Библиографическое описание:

Есипова А. А., Степанова И. А. Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 48-51.



Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена описанию использования мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: мультимедийные средства, интерактивные доски, интерактивные аудитории.

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных технологий во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями (ИКТ) является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств учащихся, вариативности и индивидуализации школьного образования [3].

Рассматривая историю появления понятия «мультимедиа» следует отметить, что изначально оно не было связано с компьютерными технологиями. В 1966 году английский певец и исполнитель Боб Голдштейн впервые употребил для описания супер экстравагантного шоу-представления. Затем, на протяжении нескольких десятилетий данным термином было принято обозначать продукт развлекательного назначения с использованием звуковых и видео эффектов. Окончательно данное понятие сформировалось только в 1990-х годах. В настоящее время, общепринято следующее определение: «мультимедиа — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)»[3].

Современная система образования представляет собой весьма многообразную сферу жизни общества, в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения.

Под средствами обучения принято понимать объекты и предметы, созданные человеком и естественной природы, применяемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [5].

В практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» широко используются традиционные средства обучения (учебники и учебные пособия, плакаты, раздаточный материал, макеты, стенды, модели в разрезе, учебные приборы и т.д.). Мультимедийные средства являются инновацией и позволяют совершенствовать образовательный процесс.

Распространение мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения более интересным, современным и разнообразным за счет использования комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: тексты, видео, звук, графику и анимацию.

За последнее десятилетие создано большое количество мультимедийных программных продуктов. Чаще всего это энциклопедии из самых разных областей жизни (история, химия, география, искусство, биология) и обучающие программы.

Современной школе в связи высоким растущим уровнем информатизации необходимо сделать процесс обучения более результативным. Необходимо строить процесс образования таким образом, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники в частности компьютерные технологии. Именно для этих целей и могут служить мультимедийные средства, предоставляющие широкую возможность их использования, как в учебное время, так и для самостоятельной работы в домашних условиях.

При этом само понятие «мультимедийные средства» включает в себя:

  • аппаратное обеспечение (интерактивные доски, интерактивные классы и т.д.);
  • программное обеспечение (специализированные программы для создания и воспроизведения контента);
  • информационный ресурс (электронные учебники, справочно-правовые и справочно-информационные системы и т.д.);
  • технологию использования мультимедиа в учебных целях (тестирование, самостоятельная работа и т.д.) [4].

На сегодняшний момент большинство преподавателей считают мультимедийные технологии неотъемлемой частью процесса обучения в курсе ОБЖ.

Результативность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких мультимедийных средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
  • оптимальная методика проведения занятий.
  • соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и мультимедийные средства обучения.

По функциональному назначению мультимедийные средства обучения обычно делят на три основных класса:

  • Контролирующие учебный процесс: с использованием печатных раздаточных материалов (самостоятельные работы, контрольные, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
  • Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, презентации, компьютерные модели физических экспериментов и т.д.);
  • Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами. Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения [3].

Использование в традиционном учебном процессе интерактивных электронных средств передачи информации (например, интерактивных досок) крайне эффективно и является прогрессивным методом обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат. Следует отметить, что использование мультимедийных средств обучения соответствует привычному способу восприятия информации, которым отличается современное поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Использование интерактивных досок позволяет разнообразить изучение предмета. Педагог получает возможность давать материал лекционно, одновременно используя Интернет-ресурсы, видео- и аудиоматериалы, обучающие программы, текст, тренажёры, информационно-аналитические системы, справочно-информационные системы , общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Кроме того, крайне удобно то, что делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц [1].

Так в преподавании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» интерактивная доска помогает усваивать материал не только устно, но и наглядно. Чаще всего в образовательных учреждениях кабинет для преподавания данной дисциплины предназначен для проведения не только теоретической, но и практической части на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Интерактивные аудитории – это программно-технический комплексы, объединяющий ноутбуки учащихся с ноутбуком преподавателя с помощью специального программного обеспечения Vision. Благодаря интерактивной аудитории педагог получает возможность не только наблюдать, но и управлять работой каждого ученика в классе, оперативно получая выполненные задания и задавая новые. Такая образовательная технология позволяет вывести практическую составляющую аудиторских дисциплин на новый уровень [2].

Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса при использовании любой образовательной технологии. Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний [5].

Изучение каждой темы курса по аудиторским дисциплинам заканчивается, как правило, тестированием, которое позволяет выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний [5].

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются неотъемлемой частью обучения в курсе ОБЖ, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся, увеличить эффективность проведения урока.

Литература:

  1. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) - М.: Альфа-М, 2010, 100-108 сс.
  2. Шувалова О.В., Абрамов А.А. Работа учителя в современной образовательной среде: новый инструментарий // www.npstoik.ru
  3. Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123.
  4. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) - М.: Альфа-М, 2010, 100-108 сс.
  5. Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: диссертация соискание ученой кандидата педагогических наук, Орел, 2007

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle