Библиографическое описание:

Бойков А. Е., Брекман Д. Г. Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 9-11.



Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных технологий на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: информационные технологии, технология, информационно-коммуникационные технологии, методика обучения ОБЖ.

В Концепции модернизации российского образования, одобренной правительством Российской Федерации, пункт 1.3 «Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации» гласит, что необходимо обратить внимание на необходимость изменения методов обучения, повысить уровень тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся и формируют опыт самоорганизации [2].

Информатизация современного общества, а также тесно связанная с ней информатизация всех форм образовательной деятельности характеризуется совершенствованием и массовым распространением современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные технологии применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в системах дистанционного и открытого образования. Современный учитель должен не только обладать достаточным количеством знаний в области информационных технологий, но и хорошо знать, как применить их в своей профессиональной деятельности.

Слово «технология» произошло от греческого языка и в переводе означает «наука, совокупность методов и приемов обработки материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления». Отсюда следует, что информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые будут направлены на обработку и преобразование информации.

Формирование у учащихся смысла жизни, своего места и роли в ней, а также овладение основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе. На основе внедрения информационных технологий в образовании ожидается улучшение качества обучения, лучшая готовность учащихся эффективно работать в новой информационной среде, также улучшение работы в коллективе, решения задач из реальной жизни.

В результате применения информационных технологий учащиеся научатся работать с компьютером, а также работать с информацией и в глобальных компьютерных сетях.

Работа на уроке с применением информационных технологий это отличный способ научить школьников самостоятельно оценивать и анализировать полученную информацию, использовать современные информационные технологии для сбора и обработки информации.

Одной из главных ролей информационных технологий в образовании является то, что их внедрение может являться частью исследовательской установки, позволяющее глубже понять изучаемые явления и процессы, так как именно на уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера, их причинах и последствиях, а также правилах безопасного поведения.

Использование информационных технологий (далее ИТ) на уроках может быть также большим стимулом в обучении, поскольку именно посредством таких уроков у учащихся активизируются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, внимание.

Также проведение уроков с использованием ИТ является значимой частью в образовании, поскольку увеличивается интерес к урокам, у школьников появляется желание увидеть и узнать больше. Основным дидактическим достоинством урока с использованием ИТ является появление эффекта присутствия у учащихся.

Важным является то, что информационные технологии позволяют реализовать в обучении принципы дифференцированного и индивидуального похода к обучению. Преимуществом является то, что учитель на таком уроке дает каждому ученику самостоятельно работать с информацией, что позволяет каждому более детально разобрать материал по теме.

Главной причиной внедрения в школьный курс ОБЖ послужило введение ФГОС в образовательный процесс, а также оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования. Еще одним толчком для использования мультимедиа в курсе основ безопасности жизнедеятельности послужило появление мультимедийных учебников по ОБЖ, подготовленных такими авторами, как М.А.Шахраманьяна, М.П.Фролова, а также других пособий по отдельным темам в ОБЖ.

Внедрение новых информационных технологий предоставляет возможность работать со звуковыми и видеофайлами. Это открывает новые направления в использовании техники для обучения школьников. Одними из главных преимуществ новых информационных технологии является сочетание логического и образного мышления освоения информации, в активизации образовательного процесса, также возможность повышения квалификации учителя с использованием центров интернет образования.

Однако, повышение грамотности в области информационных технологии учителей ОБЖ, обмен между собой опытом по применению этих технологий, совершенствование программного оснащения курса позволяют использовать все более сложные, разнообразные и интересные формы проведения уроков.

В процессе практической работы с использованием новых информационных технологий, мультимедийных учебников, а также с применением рекомендаций по их использованию, сложилось несколько вариантов организации учебного процесса, каждый из которых определен содержанием учебного, количеством компьютеров или необходимого мультимедийного оборудования в классе, а также количеством учащихся в классе [1].

В последние несколько лет наблюдаются массовое внедрение интернета в школьное образование, а также доступ к нему получили все ученики и учителя России. Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.

Но и у этого способа получения знаний есть минусы, например, копирование информации из Интернета. Главной задачей учителя в этом случае является то, что нужно объяснить учащимся, что при подготовке доклада или реферата приветствуется использованием материалов из интернета, но они должны понимать, что информация может быть как правдивой, так и ложной, а также иметь какую-либо неверную статистику или факты. Поэтому бездумное копирование это не результат и оценивать его положительной оценкой неправильно.

Учитель, предлагая пользоваться интернет ресурсами, должен посоветовать обратить внимание на следующие сайты:

  • Периодические/ электронные издания
  • Сайты общественных организаций/движений
  • Образовательные сайты по тематике
  • Электронные библиотеки
  • Электронные энциклопедии
  • Сайты различных проектов
  • Сайты форумов/ конференций [3].

Сайты из вышеперечисленного ряда содержат достоверную информацию, также отражают различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Делая вывод, можно сказать о том, что главной ролью информационных технологий в образовании является то, что их внедрение может являться частью исследовательской установки, позволяющее глубже понять изучаемые явления и процессы так как, именно на уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера, их причинах и последствиях, а также правилах безопасного поведения.

Литература:

  1. Хуторский А. «Виртуальное обучение: настоящее и будущее»
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009. — 448 с
  3. Косолапова Н.М. Информационные технологии в образовании» /– Тобольск: ТГСПА ИМ. Д.И. Менделеева, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle