Библиографическое описание:

Бойков А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 11-13.



В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе.

Ключевые слова: педагогическая профилактика, зависимое поведение, профилактика аддикции.

Педагогическая профилактика различных видов зависимого поведения детей и подростков является одним из основных направлений деятельности педагогов в школе. В учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности профилактике зависимостей школьников отводится особое место. Существует ряд подходов к реализации педагогической профилактики зависимостей школьников, которые можно использовать раздельно или в совокупности, что значительно повышает их эффективность, рассмотрим них.

Информационный подход [6], базирующийся на предоставлении информации о процессах, связанных с формированием зависимого поведения, и его негативных последствиях, является наиболее распространенным. Целью профилактической деятельности с этой позиции является осуждение соответствующего поведения. Процесс профилактики зависимости включает решение следующих задач: выявление деструктивных позиций, разрушение иррациональных убеждений, формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений, формирование нового комплекса убеждений, тренировка нового поведения.

Данный поход может быть реализован через предоставление частичной информации об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение, и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия, о фактах влияния зависимости на организм, статистических данных, результатов социологических опросов, а также через ознакомление с реальными историями деградации личности и проблемами, возникающими в этой связи.

Эффективность данного подхода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом. Если субъект делает выбор в пользу взаимодействия, то делает это в результате того, что не имеет достаточных знаний о его побочных последствиях и не осознает их.

В рамках школьного обучения данный метод профилактики является потенциально наиболее успешно реализуемым в связи с его спецификой, используемыми средствами и способами, явным уклоном в педагогический процесс.

Второй подход основан на учете роли социальной среды [7] и исходит из того, что поведение индивида - это результат его взаимодействия со средой. Дестабилизация равновесия между средой и человеком ведет к риску возникновения психосоциальных расстройств. Согласно данному подходу, можно понять и предвидеть результаты поведения человека через анализ процесса взаимодействия между личностью и средой. Риск расстройств может быть вызнан особенностями индивидуума, имеющего предрасположенность к тем или иным видам расстройств; особенностями среды, воздействующей на человека; специфическими комбинациями индивидуальных и средовых особенностей.

Подход, рассматривает факторы риска появления психосоциальных расстройств составляющих социальной среды. Поведение школьника формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда - источник обратной связи.

Согласно данному подходу, личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учится определенным формам поведения [4]. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления.

Главным направлением профилактики в рамках данного подхода является выявление и включение в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.

Таким образом, профилактика зависимостей предполагает использование следующих методов: изменение сферы жизнедеятельности школьника, формирование устойчивости к социальному давлению; психологическая защита против воздействия СМИ; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых.

Необходимо учитывать, что индивидуальные, семейные или средовые обстоятельства в ряде случаев позволяют защитить школьника от воздействия психосоциальных расстройств и помогают уменьшить влияние факторов риска.

Третий подход основан на формировании жизненных навыков - навыков личного поведения и межличностного общения, позволяющих учащимся контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивающих умение жить вместе с другими и вносить позитивные изменения в окружающую среду [5].

Профилактическая работа в рамках данного подхода подразумевает реализацию стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к открытому противостоянию среде.

Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с учащимися: ролевые игры и тренинги, направленные на усиление позитивных форм социального поведения. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение школьника в социальную деятельность. Такое обучение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.

Четвертый подход основан на аффективном обучении [1]. Согласно этому подходу профилактическая работа направлена на психокоррекцию предрасполагающих к формированию зависимости личностных дефицитов: ощущений, переживаний школьника, его навыков распознавать их и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимое поведение чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, с низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. Исходя из этого, риск возникновения зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач: повышение самооценки учащегося, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, развитие навыков обдуманного принятия решений, формирование способности справляться со стрессом. Таким образом, основное внимание уделяется развитию важных личностных качеств.

Следующий подход основан на альтернативной деятельности [2]. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная вредным привычкам, способствует снижению распространения случаев развития зависимости. Данное направление предполагает развитие моральных, физических и личностных качеств школьников через значимую деятельность.

Через альтернативную деятельность школьники приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению. Сегодня в использующих ее программах выделяются следующие приемы поведенческой альтернативы: предложение специфической, позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и предполагающей преодоление разных препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; поощрение участия во всех видах такой специфической активности; создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Следующий подход основан на укреплении здоровья школьников [3]. Профилактическая деятельность в рамках данного подхода направлена на формирование здоровой личности ученика. Основная цель профилактики: укрепление здоровья и развитие здоровой личности, в том числе и путем изменения среды, в которой школьник живет.

Согласно данному подходу, превалирующими методами профилактики являются пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья подростков путем воспитания альтернативных привычек, таких как занятия спортом, активный досуг, здоровый режим труда и отдыха, которые могут стать барьером формирования зависимого поведения.

Рассмотренные подходы используются при профилактике различных зависимостей, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день оптимальным является создание системы педагогической профилактики зависимого поведения школьников, включающей в себя все вышеописанные направления превенции. Необходимо учитывать, что рассмотренные подходы наиболее эффективны при предотвращении процесса формирования зависимостей у школьников на начальной стадии. Таким образом, профилактическая деятельность в образовательных учреждениях должна носить опережающий характер.

Литература:

  1. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М.: Медицина, 2011. - 304 с.
  2. Мунтян, П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр: хрестоматия / П. Мунтян; сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2015. - 592 с.
  3. Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М.Ялтонский. - М., 2010. - Вып. 5. - 89 с. - (Серия «Работающие программы»).
  4. Цетлин, М.Г. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее:учебно-методическое пособие / М.Г. Цетлин, Е.А.Кошкина. М.В. Шведова. - М.: НМЦ профессионального образования, 2002. - 123 с.
  5. Bandura, A. Self-Efficacy: The Exercise of Control / A. Bandura. -New York: W.H. Freeman and Company, 2012. - 604 p.
  6. Ellis, A. How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable About Anything Yes, Anything! / A. Ellis. - New York: Kensington Publishing Corp, 2014. - 212 p.
  7. Sameroff, A. J. Accumulation of environmental risk and child mental health / A. J. Sameroff, R. Seifer // Children of poverty: research, health, and policy issues. - New York, 2005. - P. 233-253.
Основные термины (генерируются автоматически): поведения школьников, психосоциальных расстройств, зависимое поведение, зависимостей школьников, социальной среды, педагогической профилактики, профилактики зависимостей школьников, педагогической профилактике, навыков личного поведения, тренировка нового поведения, профилактике зависимостей школьников, воздействия примеров поведения, осуждение соответствующего поведения, определенным формам поведения, развитию адаптивного поведения, результаты поведения человека, форм социального поведения, личностных качеств школьников, поведения детей, собственного поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle