Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ Microsoft | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Быков, А. А. Создание дидактического материала ОБЖ с помощью программ Microsoft / А. А. Быков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27073/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются вопрос создания дидактического материала на основе программ пакета Microsoft.

Ключевые слова: дидактический материал, Интернет, сервисы для создания дидактических материалов.

Современный этап развития образования выдвигает новые требования к доступности и интерактивности предоставляемой учащимся информации. Во многом, это обусловлено широким проникновением цифровых и сетевых Интернет-технологий в процесс обучения. В связи с этим возникает потребность в создании дидактического материала на базе общедоступных компьютерных программ.

Дидактический материал – это особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [1].

Также дидактическим материалом мы можем назвать средство для организации самостоятельной работы обучающегося, позволяющее ему наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач с возможностью самопроверки и самоконтроля [2, 3].

Преимущества использования информационно коммуникативных технологий для создания дидактических материалов достаточно велики. Они позволяют привнести элемент занимательности, что повышает интерес к обучению; дают возможность создать условия для индивидуальной работы учащихся; помогают осуществлять оперативный контроль знаний и т.д.

Сделаем краткий обзор существующих сервисов, для создания интерактивных дидактических материалов. Для создания электронных карточек с заданиями для самоконтроля хорошо подходят такие сервисы как StudyStack, CoboCards, Edisco, FlashcardDB и т.д. Особое внимание обращает на себя сервис BrainFlips, позволяющий не просто создать учебные карточки, а создать игру напоминающую «домино». Головоломки, упражнения, игровые карточки, учебные ребусы и кроссворды можно создать при помощи сервисов WorldLerner, Фабрика кроссвордов, Rebus1.com и т.д. Однако, следует отметить, что все это специализированные ресурсы, требующие определенного навыка в работе преподавателе.

Обратив внимание на возможности создания дидактического материала при помощи стандартного пакета программного обеспечения Microsoft. Данные программы наиболее распространены и легки в использование, а также количество программ Microsoft позволяет выполнять любые задачи от написания текста до составления графических иллюстраций.

Для подготовки дидактических материалов для проверки знаний (тесты, контрольные работы, опросы и проч.) лучше всего подойдёт Microsoft Word . Microsoft Word – это текстовый редактор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Используя эту программу можно подготовить большое количество варианта текстовых работ.

Приведем пример создания теста по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с помощью Microsoft Word на рисунке 1.

Подчеркните правильный ответ

1.Правильная последовательность вызова служб по телефону: «Газовая служба», «Скорая помощь», «МЧС», «Милиция»:

А) -04-, -03-, -01-, -02- В) -04-, -01-, -03-, -02-

Б) -01-, -03-, -04-, -02- Г) -04-, -03-, -02-, -01-

2.Какой фактор пожара является наиболее опасным:

А) дым В) угарный газ

Б) огонь Г) сажа, копоть

3.Признаки отравления угарным газом:

А) потеря сознания В) судороги в руках и ногах

Б) чрезмерная весёлость Г) сухость в горле

Рис.1. Пример теста, созданного при помощи Microsoft Word

Но Microsoft Word не единственная программа, которая может создавать дидактические материалы по ОБЖ. С этой задачей также может справиться Microsoft Excel. Microsoft Excel - это программа для работы с электронными ресурсами, она представляет возможность экономико-статических расчётов, вычислений, а также графические инструменты.

На базе этой программы можно создавать дидактический материал для использования в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в виде статистических данных, для сравнения определённых чрезвычайных ситуаций. Причем, после обработки данных материал может быть представлен графически, и в случае использования его в цифровом виде, учащимся достапно не только окончательное представление данных, но вся «легенда».

К примеру, возьмём расчёт для выявления статистических данных по чрезвычайным ситуациям в 2013г. С помощью расчётов в Excel мы получаем диаграмму в виде показателя по видам чрезвычайных ситуаций.

Рис. 2. Структура количественных показателей по видам чрезвычайных ситуаций, ед., %

С помощью Excel также можно рассчитывать прогнозы с вероятностью возникновения черезвычайных ситуаций на различных территориях. На уроках ОБЖ преподавателю удобно использовать программу Excel для построения графиков и таблиц, однако это является примером простейшей функции, которую может выполнять данная программа.

Однако на сегодняшний день самой популярной программой для выполнения дидактических задач, является Microsoft Power Point.

Power Point - это программа для подготовки презентаций. Материал, подготовленные в данной программе предназначен для отображения на большом экране - через проектор или большой телевизионный экран [4]. В данное время трудно найти преподавателей не работающих с Microsoft Power Point. Это обусловлено том, что программа упрощает проведение учебных занятий и дает возможность преподнесения материала в более развернутом виде. Однако, до сих пор не многие используют все возможности данной программы, а именно включение флэш переходов и анимации, встраивание аудио и видео файлов и т.д. [5].

Подводя итоги, мы можем с точностью сказать, что грамотное использование программ Microsoft, очень обогащает возможности создания дидактического материала и упрощает его подготовку. А разнообразие программ Microsoft помогает комбинировать материалы и информацию, создавая задания различного уровня, с возможностью самопроверки и самоконтроля.

Литература:

  1. Моисеев, В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. [Текст] /В.Б.Моисеев // - Пенза, 2002. С. 94
  2. Есипова, А.А. К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования [Текст] /А.А.Есипова //Педагогика высшей школы, 2015. - №3-1 (3). - С.79-81.
  3. Есипова, А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего [Текст] /А.А.Есипова //Безопасность жизнедеятельности. 2012. - №4. - С.32-34.
  4. Intel®“Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 7-е изд., испр. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006 – 128 с.
  5. Витухновская А.А., Марченко Т.С. Проектирование электронного дидактического материала (на примере курса математики начальной школы) // Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. г. СПб, 26-27 октября 2004 г.- СПб, 2004. С. 88 – 95.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактический материал, программа, материал, возможность самопроверки, возможность создания, ситуация, создание, угарный газ.


Ключевые слова

Интернет, дидактический материал, сервисы для создания дидактических материалов

Похожие статьи

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой...

Такая преемственность дает возможность учащимся проявить творчество и самостоятельность. Представим здесь характеристику этапов дидактического цикла.

Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, изучают определенные учебные материалы в рамках программы.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Готовится иллюстративный материал: карточки-задания, цифровые карточки.

Выбывшая команда получает приз. IV тур — активизация резервных возможностей.

У «пострадавшего» могут быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное...

Подготовка педагогов к использованию Microsoft Word 2010 для...

Цель: рассмотреть алгоритм создания прописей средствами Microsoft Word 2010.

Использование программы Microsoft Word 2010 дает возможность создавать дидактические материалы без каких-либо специализированных знаний.

О применении информационных технологий в уроках информатики

− способствует развитию креативности студентов через создание образовательных информационных продуктов

Программы — тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решении сообщать об ошибках.

Проектирование современной информационной образовательной...

Отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой

том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения...

Возможности применения информационных модулей на занятиях...

- создание образовательного портала мультимедиа технологий, предназначенное для

Похожие статьи. Возможности применения информационных технологий в дополнительном

Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации социального характера и филателия».

Некоторые методические особенности применения...

Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

Похожие статьи

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой...

Такая преемственность дает возможность учащимся проявить творчество и самостоятельность. Представим здесь характеристику этапов дидактического цикла.

Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, изучают определенные учебные материалы в рамках программы.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

Готовится иллюстративный материал: карточки-задания, цифровые карточки.

Выбывшая команда получает приз. IV тур — активизация резервных возможностей.

У «пострадавшего» могут быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное...

Подготовка педагогов к использованию Microsoft Word 2010 для...

Цель: рассмотреть алгоритм создания прописей средствами Microsoft Word 2010.

Использование программы Microsoft Word 2010 дает возможность создавать дидактические материалы без каких-либо специализированных знаний.

О применении информационных технологий в уроках информатики

− способствует развитию креативности студентов через создание образовательных информационных продуктов

Программы — тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решении сообщать об ошибках.

Проектирование современной информационной образовательной...

Отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой

том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения...

Возможности применения информационных модулей на занятиях...

- создание образовательного портала мультимедиа технологий, предназначенное для

Похожие статьи. Возможности применения информационных технологий в дополнительном

Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации социального характера и филателия».

Некоторые методические особенности применения...

Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

Задать вопрос