Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 2203 раза

Библиографическое описание:

Бойков, А. Е. Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе / А. Е. Бойков, Д. Г. Брекман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27071/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных технологий на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: информационные технологии, технология, информационно-коммуникационные технологии, методика обучения ОБЖ.

В Концепции модернизации российского образования, одобренной правительством Российской Федерации, пункт 1.3 «Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации» гласит, что необходимо обратить внимание на необходимость изменения методов обучения, повысить уровень тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся и формируют опыт самоорганизации [2].

Информатизация современного общества, а также тесно связанная с ней информатизация всех форм образовательной деятельности характеризуется совершенствованием и массовым распространением современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные технологии применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в системах дистанционного и открытого образования. Современный учитель должен не только обладать достаточным количеством знаний в области информационных технологий, но и хорошо знать, как применить их в своей профессиональной деятельности.

Слово «технология» произошло от греческого языка и в переводе означает «наука, совокупность методов и приемов обработки материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления». Отсюда следует, что информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые будут направлены на обработку и преобразование информации.

Формирование у учащихся смысла жизни, своего места и роли в ней, а также овладение основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе. На основе внедрения информационных технологий в образовании ожидается улучшение качества обучения, лучшая готовность учащихся эффективно работать в новой информационной среде, также улучшение работы в коллективе, решения задач из реальной жизни.

В результате применения информационных технологий учащиеся научатся работать с компьютером, а также работать с информацией и в глобальных компьютерных сетях.

Работа на уроке с применением информационных технологий это отличный способ научить школьников самостоятельно оценивать и анализировать полученную информацию, использовать современные информационные технологии для сбора и обработки информации.

Одной из главных ролей информационных технологий в образовании является то, что их внедрение может являться частью исследовательской установки, позволяющее глубже понять изучаемые явления и процессы, так как именно на уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера, их причинах и последствиях, а также правилах безопасного поведения.

Использование информационных технологий (далее ИТ) на уроках может быть также большим стимулом в обучении, поскольку именно посредством таких уроков у учащихся активизируются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, внимание.

Также проведение уроков с использованием ИТ является значимой частью в образовании, поскольку увеличивается интерес к урокам, у школьников появляется желание увидеть и узнать больше. Основным дидактическим достоинством урока с использованием ИТ является появление эффекта присутствия у учащихся.

Важным является то, что информационные технологии позволяют реализовать в обучении принципы дифференцированного и индивидуального похода к обучению. Преимуществом является то, что учитель на таком уроке дает каждому ученику самостоятельно работать с информацией, что позволяет каждому более детально разобрать материал по теме.

Главной причиной внедрения в школьный курс ОБЖ послужило введение ФГОС в образовательный процесс, а также оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования. Еще одним толчком для использования мультимедиа в курсе основ безопасности жизнедеятельности послужило появление мультимедийных учебников по ОБЖ, подготовленных такими авторами, как М.А.Шахраманьяна, М.П.Фролова, а также других пособий по отдельным темам в ОБЖ.

Внедрение новых информационных технологий предоставляет возможность работать со звуковыми и видеофайлами. Это открывает новые направления в использовании техники для обучения школьников. Одними из главных преимуществ новых информационных технологии является сочетание логического и образного мышления освоения информации, в активизации образовательного процесса, также возможность повышения квалификации учителя с использованием центров интернет образования.

Однако, повышение грамотности в области информационных технологии учителей ОБЖ, обмен между собой опытом по применению этих технологий, совершенствование программного оснащения курса позволяют использовать все более сложные, разнообразные и интересные формы проведения уроков.

В процессе практической работы с использованием новых информационных технологий, мультимедийных учебников, а также с применением рекомендаций по их использованию, сложилось несколько вариантов организации учебного процесса, каждый из которых определен содержанием учебного, количеством компьютеров или необходимого мультимедийного оборудования в классе, а также количеством учащихся в классе [1].

В последние несколько лет наблюдаются массовое внедрение интернета в школьное образование, а также доступ к нему получили все ученики и учителя России. Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.

Но и у этого способа получения знаний есть минусы, например, копирование информации из Интернета. Главной задачей учителя в этом случае является то, что нужно объяснить учащимся, что при подготовке доклада или реферата приветствуется использованием материалов из интернета, но они должны понимать, что информация может быть как правдивой, так и ложной, а также иметь какую-либо неверную статистику или факты. Поэтому бездумное копирование это не результат и оценивать его положительной оценкой неправильно.

Учитель, предлагая пользоваться интернет ресурсами, должен посоветовать обратить внимание на следующие сайты:

  • Периодические/ электронные издания
  • Сайты общественных организаций/движений
  • Образовательные сайты по тематике
  • Электронные библиотеки
  • Электронные энциклопедии
  • Сайты различных проектов
  • Сайты форумов/ конференций [3].

Сайты из вышеперечисленного ряда содержат достоверную информацию, также отражают различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Делая вывод, можно сказать о том, что главной ролью информационных технологий в образовании является то, что их внедрение может являться частью исследовательской установки, позволяющее глубже понять изучаемые явления и процессы так как, именно на уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера, их причинах и последствиях, а также правилах безопасного поведения.

Литература:

  1. Хуторский А. «Виртуальное обучение: настоящее и будущее»
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009. — 448 с
  3. Косолапова Н.М. Информационные технологии в образовании» /– Тобольск: ТГСПА ИМ. Д.И. Менделеева, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): урок ОБЖ, учащийся, безопасное поведение, использование ИТ, исследовательская установка, образовательный процесс, сайт, техногенный характер, урок.


Похожие статьи

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении...

Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ)...

Использование учебных материалов по информационной...

Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах.

К вопросу об использовании уроков практической...

техногенный характер, безопасное поведение, авария, практическая направленность, умение, группа, выброс, проведение уроков, вещество, особое внимание.

Персональный сайт учителя как одна из форм применения...

Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технология применения ПСУ на различных этапах урока ОБЖ.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

В том числе необходимо понимать, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера чаще всего возникают

Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.

Киселева Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного

Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются неотъемлемой частью обучения в курсе ОБЖ, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс...

Возможности применения информационных модулей на занятиях...

Применение информационных модулей на уроках ОБЖ по безопасному поведению в криминогенных ЧС направлены на: - формирование представлений о деятельности человека, видах чрезвычайных ситуациях криминогенного характера

Похожие статьи

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении...

Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ)...

Использование учебных материалов по информационной...

Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах.

К вопросу об использовании уроков практической...

техногенный характер, безопасное поведение, авария, практическая направленность, умение, группа, выброс, проведение уроков, вещество, особое внимание.

Персональный сайт учителя как одна из форм применения...

Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технология применения ПСУ на различных этапах урока ОБЖ.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

В том числе необходимо понимать, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера чаще всего возникают

Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

5. Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.

Киселева Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ.

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного

Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются неотъемлемой частью обучения в курсе ОБЖ, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс...

Возможности применения информационных модулей на занятиях...

Применение информационных модулей на уроках ОБЖ по безопасному поведению в криминогенных ЧС направлены на: - формирование представлений о деятельности человека, видах чрезвычайных ситуациях криминогенного характера

Задать вопрос