Библиографическое описание:

Мазурина Н. Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 796-799.



Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду — актуальная задача современности.

Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Г. Г. Филиппова и др. Ученые связывают необходимость создания особых педагогических условий в дошкольном возрасте с новым толчком в межличностных отношениях детей, с появлением у них таких личностных новообразований, как сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном общении.

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей». Эмоциональное благополучие — это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу. Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию в группе. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные — отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка его отношении к сверстнику, и самому себе.

Главной движущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. С 3-летнего возраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра, в последствии она усложняется. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные эмоциональные качества ребенка. В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности.

В группе всегда можно выделить два — три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью — лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников — «изолированные»: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно — изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо. Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Наша с вами задача, как педагогов, помочь таким детям реализовать притязание среди ровесников. В своей каждодневной практике необходимо проводить своего рода социальные приёмы, чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие ребенка, способствовать развитию у него активности и уверенности в себе.

Основными методами формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе в условиях детского сада по нашему мнению, является создание определенных условий:

Во время утреннего приема использовать различные сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры. Дети могут приносить в группу любимую игрушку. В группе организовать и использовать «Уголок уединения», где ребёнок может остаться один, подумать что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение;

 «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

 Разумная занятость детей — стараться, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты; между воспитанниками равномерно распределять поручения.

 Применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;

 Следует давать детям установку на интересный завтрашний день;

 Демократичный стиль общения воспитателя — рядом, вместе, глаза в глаза;

 Организовать в группе систему традиций и ценностей таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

 Распределение работы на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников по подгруппам (парах, тройках, четверках), с мотивацией, что подгруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, деятельность направлена на достижение успеха, а между группами создается ситуация соперничества.

В ходе наблюдения за дошкольниками в нашей группе и проанализировав состояние микроклимата совместно с психологом детского сада, мы пришли к выводу, что: Во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Во-вторых, у так называемых «непопулярных» детей мы специально развиваем социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Мы стараемся поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его. В третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просим хвалить и поощрять малыша дома. Мы предлагаем родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводим интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Для этого были специально подобраны методы и приемы, которые помогают воспитателю избежать эмоционального неблагополучия и улучшить взаимоотношения между сверстниками в нашей группе.

 Совместно с детьми «разработали» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

 Игры и игровые упражнения, направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, на создание коллективных работ по ИЗО деятельности.

 Регулярно проводим этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать».

 Заучивание «мирилок».

 Проведение дидактической игры «Какое у тебя настроение».

 «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день. После выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

 В конце недели применяем «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

 Минутки релаксации, цель которых научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

 Особое внимание уделяется «изолированным» детям: они привлекаются к совместной деятельности группы; для них находятся поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; их чаще хвалят и поощряют в присутствии всей группы.Так, в сюжетно ролевых играх, даже если ребёнок выступает в посредственной роли, подчеркивается значимость роли этой роли. Его хвалим за правильное её исполнение и интересное обыгрывание в его речи или подборе атрибутов. Участвуя в игровой деятельности, мы сами распределяем роли, отдавая главенствующую роль малоактивному ребенку, в процессе игры помогаем справиться с ней. Так же малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Например, трудовая или физическая деятельность, где ребёнок может выполнить посильное ему поручение. «Покажи ребятам, как надо выполнять упражнение, у тебя очень хорошо получается». После чего отмечается его успех, пусть даже маленький. Так же в образовательной деятельности мы даем такое задание, с которым ребёнок может справиться, даже если оно кажется для остальных очень простым, публично хвалим и выделяем особое качество, которое присуще только этому ребёнку.

 Применяем игры на сплочение коллектива: «Путешествие», «Что изменилось?», «Путанница», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем», «Ладонь на ладонь», «Прогулка с завязанными глазами», «Два мороза».

Так же мы не должны забывать и о роли личностных качеств педагога в создании благополучной эмоциональной обстановки. Доброжелательная улыбка, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микроклимата в группе.

Поэтому, общаясь сребенком, педагог должен помнить:

 Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

 В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.

 Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.

 Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

 Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И наша с вами задача, как педагогов, создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал такое состояние.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle