Библиографическое описание:

Брекман М. Г. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 13-15.



Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасности и роли информационной безопасности в становлении личности современных школьников. В статье предлагается анализ методики включения информационной безопасности в уроки по ОБЖ.

Ключевые слова: информационная безопасность школьников, информация, методика преподавания безопасности жизнедеятельности.

Современный этап жизни общества обусловлен радикальными изменениями в экономической, социальной, политической жизни общества в связи с влиянием информатизации. В настоящий момент под влиянием информатизации происходит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информация играет главную роль в данном типе общества.

Благодаря техническим возможностям информация в социальных сетях распространяется быстро, нося часто агрессивный и негативный характер. Это влияет на социально-нравственные ориентиры общества, формируются искаженные нравственные нормы и понятия, неадекватные стереотипы и ложные ценности. В связи с этим появляется проблема информационной безопасности. Без решения этой проблемы полноценное развитие не только личности, но и общества в целом невозможно.

В системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы.

На сегодняшний день актуальность проблемы информационной безопасности школьников обусловлена рядом тенденций в жизни общества: увеличивается объем информации, которую можно накапливать и хранить с помощью ПК; стремительно развиваются технологии не всегда соответствующие современным требованиям безопасности; растет число школьников, которые имеют неограниченный доступ к информационным ресурсам.

В связи с этим в современной системе образования начало активно развиваться направление деятельности, связанное с организацией информационной безопасности учащихся посредством создания методик ее реализации на уроках ОБЖ., в основу которых легло изучение феномена информационной безопасности учащихся как условия обеспечения информационно безопасного образовательного процесса.

Применительно к области образования понятие информационной безопасности определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия» [2,с.3].

На сегодняшний день в информационной безопасности выделены следующие аспекты [4]:

  1. Конфиденциальность - к информации имеет доступ только авторизованный (одобренный) пользователь;
  2. Доступность – возможность доступа к информации по мере необходимости;
  3. Целостность – актуальность и полноту информации, ее защита от несанкционированного изменения.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных аспектов информационной безопасности личности представляет серьезную угрозу для школьников.

Развитие технологий современного общества требуют также и повышения профессиональной компетентности педагогов, изменению содержания некоторых предметов. Учитель должен быть ориентирован на будущее, соединяя при этом свою профессиональную и социальную компетентность. Учитель современной школы должен знать не только информацию сегодняшнего дня, но и знать направления дальнейшего информационного развития. Педагог должен следить за постоянными изменениями окружающего мира, чтобы своевременно прореагировать на эти изменения.

Проблемы информационной безопасности школьника отражены в учебной литературе, например в учебных программах, учебниках, методических пособиях по информатике и безопасности жизнедеятельности для средних общеобразовательных школ РФ. Прослеживаются следующие аспекты проблемы информационной безопасности:

 техника безопасности при использовании компьютера;

 правовая защита программ и данных;

 проблема ложной информации;

 защита Интернет;

 соблюдение прав человека;

 зависимость человека и общества от компьютера;

 качество программного обеспечения;

 надежность работы компьютера и безопасность общества.

Для того чтобы обучение школьников информационной безопасности проходило успешно, педагог должен быть осведомлен в теории информационной безопасности. Во-первых, учитель обязан знать что защищается, что является объектом защиты (личность школьника). Во-вторых, от чего следует защищать личность школьника. Также есть необходимость понимания необходимости предотвращения разрушения самооценки ребенка, нарушении адекватности представлений об окружающем мире, попадания в психологическую зависимость, нарушении психического здоровья. Учитель по основам безопасности жизнедеятельности должен представлять, как избежать возможного ущерба, каким образом защищаться. В процессе обучения учитель должен понимать, что именно он является субъектом защиты личности школьника [2].

В учебных заведениях организуется специальная система информационной безопасности:

-проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам в Интернете;

-установка программ-фильтров на школьные компьютеры;

-проведение бесед с родителями;

Также существует много различных программ, которые помогают отфильтровать содержимое Интернета, ограничить время работы на компьютере, блокировать доступ к небезопасным сайтам, запрещать запуск некоторых игр и программ. Программы называются программами родительского контроля.

В настоящее время практические все школы оснащены или оснащаются компьютерной техникой и компьютеры широко используются в образовательной деятельности. Кроме того, воплощен в жизнь проект по подключению всех общеобразовательных учреждений РФ к сети Интернет. Учителя и ученики получили возможность приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным образовательным ресурсам, виртуальным библиотекам посредством компьютера и сети Интернет.

В программы по основам безопасности жизнедеятельности не входят разделы, ориентированные на информационную безопасность школьников, но есть темы, куда возможно включить различные аспекты данного раздела.

На сегодняшний день в школах Санкт-Петербурга реализуются различные методики организации информационно безопасного образовательного процесса, основанные на включении вопросов информационной безопасности в уроки по ОБЖ.

Одними из первых таких проектов стали «Поднимайся по лестнице компьютерной безопасности», который был проведен в гимназии № 272, «Информационная зависимость и ее профилактика», реализуемый в школе № 625, и ряд других.

Вышеперечисленные методики разработаны для создания безопасной информационно-образовательной среды для школьника. Проекты предусматривает совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрации школы, учащихся. Методики предполагают своеобразный путь по ступенькам к обеспечению информационно безопасного процесса в школе. В результате реализации проектов в школах получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике создания информационно безопасной образовательной среды [1,3].

На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что обеспечение информационной безопасности учащихся должно стать одним из приоритетных направлений работы школы. Необходимо отметить, что решение проблемы информационной безопасность школьников должно проходить под руководство грамотного педагога, который может учитывать все составляющие информационной безопасности учащихся в школе, осознает большое значение информационной безопасности в становлении личности школьника и обладает знаниями об условиях обеспечения защиты школьников от информационных угроз.

Литература:

  1. Бойков, А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта № 4 (110), 2014, с. 10-16.
  2. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2009. Ч.2
  3. Исина Б. Р. Информационная безопасность школьников [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/user/369121/page/klassnoe-rukovodstvo
  4. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореф.дисс.канд.пед.наук 13.00.01/Малых Татьяна Александровна.- Иркутск-2008.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle