Библиографическое описание:

Шустова С. А. Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 96-99.



В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, СМИ, интернет-ресурсы.

Человечество существует в условиях чрезвычайности, риска, поэтому необходимо быть всегда готовым противопоставить себя создавшейся чрезвычайной ситуации [1,2,12].

Практически ежедневно через средства массовой информации (СМИ) доходят до нас сведения о ЧС, которые происходят в мире. Это природные катаклизмы, военно-политические и социальные конфликты, аварии и катастрофы на транспорте, промышленных предприятиях, выбросы в окружающую среду вредных веществ.

Эти явления стали носить в определенной степени закономерный характер, что связано с нарушением экологического равновесия между человеком и окружающей его средой. В результате научно-технической революции и развития общества современная техника уже превысила пределы, при которых человек в силах управлять ею без нервных напряжений, а наука о взаимодействии человека и орудий труда (эргономика) обществом по-прежнему недооценивается Проблема сохранения окружающей внешней среды, обеспечения жизнедеятельности возникла как следствие и результат человеческой деятельности [1, 2, 6, 12].

Все сведения о произошедших ЧС поступают к нам в основном через СМИ, что позволяет говорить об огромнейшей роли СМИ в нашей жизни и при формировании представлении о безопасности в жизни любого человека.

Использование материалов СМИ на уроках ОБЖ, в целях формирования представлений о безопасности в целом и об экологической безопасности в частности, заключается в том, что курс ОБЖ не может обойтись без наглядных примеров из жизни. К тому же школьники получают массу информации и без просьбы учителя, так как они практически ежедневно смотрят телевизор, активно используют условия интернета, редко, но читают газеты и журналы. Формировать представления у школьников не просто, и очень сложно сформировать их, пользуясь только учебниками, поэтому учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе должен использовать материалы средства массовой информации (СМИ) на своих уроках и работать с ними. Этим объясняется актуальность выбранной темы – «Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [4, 5, 7, 8, 10, 12].

В рамках выпускной квалификационной работы нами разработаны методические рекомендации по включению материалов СМИ экологической направленности для развития основных понятий по экологической безопасности в курсе ОБЖ 8 класса в соответствии с программой и учебником Смирнова А.Т., что нашло отражение в таблице «Использование материалов СМИ для развития основных понятий по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах», которая приведена нами в статье «Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах» [13, С. 946-951].

Так мы предлагаем следующие варианты работы с материалами СМИ для развития знаний по экологии и экологической безопасности:

1. Используя ресурсы интернета, составление аннотированного списка публикаций: по вопросам экологических проблем разного уровня;по вопросам экологической безопасности, её составляющих;о ЧС экологического характера;о основных объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы; сведения о уровняхзагрязнения регионов России.

2. Используя ресурсы интернета и просмотра вечернего выпуска новостей, составление аннотированного списка публикаций: о техногенных авария, условиях их возникновения;об экологических угрозах от ЧС ТХ и экологических рисках ЧСТХ.

3. Используя ресурсы интернета подготовить сообщения и мультимедийную презентацию доклада: о авариях на атомных электростанциях (например, Чернобыльская АС, АС Фукусима и др.); о авариях с выбросом опасных химических выбросов; о пожарах в быту и производствах; о гидродинамических авариях.

4. Используя интернет (статистические данные) провести анализ человеческих и материальных потерь от пожаров природных и техногенных за последние 10 лет в России, а также от наводнений от природных и техногенных ЧС за последние 10 лет в России.

В качестве домашнего задания на весь период изучения темы по основным ЧСТХ учащимся предлагается следующее – каждый вечер просматривать новости на центральных тв/каналах и письменно фиксировать все сообщения о ЧС природного и техногенного характера, а также об экологических последствиях этих ЧС, а на уроках обсуждать зафиксированные учениками материалы.

Констатирующий и формирующий этап эксперимента были направлены на доказательство гипотезы о том, чтоэффективность усвоения знаний в области экологии, и экологической безопасности, в частности, в рамках курса ОБЖ в 8-х классах, в урочной деятельности, повышается, если выявить и включать в учебно-воспитательный процесс материалы СМИ для развития знаний учащихся по экологической безопасности.

Так при проведении констатирующего этапа эксперимента методом анкетирования учащихся 9-х классов, на базе лицея № 486 г. Санкт-Петербурга, нами было выявлено, что большинство опрошенных знакомы с такими понятиями как: экологическая безопасность – 70%, неверный ответ дали – 20%, а 10 % респондентов затруднились ответить, учащиеся верно отвечают и на вопрос – «Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?» - 80% - Через воздух, воду и продукты питания.

Что касается вопроса- «Как часто вы пользуетесь СМИ?», большинство школьников ответило что пользуются часто (ответило 90% школьников).К сожалению есть и те кто не пользуются средствами массовой информации, вариант «Нет» выбрало 10% респондентов.

На вопрос - «Видели ли Вы статья в СМИ по экологической безопасности?» - 80% респондентов видели статьи в СМИ по экологической безопасности. Есть и те, кто никогда данный темы в СМИ не встречал, ответило 20% школьников.

Вопрос – «Актуален ли вопрос по экологической безопасности в наше время?» не вызывает сомнения в актуальности и важности у анкетируемых, т.к. 70% считают, что вопросы экологической безопасности в наше время актуальны и 30% - неактуальны.

При ответе на вопрос – «Беспокоитесь ли Вы о экологической безопасности?» все 100% респондентов ответили - «Да, беспокоятся».

На диаграммах 1 и 2 также видно, что учащиеся экспериментального 8-го класса, при повторном тестировании, после проведения ряда уроков по ОБЖ с включением материалов СМИ экологической направленности с целью развития знаний по экологической безопасности, лучше учащихся контрольного класса усвоили знания в области экологической безопасности на уроках ОБЖ, что также подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Диаграмма 1 Диаграмма 2

Соотношение ответов учащихся (по уровням) в контрольном

и экспериментальном 8-х классах

(1 срез – 24 К и 23 Э учащихся) (2 срез - 24 К и 23 Э учащихся)

При формировании и развитии понятий по экологической безопасности нами было использовано комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием изобразительной наглядности (плакаты по экологической безопасности, технике безопасности с целью не допущения ЧСТХ, инструкции с правилами поведения при возникновении различных ЧСТХ, таблицы статистических данных о ЧСТХ, дидактические карточки, графики, диаграммы, расчетные задачи и многое другое) [13].

Также мы старались почти на каждом уроке использовать материалы экологической направленности из СМИ и средств мультимедиа. Для улучшения качества знаний и интереса к самому предмету ОБЖ, важно использовать разнообразные интерактивные формы обучения, основанные на технологиях программированного, проблемного обучения, а также игровые технологии [3, 9, 11].

Всё выше описанное позволяет нам сделать вывод что, использование материалов СМИ наглядно и убедительно показывает необходимость формирования знаний по экологии и экологической безопасности, что способствует формированию алгоритма правильных действий при проявлении негативных природных и техногенно-социальных процессов, определять их признаки и интенсивность, предсказывать и прогнозировать ЧС природного и техногенного характера и, таким образом, способствовать формированию типа личности безопасного поведения [1, 2, 6, 7, 8, 10, 12, 13].

Литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006
  2. Блинова Е.Г. Безопасность жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»: учеб. пособие. – Омск, 2003.
  3. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д.А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С.И. Махов и др. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Эпиграф. 2004. – 132 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград, 2007.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов / Учебник. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / под ред. Смирнова А. Т., М.: - «Просвещение». 2013.
  6. Пономарёва И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: история. Теория. Методика: Учебное пособие. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб: Изд-во ГПУ им. А.И. Герцена. – 415 с.
  7. Силакова О.В.Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. - сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
  8. Силакова О.В.Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 51-54.
  9. Силакова О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. / Сборник материалов XVВсероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.
  10. Силакова О.В. Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины «Основы экологической безопасности» как важная составляющая подготовки бакалавров направления «Естественнонаучное образование». / Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1096-1101.
  11. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. / Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 125-129.
  12. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  13. Шустова С.А. Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах. Молодой учёный. 2016, № 3 (107). С. 946-951.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle