным освоением арктических территорий оказывают негативные последствия на ее развитие. Это связано с истощением экосистемы арктических территорий, которая по своей структуре характеризуется дефицитом биологический продукции (маломощвенный почвенный покров, относительная скудость в растительном и животном мире) с одной стороны, и активностью обработки тундренной и лесотундренной земли (осушение болот, распашка земель, загрязнение водных ресурсов и т.п.), связанного с дальнейшим освоением недр.

Коренное население северных территорий, для которых жизнеобеспечение напрямую зависит от состояния природных ресурсов и территорий, сталкивается с большими трудностями и проблемами в сфере осуществления своей традиционной культуры жизнедеятельности, прежде всего, традиционной хозяйственной деятельности (оленеводства, рыболовства, охоты, морского зверобойного промысла). Территории промышленного освоения расширяются, нанося весомый вред экологической биосистеме арктических регионов, выводя из использования территории выпаса оленьих стад (в дальнейшем его сокращения, например, в Чукотском автономном округе), миграции рыбьих пород, морского зверя и диких животных. Выбросы промышленных предприятий (отходы производства) оказывают огромное негативное воздействие на растительный мир этих территорий. Растения, являются связующим звеном между абиотической средой и животными. Через растение осуществляется химическая связь животных с почвами, материнскими породами, почвенной влагой и т.п. Через заготовку припасов, приготовления пищи, все это передается человеку, оказывая на его здоровье негативные последствия. Среди заболеваний у представителей северных этносов распространены: заболевание желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания (туберкулез), заболевания дыхательных путей. Касаясь проблеме здоровья коренных малочисленных народов Севера, крупный исследователь по проблемам здоровья Севера, Сибири и Дальнего Востока В.И. Хаснулин, отмечает, что снижение устойчивости к заболеваниям у коренных жителей Сибири обусловлено, прежде всего, негативным действием социально обусловленного стресса. [2]

Для изменения нынешней экологической ситуации в арктических территориях, на наш взгляд, необходима возрастание роли изучения ценностей традиционного образа жизни коренных этносов и анализа их основополагающих жизненных позиций связанных с особенностями мировоззрения и гуманного отношения к окружающей их действительности (природному и животному миру).

Природные ресурсы и бережное отношение к ним имеет важнейшее значение для коренных народов Севера, к числу которых относятся долганы. От рационального использования природных ресурсов и сохранности исконной территории природопользования во многом зависит фактическое выживание и сохранение самобытной культуры долган. Их богатого опыта традиционного природопользования долган, их традиционных экологических познаний, мы можем выявить основные знания об окружающей среде, выработать наиболее адекватные формы практической деятельности в освоении и использовании природных ресурсов арктических регионов России.

Природа Таймыра во многом уникальна, ее многообразный ландшафт представляет собой горные и равнинные поверхности, водные ресурсы с каньонами и водопадами, морскими берегами, извилистыми реками и глубокими озерами, бескрайнюю тундру и тайгу. Полуостров Таймыр - это места гнездования многих редких птиц, это растения - «эндемики», которые не встречаются на других территориях. На Таймыре найдены полезные ископаемые и огромный запас пресной чистой воды. Сейчас на Таймыре существуют 3 крупных заповедника:«Большой Арктический», «Таймырский» с двумя филиалами: «Лукунский» и «Ары-Мас», «Путоранский» которые имеют международное значение.

Принцип экологической безопасности был очень важен для в традиционной культуры долган. Применение долганами традиционных моделей их жизнедеятельности и методов использования природного богатства, самобытный уклад их жизни, способствовали сохранению биоресурсов территории их расселения. И наоборот, особенности культуры их традиционного жизнеобеспечения определяется состоянием окружающей среды. Система ценностей, которая формируется у долган с детства, во многом определяет их будущие поступки, в том числе и по отношению к природе. Именно стремление к выживанию, веками формирующее сознание долган, заставляет их бережно относиться к природе и ее обитателям. Долганские охотники, рыбаки и оленеводы интуитивно чувствовали необходимость охранять окружающий их растительный и животный мир от напрасного истребления. В связи с этим были созданы всевозможные ограничения, запреты, мифологические представления и обряды, ярко отражающие, представлениях долган о необходимости сохранности окружающей среды, ее стабильной экологической системы. Это способствовало формированию нравственных ценностей и созданию фольклорных произведений, роль которых велика не только как первоосновы возникновения и расцвета национальной литературы, но и как историко-этнографического источника изучения культуры, быта долган, их мировоззрения.

В процессе адаптации к окружающей среде и эмпирических наблюдений долганских оленеводов, рыбаков, охотников, можно выделить сформировавшие виды традиционных экологических знаний, связанных, во-первых: с выработкой комплекса правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их и не нарушая стабильной экологической системы; во-вторых, накоплением знаний о местах, сроках, способах охоты и рыбалки, необходимом количестве их добычи; в-третьих, с жизненными установками, ценностными ориентирами и моральными качествами способствующие регулировать поведение людей по отношению к природе; в-четвертых: с формированием космогонических представлений об окружающей природе и месте человека в ней, на основе мифологических представлений. Данные виды традиционных экологических знаний как и собственно термин «традиционные экологические знания» был предложен группой авторов, занимающихся сбором и систематизацией сохранившихся традиционных экологических знаний представителей коренных народов Таймыра: Клоковым К.Б., Кривоноговым В.П., Бахтиным С.А., Семеновым И.В. и Нечушкинаой Е.Н. Термин «Традиционные экологические знания» (эквивалент английского термина «traditional ecological knowledge - TEK») они применяют для обозначения знаний об окружающей среде, проистекающих из опыта традиционного природопользования определенной группы коренного населения, или - в более широком смысле - всех жителей данного региона, чьи образ жизни и практическая деятельность тесно связаны с использованием ресурсов живой природы. [3, с. 10]

Особое место в сохранении и функционировании культурных традиций народа занимает передача жизненного опыта, основополагающих нравственных и ценностных установок, трудового опыта подрастающему поколению от родителей и старших родственников. Так, например, переезжая из стойбища к стойбищу, долганы никогда не оставляли за собой бытовой мусор, его закапывали подальше от стоянок, девочки приучали убирать место, где стоял чум, остатки дров складировать у очага, а мелкий мусор сжигать. При приезде на новое стойбище и установке чума но новом месте, мужчины следовали обязательным правилам, например, в срезании дерна для утепления чума. Они показывали мальчикам и учили их как надо срезать дерн, чтоб сильно не ранить землю. Дерн должен срезаться так, чтобы его можно было закатать в рулон, если он не закатывался, значит он был срезан неправильно. Работа эта очень трудоемкая, которая требует немалой ловкости и силы. [4] Люди старшего поколения настойчиво внушали своим преемникам, о невозможности порчи растительного и природного мира, добывания животных, птиц, рыбы больше, чем необходимо семье для прокормления. Основа этой традиции сугубо материальная, которая связана, прежде всего, с особенностями сбережения сырьевых и продовольственных ресурсов, от которых во многом зависела жизнь человека в суровых условиях тундры.

Бережное отношение к природе и окружающему миру ярко отражено в «промысловом культе» долган. В этом культе следует различать две стороны: материально-мистическую, отражающую повседневную практику охотника, и идеалистическую-одухотворение, так связанной с так называемым, очеловечиванием природы. Окружающий мир в представлениях долган населен «духами-хозяевами» или «хозяевами мест», которые по представлениям долган были антропоморфны и обладали человеческими качествами со всеми их достоинствами и слабостями. Именно поэтому, так гласит охотничий «наказ» долган: «Прежде чем стрелять в спящего зверя, его нужно разбудить - такова этика охотника». Смысл его очень прост, нельзя убивать спящего, который не способен защитить себя. По мнению долган, убитый зверь также заслуживает вежливого отношения. [5]

В долганской культуре особое место уделялась формированию знаний и навыков народной медицины. Это способствовало тому, что до 30-х годов XX века среди коренных малочисленных северных этносов, практически не были известны случаи попадания в их больницу. Народная медицина таймырских этносов содержит много интересного и поучительного. Взять, например, жир, особенно медвежий, им лечили легочные болезни, больному туберкулезом давали пить медвежью кровь, от кашля пили настой листьев багульника.Знали долгане и средства лечения горячки, болезни сердца, кожи. Большинство этих целебных средств были растительного происхождения.

Интересны навыки гигиены у долган. Вот, например, как решалась проблема отсутствия пеленок для младенцев. Вместо пеленок женщины клали в люльку мелко искрошенные гнилушки, которые являлись хорошим гигроскопическим и антисептическим средством. Ребенок был всегда сухой, и ему не грозила опасность простудиться во время во время длительных переездов с одного места на другое при сильных морозах.

Для защиты глаз охотника от слепящего снега весной надевали специальные снегозащитные очки, которые первоначально изготавливались из кости или дерева, а позже из ровдуги. Принцип действия таких очков для глаз был таков: в области глаз оставляются узкие щелки, который пропускали мало света. Иногда узкую прорезь заменяла волосяная сетка, вшитая в ровдугу (замша из оленьей кожи).

Долганы при простудных заболеваниях использовали листья морошки, при расстройстве кишечника - ее ягоды. Если у человека болела голова, окуривали янтарем или багульником. Плаксивому ребенку клали под подушку веточку багульника.

Важное значение в традиционной экологической безопасности долган имели практические знания о климатических особенностях Севера. Знания по метеорологии возникли под влиянием жизненных потребностей. Эти знания таймырские этносы накопили в результате постоянных наблюдений за явлениями природы, над небесными светилами. По ним они определяли путь в полярную ночь в тундре, они безошибочно находили дорогу в стойбище даже в самую страшную пургу. Долгане могли предсказывать погоду, давать долгосрочный прогноз, например, какое будет лето, зима, урожайным или нет будет год на пушнину, когда встанут реки, начнется ледоход и мн. др.

Основными средствами предсказаний погоды у долган, как и у всех северных этносов, являются приметы. По этим приметам они определяют время наступления зимы, лета, предсказывают удачная ли будет охота, рыбная ловля. Эти предсказания являются выражением векового опыта народа, который передавался из поколения в поколение. Вот, например, некоторые из них:

- Если солнце заходит видимым, не прячась в облака, завтра будет хороший день.

- Если солнце заходит в сухую погоду, прячась в облаках, то день будет дождливым, пасмурным.

- День будет дождливым, а зимой пуржистым, если луна закрыта пленкой.

- Если зимой долго полыхает северное сияние, то лето будет засушливым.

Зависимость человека от природы была велика. Человек веками наблюдал за изменениями в природе, подметил очень много верных признаков этих изменений. Чаще всего эти признаки имели магическое значение.

Экологические традиции - это огромный пласт народной культуры. Он достался нам еще с тех времен, когда народы ощущали свою прямую зависимость от окружающей их среды и создавали целостные системы представлений о природе, роли и правилах поведения в ней человека. «Традиционные знания коренных народов, продолжающих жить в непосредственном контакте с природой, являются важным источником информации для изучения процессов изменения климата и разработки стратегий минимизации негативных последствий этих изменений для всего населения Земли». [6]

Включение традиционных знаний арктических этносов в обоснование необходимости природопользования и сохранения биологического разнообразия нашего государства, нам представляется очень важным. Прежде всего, это связано, с точки зрения, выработки стратегии по развитию и «гуманному» использованию природных ресурсов северных территорий. Прежде чем, сохранять и применять традиционные знания, навыки и умения, мы должны осмыслить обязательные условия многовекового опыта жизни северных этносов в суровых условиях Арктики, выработки ими уникальных образцов ценностного мировосприятия человека и природы, синтеза их взаимопроникающего сосуществования. Все это может благоприятно способствовать задачам ресурсопользования с целями сохранения природного богатства, этнической самобытности и культурного наследия арктических этносов.

Литература:

  1. Транин А.А. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов российского Севера (проблемы и перспективы). – М.: ИГП РАН. – 2010. – 213 с. - С. 3
  2. См. об этом: Хаснулин В.И. Медико-демографические аспекты сохранения северных народов. Материалы международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития»". М., 2004. - С.138 - 145.
  3. Традиционные экологические знания коренных малочисленных народов Таймыра /Ред. Нечушкина Е.Н. - М.: «Капитал Пресс», 2012. - 144 с. - С. 10
  4. См. об этом: Марьясова З.И. Долганы- прирожденные экологи. //Вторая Таймырская музейная Интернет-конференция (ТМИК): Актуальные вопросы экологии Таймыра. /Отв.редактор Н.В. Ловелиус. - Дудинка, 2014
  5. См. об этом: Попова М.И., Батаева Л.В. Основы этнопедагогики и этнопсихологии коренных народов Таймыра (факультативный курс). Учебное пособие для старших классов. - СПб.: Изд-во «Дрофа», 2008
  6. Электронный ресурс: Адаптация к изменениям климата: традиционные знания коренных народов Арктики и Крайнего Севера. /Коренные народы Крайнего Севера: традиционные знания, культура и окружающая среда. /http://ru.iite.unesco.org/courses/climate_change/download.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle