Библиографическое описание:

Любалина А. А. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 794-796.



Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и средства речедвигательной ритмики, которая включается в структуру логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.

Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение.

Звукопроизношение как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы. Эти сложные по структуре механизмы обуславливаются взаимодействием процессов, происходящих в организме человека, в момент реализации речевой деятельности. [1, с. 18]

В реализации процесса звукопроизношения участвуют как центральные (центральный речевой аппарат), так и периферические (периферический речевой аппарат) органы речеобразования. Таким образом, произношение каждого звука человеческой речи включает в себя совокупность таких психофизиологических актов, как порождение импульсов в головном мозге, вдох (расширение грудной клетки, опускание диафрагмы), выдох (сжатие грудной клетки, поднимание диафрагмы), фонация (раскрытие и закрытие голосовой щели, вибрация голосовых складок), процесс резонанса (прохождение воздушной струи через ротовую полость, носоглотку и полость носа), а также движения языка, зубов, губ, мягкого и твердого неба — органов артикуляции (Рис. 1). [3, с. 90]

Рис. 1. Схема процесса звукопроизношения

Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого орган вносит свой определенный вклад в произнесение звуков.

Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде. От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. [2, с. 5]

У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. [4, с. 84]

Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. [5, с. 38]

Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежныеестественнонаучные, а также педагогические дисциплины(физиологияи анатомиячеловека,патофизиология,педиатрия,невропатология,нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучаютпроцессыбиологическогоразвитиячеловека,и позволяютпонимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности. [2, с. 12]

На важность и необходимость применения в логопедической работе приемов речедвигательной гимнастики указывает большое количество исследователей таких, как Т. М. Власова, Г. А. Волкова, А. Я. Мухина и многие другие. В своих исследованиях они дали обоснование эффективности применения данного метода в коррекции речевых нарушений.

Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.

Г. А. Волкова отмечает особенности логопедической ритмики, которые заключаются в следующем:

1) в создании благоприятных условий для реализации речедвигательной гимнастики;

2) в особой дозировке речедвигательных упражнений;

3) в индивидуальном подходе к каждому ребенку и к целому коллективу при планировании занятий;

4) в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных,

5) ритмических процессов, развитии умения сосредоточения.

6) в планировании работы и ее содержания в зависимости от

7) возраста занимающихся (дети, подростки, взрослые), от речевого

8) нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции. [2, с. 14]

В речедвигательной ритмике можно выделить два основных звена:

 развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, координации движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания;

 развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. [4, с. 85]

В методике речедвигательной гимнастики особое место занимает направление по работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой рассматриваются как средство для достижения цели (формирование речи или ее коррекция). Конечная цель занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Следует особо отметить, что движение является мощнейшим фактором профилактики и коррекции нарушений речи и, в частности, звукопроизношения. [5, с. 38]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важнейшим современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.

Литература:

  1. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. — М.: МПГУ, 2012. — 104 с.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений. — М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 272 с.
  3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 680 с.
  4. Есаян С. Н. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И. Статва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 84–86.
  5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: [для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. — пед. фак. вузов] / А. Я. Мухина. — М.: Аст: Астрель, 2009. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle