Библиографическое описание:

Зеленина В. В. Формирование правового сознания подростков в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как основное условие профилактики правонарушений // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 54-56.



Проблема организации профилактики правонарушений подростков в общеобразовательной школе в настоящее время актуальна, о чем свидетельствуют статистические данные о правонарушениях подростков. Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение. Важно, чтобы подростки могли ощущать себя полноправными членами общества. Для этого они должны знать свои права и обязанности, уметь отстаивать их и нести ответственность за совершенные поступки, т.е. необходимо формировать правовое сознание подростков. К сожалению, современная молодежь характеризуется низким уровнем правовой осведомленности. Зачастую знания о собственных правах, обязанностях или ответственности (уголовной или административной) носят субъективно-искаженный характер.

В современной литературе выделяются следующие основные элементы правового сознания: знание права, представление о данной категории, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний и те требования, которые предъявляются к праву. Правовое сознание формируется в процессе правового обучения и правового воспитания. Правовое обучение направлено на формирование правовых знаний у обучаемых, усвоение ими законов, прав и обязанностей. «Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения» [1].

Анализ литературы по данной проблеме выявил, что в современном образовательном процессе уделяется недостаточное внимание такому важному аспекту формирования личности, как правовое сознание, что увеличивает процент правонарушений среди подростков.

Нередко искаженные представление о правовых нормах подростки получают из рассказов окружающих людей, СМИ или неквалифицированных специалистов. Иногда правовые знания подросток получает посредством собственного опыта, так как из-за незнания в полной мере закона и неспособности правильно расшифровать его смысл, подростки не могут объективно оценить ответственность за правонарушения и их последствия. Некоторые исследователи выделяют следующий ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правового сознания у подростков. Сюда, в первую очередь, включены особенности развития правосознания несовершеннолетних, а именно: неспособность соотнесения своих действий с существующим законом, игнорирование правовых категорий, неосведомленность о правовых нормах [1].

Незнание социальной роли закона, приводит к представлениям о нем как о формальном своде правил. Вследствие чего, подростки редко задумываются о его предназначении. Зачастую срабатывает установка «законы существуют только для борьбы с преступниками», приводящая к их полному или частичному игнорированию. Фрагментарность знаний и отсутствие возможности применения последних на практике, неспособность объективно оценить свои поступки и легкомысленное отношение подростков к общественным законам - все это тормозит процесс формирования правового сознания подростков.

Правовое воспитание подростков заключается не столько в правовом просвещении посредством бесед, сколько в формировании определенного стиля поведения, характеризующегося активной гражданской позицией. Сюда так же стоит отнести доступное объяснение существующих правовых положений, как теоретических, так и практических, выявление и своевременное устранение нарушений закона. Все эти пункты включены в профилактическую работу соответствующих государственных служб. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание, согласно А.Н. Павлухину, это одно из форм общественного сознания. Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом [3].

В формировании правового сознания подростков особая роль отводится дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди задач, которые решаются в данном курсе различают: формирование знаний по вопросам государства и права; воспитание активной гражданской позиции; знакомство с государственными структурами, обеспечивающими безопасность населения. Формирование позитивного отношения к таким категория как «права» и «обязанности» можно начинать со знакомства подростков с Уставом общеобразовательной школы; правилами поведения детей и подростков в общественных местах. Затем продолжить развитие данных категорий в процессе знакомства с законодательством о здравоохранении; гражданским законом; уголовным законом.

Анализируя программу по ОБЖ 7 - 9 классы (всего 105 часов), из разделов включающих право можно выделить следующие:

Тема: Нормативно – правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ (4 часа). «Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности» (1 час), «Положения Конституции РФ» (1 час). Учебные действия: характеризовать законодательную и нормативно – правовую базу по организации борьбы с терроризмом.

Тема: Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа): «Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлением экстремизма» (1 час). Учебные действия: анализировать и обсуждать эффективность мероприятий по борьбе с терроризмом.

Тема: Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремальной деятельности (1 час): «Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участия в террористической экстремальной деятельности» (1 час). Учебные действия: иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической экстремальной деятельности. Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений.

В процессе изучения ОБЖ решаются задачи правового образования и воспитания подростков: информирование по актуальным вопросам в области правоведения; привитие навыков правомерного поведения. Решения данных задач требует формирование у подростков знаний о собственных правах и обязанностях и умения отстоять их в любой жизненной ситуации.

Проведенный анализ программы по ОБЖ показал, что количество часов, отведенное на изучение тем направленных на формирование правовых знаний невелико - всего 4 часа из 105 часов. В этой связи, большое значение отводится внеурочной и внеклассной работе по курсу ОБЖ. Изучив методические условия организации внеклассных занятий по ОБЖ [5,6], нами были разработаны лекции, конференции, дебаты, способствующие укреплению интересов подростков к правовым знаниям. Исходя из вышесказанного, расширить правовые знания и восполнить программный материал возможно с помощью предложенных внеклассных мероприятий: - решение ситуационных задач на тему: «Что бы не случилось беды». Учащиеся разыгрывают ситуации на распространенные темы о подстерегающих опасностях и учатся находить из них выход в соответствии с законом;

- правовая дискуссионная игра «Моё правовое сознание». Ознакомлениеподростков со сведениями о правовых нормах, обсуждение ими имеющихся вопросов и проблем на данную тему. В данной форме внеклассной работы у учащихся есть возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение, приводя свои доводы, опираясь на право и закон. Выход на общее решение, соглашение;

- игра по станциям «Правовой поезд». Закрепление у подростков системы правовых знаний, культуры, поведения, а так же развитие творческих способностей;

- профилактическая беседа для подростков с сотрудником ПНД на тему: «Твои права и обязанности». Выявление и устранение причин и условий, препятствующих развитию личности подростка для его дальнейшей социализации.

Таким образом, роль курса ОБЖ в правовом воспитании и образовании очень важна, так как этот предмет не только воспитывает личность, но и учит действовать в различных ситуациях соблюдая права и обязанности. Если подросток приобретает данные навыки, то ему гораздо проще справляться с возникающими жизненными трудностями.

Правовое обучение в курсе ОБЖ позволяет решать основные задачи правового образования и воспитания, поэтому методы обучения праву направлены на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения подростков. Выбор внеклассных занятий с активными методами обучения и воспитания позволяют достичь поставленной цели и выполнить поставленные задачи в профилактике правонарушений подростков.

Литература:

  1. А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания. М.: Закон и право. Изд.: Юнити, 2009.
  2. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2007.
  3. Дологова А.И., Миньковский Г.М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974.
  4. Станкевич П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования/ Вестник Приморского государственного университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. -2007.- №1.- с.118.
  5. Попова Р.И. , Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися.// Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5. С.63-66.
  6. Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С.3-6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle