Преобразование структуры отдела по связям с общественностью в провинциальных вузах с целью повышения эффективности деятельности отдела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Ахмедуллаева, А. З. Преобразование структуры отдела по связям с общественностью в провинциальных вузах с целью повышения эффективности деятельности отдела / А. З. Ахмедуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27074/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена вопросам организационного оформления отдела по связям с общественностью в структуре провинциальных вузов. Автор раскрывает задачи, которые стоят перед отделом и причины необходимости реформирования структуры. Особое внимание обращается на современное состояние вузовской системы на периферии. На основе анализа структуры отделов по связям с общественностью в университетах Ханты-Мансийского автономного округа можно сделать вывод, что структура отдела по связям с общественностью требует изменений.

Ключевые слова: вузы на периферии, отдел по связям с общественностью, вузовская система, имидж университета, менеджмент.

Современное понятие «провинциальный город» обозначает малый город, удаленный от центра страны, неподвластный интенсивному влиянию бурной жизни больших городов. Провинциальный вуз — это периферийный вуз, находящийся, как правило, вдали от центральных вузов, примыкающий к региональным, с относительно небольшим количеством студентов и низким рейтингом [2, с. 66].

Проблема состоит в том, что российская вузовская образовательная инфраструктура на периферии до недавнего времени представляла собой рассеянную, плохо адаптированную к современному рынку систему. Между обучением и потребностями общества лежала огромная пропасть. Однако и сейчас многие вузы, слабо реагируя на вызовы внешней среды, в основном производят продукцию, которая не востребована. Эта продукция (квалификации, например, идеи, знания, услуги) нерентабельна и неконкурентоспособна.

К числу основных и наиболее характерных для большинства неконкурентоспособных периферийных вузов России причин можно отнести:

1) неквалифицированный менеджмент, в том числе отсутствие менеджмента качества образовательных услуг, стратегического планирования развития вуза;

2) отсутствие продуманной и последовательной маркетинговой стратегии, направленной как на системное исследование образовательного рынка, так и его формирование;

3) консерватизм поведения руководства и преподавательского состава, отсутствие инновационных подходов к организации образовательного процесса;

4) узкая специализация и отсутствие достаточной диверсификации образовательных услуг. [1, с. 67]

Сокращение вузов, которое набирает обороты, определяет будущее развитие образования в стране: неравномерное, влекущее диспропорцию между периферией и центром.

В условиях такого жесткого реформирования системы образования, закрытия или объединения вузов внутри субъектов федерации существует два способа остаться победителем в этой конкурентной борьбе. Первый — совершенствование качества учебного процесса. Второй — формирование положительного имиджа университета. К этому относятся:

 анализ состояния имиджа вуза: мониторинг СМИ, проведение социологических исследований внутренней и внешней аудитории;

 разработка и проведение рекламной кампании;

 проведение PR-мероприятий;

 контроль эффективности проделанной работы.

Осуществление обозначенных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа университета, возложено на отдел по связям с общественностью. Сегодня любая организация более всего зависит от различных факторов общественного мнения, и об относительной стабильности можно говорить лишь в том случае, если учреждение само в состоянии контролировать эти факторы.

На основе проведенного анализа структуры отделов по связям с общественностью (СсО) в университетах Ханты-Мансийского автономного округа, а именно БУ ВО «Сургутском государственном университете» (СурГУ) и ФГБОУ ВО «Нижневартсовском государственном университете» (НВГУ) можно сделать вывод о том, что для университетов провинциальных городов целесообразно преобразование структуры отдела по связям с общественностью. В СурГУ отдел по СсО состоит из 7 специалистов [4]:

1) начальник отдела по связям с общественностью;

2) ведущий специалист по работе с попечительским советом;

3) специалист по работе со СМИ;

4) специалист по связям с общественностью;

5) главный редактор газеты «Северный университет»;

6) ведущий редактор;

7) редактор сайта, специалист по связям с общественностью.

Структура отдела, представленная в НВГУ [3]:

1) начальник отдела;

2) специалист-фотограф;

3) дизайнер;

4) редактор-корреспондент;

5) редактор сайта.

В нынешней кризисной ситуации, которая сложилась в стране, во многих бюджетных учреждениях началось сокращение штата сотрудников. Отсюда следует, что отдел по связям с общественностью должен быть небольшим, но при этом качественно функционировать. Помимо этого, большую роль в работе отдела играет должностная инструкция каждого специалиста. От правильного распределения обязанностей и полномочий во многом зависит эффективность деятельности.

Следуя из сделанных коротких выводов, предлагаю рассмотреть данную структуру отдела, как универсальную и выгодную в университетах на периферии.

  1. Начальник отдела — пресс-секретарь ректора. В его обязанности входит:

 написание PR-текстов для СМИ;

 планирование работы и бюджета отдела на текущий год;

 микширование негативных последствий неудачных действий руководства;

 организация встреч руководства с внутренней и внешней аудиторией.

  1. Редактор-корреспондент:

 написание материалов для опубликования в средствах массовой информации университета (газета, сайт, группы в социальных сетях);

 организация работы студенческого пресс-центра;

 фотоотчет с мероприятий.

  1. Дизайнер:

 оформление PR- и рекламных материалов;

 работа над оформлением средств массовой информации университета;

 оформление информационных стендов внутри учреждения.

  1. Менеджер по связям с общественностью и рекламе:

 мониторинг СМИ;

 проведение социологических исследований внешней и внутренней аудитории;

 организация работы по рекламированию и продвижению услуг;

 разработка рекламных буклетов, каталогов, листовок, проспектов, афиш, работа с издательствами и типографиями;

 работа с рекламными агентствами и контроль за выполнением заказа;

 организация PR-мероприятий.

Отдел по связям с общественностью может стать платформой для непрерывного прохождения практики студентов соответствующих направлений подготовки («Связи с общественностью», «Журналистика», «Менеджмент»), что позволит вузу подготовить собственные кадры.

Современные организации как коммерческие, так и бюджетные в целях экономии средств и при этом эффективного развития принимают на работу так называемых «универсальных специалистов». Такой сотрудник, занимая одно штатное место, выполняет ряд функций смежных с его основной деятельностью. Для учреждения выгодно направлять сотрудников на прохождение переподготовки, различных тренингов и мастер-классов, что позволит наполнить функционал специалиста, усовершенствовать деятельность отдела, а также снизить текучесть кадров.

Предложенная структура отдела по связям с общественностью является наиболее эффективной для периферийных университетов, поскольку такой небольшой штат сотрудников с указанным функционалом сможет выполнять работу равную деятельности крупного отдела. Благодаря такому штатному составу организация может предложить выгодные условия трудоустройства для квалифицированных специалистов, которых в небольших городах не просто найти и, чтобы привлечь их внимание к предложенным вузом вакансиям, следует предлагать и достойные условия труда. Благодаря этой структуре, возможно, не получится сэкономить средства, однако появится возможность сохранить существование провинциального университета и закрепить за ним положительный имидж.

Литература:

  1. Воробьев Ю. Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. Москва: МосГУ. 2005, № 3.
  2. Латыпов Р. А. Интернационализация провинциального вуза // Интеграция образования. МГУ им. Н. П. Огарёва. 2004, № 1.
  3. Отдел по связям с общественностью // [Нижневартовский государственный университет]: О подразделении. URL: http://nvsu.ru/ru/press_centr/ (дата обращения: 14.03.16).
  4. Управление общественных связей и информационно-издательской деятельности // [Сергутский государственный университет]: Общая информация. URL: http://www.surgu.ru/index.php?view=s&sid=867#2 (дата обращения: 14.03.16).
Основные термины (генерируются автоматически): общественность, связь, начальник отдела, структура отдела, внешняя аудитория, вузовская система, массовая информация университета, организация работы, положительный имидж университета, Ханты-Мансийский автономный округ.


Ключевые слова

менеджмент, вузы на периферии, отдел по связям с общественностью, вузовская система, имидж университета

Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

В структуре имиджа вуза Н.К. Моисеева выделяет 8 компонентов.

3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе.

Связи с общественностью существуют не только на уровне университет - потребитель, а гораздо...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

 оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Одним из основных направлений деятельности связей с общественностью является

имидж подразумевает под собой единую, не противоречивую структуру

Автор работы отмечает, что имидж очень важен для любой организации, он является важнейшей её характеристикой.

Связи с общественностью как технология управления на...

- установление системы общественных связей университета

- формирование корпоративного имиджа и репутации университета

- организация и проведение мероприятий

Организация маркетинговой информационной системы вуза

Университет нуждается в системном подходе к сбору маркетинговой информации и установлению между подразделениями стабильных информационных связей.

Поэтому процессный подход ориентирован на матричную структуру управления организацией...

Имидж как составляющая маркетинговой коммуникационной...

контент-анализ средств массовой информации (СМИ), помогающий выявлять проблемы взаимодействия вуза с его целевыми аудиториями

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации. Имидж вуза как составляющая системы образования.

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Имидж создает сам человек, окружающие его люди, средства массовой информации, имиджмейкеры.

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Ключевые слова: имидж, организация, цифровая среда, информация, сайт, public relations, Интернет.

‒ визуальный вид университета (то, как организация выглядит внешне)

Формирование и развитие имиджа организации

При этом персонал рассматривается и как целевая группа общественности и как источник информации об организации для внешней аудитории. К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя организации...

Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

В структуре имиджа вуза Н.К. Моисеева выделяет 8 компонентов.

3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе.

Связи с общественностью существуют не только на уровне университет - потребитель, а гораздо...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

 оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Одним из основных направлений деятельности связей с общественностью является

имидж подразумевает под собой единую, не противоречивую структуру

Автор работы отмечает, что имидж очень важен для любой организации, он является важнейшей её характеристикой.

Связи с общественностью как технология управления на...

- установление системы общественных связей университета

- формирование корпоративного имиджа и репутации университета

- организация и проведение мероприятий

Организация маркетинговой информационной системы вуза

Университет нуждается в системном подходе к сбору маркетинговой информации и установлению между подразделениями стабильных информационных связей.

Поэтому процессный подход ориентирован на матричную структуру управления организацией...

Имидж как составляющая маркетинговой коммуникационной...

контент-анализ средств массовой информации (СМИ), помогающий выявлять проблемы взаимодействия вуза с его целевыми аудиториями

Имидж и имидж-риски современной образовательной организации. Имидж вуза как составляющая системы образования.

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Имидж создает сам человек, окружающие его люди, средства массовой информации, имиджмейкеры.

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Ключевые слова: имидж, организация, цифровая среда, информация, сайт, public relations, Интернет.

‒ визуальный вид университета (то, как организация выглядит внешне)

Формирование и развитие имиджа организации

При этом персонал рассматривается и как целевая группа общественности и как источник информации об организации для внешней аудитории. К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя организации...

Задать вопрос