Библиографическое описание:

Кудакова К. С. Правовое регулирование и правовое воздействие в развитии экономической системы // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 605-607.



Одним из важнейших составляющих в общей теории права ученые выделяют теорию правового регулирования, как компонент правового взаимодействия, так как в данной области изучается «жизнедеятельность» права — механизм действия права между членами общества.

Анализируя литературные источники, уточним, что «воздействие» рассматривается как система действий, которая имеет целью повлиять на что-либо [9], добиться необходимого результата [6]. Другими словами воздействие — это влияние. Воздействие направлено на преобразование чего-либо, на ориентацию объекта в нужную сторону.

«Регулирование» (от лат. regulo — устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) — это частный случай, один из компонентов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, которое ориентировано на поддержание равновесия в управляемом объекте, а также на его развитие посредством введения в него таких регуляторов, как нормы, правила, цели, связи. «Регулирование» предполагает расположение чего-либо в определенные установленные ограниченные рамки, границы — создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).

Таким образом, можно сказать, что «регулирование» представляет собой более узкую категорию, чем «воздействие». Соответственно, «правовое воздействие» является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Следовательно, любое правовое регулирование является правовым воздействием, однако не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, так как роль права в общественной жизни не сводится исключительно к регулированию общественных отношений, хотя она и является главной.

На наш взгляд, достаточно точно различия между правовым воздействием и правовым регулированием дает С. А. Комаров, указывая, во-первых, что предмет правового воздействия несколько шире предмета правового регулирования (в первый входят и экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, в определенной степени, распространяет свое влияние). Во-вторых, профессор С. А. Комаров утверждает, что правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, а правовое воздействие — не всегда. Если первое означает реализацию правовых норм через правоотношения, то второе — не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая не все его формы [4].

Не отождествлял категориально понятия правового регулирования и правового воздействия, а также указывал на более широкое понятие правового взаимодействия С. С. Алексеев. По его мнению, правовое воздействие описывает право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора [1].

Учитывая сказанное выше, определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, на наш взгляд, необходимо отметить, что последнее представляет более широкое понятие, которое описывает все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. И хотя это аспект функционирования права и правового регулирование являются взаимопроникающими, надо полагать, что влияние права как идеологического и воспитательного фактора по своей основе не является для него специфическим. Данная сторона юридического воздействия, базирующаяся на особенностях права как формы общественного сознания, не отличается от воздействия на общественную жизнь других идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания и т. д.).

Правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым социально-классовым институционным нормативным регулятором. Еще и поэтому целесообразно полагать, что понятие правовое воздействие шире правового регулирования. В нем компилируются юридические отношения между субъектами общества, правореализацию, ценностно-ориентационное влияние на экономику, правовое регулирование и правотворчество.

Экономическая сфера жизни человека является одной из самых важных. Экономическая структура общества основана на экономических элементах, которые в совокупности образуют экономическую систему. Она представляет собой установленную и действующую совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. Вследствие этого, изучение правового воздействия и правового регулирования в развитии экономики является достаточно актуальным.

Правовое регулирование экономики заключается в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие субъектов рынка, посредничество между организациями, предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой.

Правовые воздействия на отношения в экономике осуществляется руководством страны через культуру, например, культуру потребления, через правовую идеологию и т. п. В процессе этого воздействия необходимо приобщить граждан к активному использованию прав и свобод, которые им предоставлены. А также важно обеспечить надлежащее исполнение ими обязанностей, установленных нормами права. С этой целью законотворческими структурами разрабатываются и применяются в практике специальные способы регулирования общественных отношений. В современном правотворчестве выделяют такие способы, как запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы [2, 3].

Так, регулируяоборот табачных изделий и курения в России, в статье 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (с изменениями и дополнениями) обозначен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака [11]. В представленном законе нашли отражение инициативы, которые были предложены ранее общественностью. Например, теперь продавец по закону обязан спрашивать у молодых покупателей табачных изделий паспорт; кроме этого, значительно повысились штрафы за продажу сигарет детям, а также впервые появилась ответственность взрослых за вовлечение подростков в курение. Исходя из данного примера, можно предположить, что, отличие правового регулирования от правового воздействия состоит в осознанном отношении гражданина, в его надобности для государства и экономической системы.

Отметим, что правовое воздействие более динамично, более гибкое, чем регулирование, так как может влиять на отношения субъектов общества. Оно может не только вмешиваться в эти отношения, но и через правовые гарантии осуществлять воздействия на общественную жизнь совпадающие по времени с нормой права. Так, Федеральный закон от 09.12. 2006 № 244-Ф3 (ред. От 22.07.2014) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», был принят после того, как в обществе сложилось устойчивоеотношение к заведениям соответствующего характера [10].

Так как способ правового воздействия — категория динамичная, изменяющаяся под влиянием политических, социальных, экономических, культурных и иных факторов, то те формы и методы воздействия права, которые были действенны в прошлом, могут быть не актуальны в настоящий момент и будут архаическими в будущем. Так, например, в советский период в силу идеологических причин при существовавшей на то период практике правотворчества предпочтение отдавалось в большей мере командно-административным методам реализации в жизнь правовых норм. Борьба с правонарушениями в экономической сфере подтверждала практику игнорирования в нормативно-правовых актах интересов производителей и потребителя. В целях борьбы со спекуляцией территориальным органам внутренних дел предписывалосьввести административную ответственность лиц, изобличенных в перепродаже по ценам выше государственных розничных цен промышленных, продовольственных товаров, купленных в государственной торговой сети, если эти действия по малозначительности не влекут уголовной ответственности по ст. 107 УК РСФСР и соответствующих УК союзных республик [7]. Такие лица подвергались денежному штрафу, установленному административными комиссиями исполкомов по протоколам торговых инспекций в размере двукратной стоимости товаров. Лица, изобличенных в изготовлении и сбыте в незначительных размерах изделий, кустарное производство в виде промысла и продажа которых запрещены, когда эти действия по малозначительности не влекут уголовной ответственности в соответствии со ст. 99 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик подвергались денежному штрафу до 300 рублей, налагаемому органами Министерства финансов СССР [8].

На современном этапе правовое воздействие государства на экономику призвано, в первую очередь, обеспечить легальность совершаемых экономических действий, защиту интересов участников рыночных отношений. Это позитивно влияет не только на развитие внутренних экономических мощностей государства, но и закреплению положительного образа для иностранного экономического сотрудничества. Для развития экономики необходимо в правовом законодательстве определить налоговые, кредитные аспекты. Законодательно должны быть определены механизмы ценовой политики и вопросы материального и технического обеспечения предприятий, а нормативное воздействие должно оказывать достаточно сильное влияние на реализацию интересов, как малого, так и крупного бизнеса.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.290
  2. Баранова М. В. Актуальные проблемы теории государства и права. Хрестоматия / М. В. Баранова, О. Б. Купцова. Москва, 2012. Сер. Теория и история государства и права
  3. Богданов С. В. Попытки Н. С. Хрущева активизировать борьбу с экономической преступностью в СССР [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://vestarchive.ru/issledovaniia/1964-popytki-ns-hrysheva-aktivizirovat-borby-s-ekonomicheskoi-prestypnostu-v-sssr.html- Загл. с экрана.
  4. Комаров С. А. Механизм правового воздействия // Теория государства и права: Курс лекций. Саранск, 1994.
  5. Кудакова К. С. Влияние экономики и права на общество и общественные отношения. // Инновационные направления в научной и образовательной деятельности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск, 2015. С. 89–90.
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: изд. Азбуковник. — 2003.
  7. Статья 107 УК РСФСР [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://bookzie.com/book_1935_glava_91_K_state_107.html/- Загл. с экрана.
  8. Статья 99 УК РСФСР [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://bookzie.com/book_1935_glava_89_K_state_99.html/- Загл. с экрана.
  9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. — М.: изд. АСТ. — 2004.
  10. Федеральный закон от 09.12. 2006 № 244-Ф3 (ред. От 22.07.2014) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Режим доступаhttp://base.garant.ru/12151291/- Загл. с экрана.
  11. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ Режим доступаhttp://base.garant.ru/70321478/ — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle