Библиографическое описание:

Шустова А. А. Актуальность правового образования учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 94-96.



В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.

Ключевые слова: нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности, правовые знания.

В современном обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом

ответственности человека за свою судьбу.

Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни в наше время сопряжено с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура учащихся.

Вообще, формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека – одно из базовых направлений государственной политики в области образования [3, 4, 10].

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности.

С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой

правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик [4]. Правовая образованностьявляется необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой

успешной жизнедеятельности в обществе.

Констатирующий этап, в рамках выпускной квалификационной работы «Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ» на базе лицея № 468 показал заинтересованность учащихся к правовым знаниям, так практически большинство учащихся 9-х классов, принявших участие в опросе, знают о правах человека – 60 %, 98% учащихся ответили, что права человека необходимы для того, что бы знать и правильно исполнять свои обязанности, а так же использовать свои права в различных сферах деятельности. 2% учащихся ответили, что права необходимы для расширения кругозора и повышения общей культуры.

На вопрос: «Кто, по вашему мнению, в первую очередь, должен информировать подростков по правовым вопросам?» 70% школьников ответили, что информировать должны учреждения образования, 30% ответили, что это обязанность родителей. 95% школьников ответили, что самым главным документом является Конституция РФ, 5 % учащихся ответили, что самым главным документом является Конвенция «О правах ребенка»

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям [1, 2, 8, 10].

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе [9, 10].

Развитие правовых знаний в курсе ОБЖ 9 класса осуществляется лишь нескольких темах, а именно: Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС), Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом, Государственная политика противодействия наркотизму, Основы семейного права в Российской Федерации [3, 5, 6, 7, 11, 12, 13].

Это подтверждает и опрос учащихся 9-х классов, которые при ответах своих на вопрос: «В каких темах курса ОБЖ 9 класса возможно, по вашему мнению, развитие правовых знаний?» отметали, что это возможно в теме «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» - 45 %, 30% ответили, что это возможно в теме «Международное гуманитарное право», 25% учащихся ничего не ответили. Но также учащиеся отмечали, что им не хватает правовых знаний и они хотят их получать по таким вопросам как (выбирали по несколько вариантов ответов): о трудовом законодательстве РФ, о Законе РФ « О правах ребенка», законодательство и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом – 75 % респондентов, 10 % - О Законе РФ « О правах ребенка»: 10 % - Законодательство и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом, О правах и обязанностях подростков, о Законе РФ « О правах ребенка».

Порадовало, что 15 % респондентов выбрали все предложенные ответы:

- О трудовом законодательстве РФ;

- Об уголовном законодательстве РФ;

- О правах и обязанностях подростков;

- О Законе РФ « О правах ребенка»;

- Законодательство и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

В рамках выпускной квалификационной работы «Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ» нами выявлено, что, практически на каждом уроке в данном курсе можно делать акцент на нормативно-правовые акты обеспечивающие безопасность жизнедеятельности через попытку наполнить содержание курса ОБЖ 9-го класса правовыми аспектами безопасности жизнедеятельности. Развитие основных правовых знаний в содержании курса ОБЖ 9-го класса представлено нами в таблице «Развитие правовых знаний в курсе ОБЖ 9-го класса»в статье «Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ»[10, С. 1005-1010].

Констатирующий и формирующий этап эксперимента, направленного на доказательство гипотезы о том, что эффективность усвоения знаний в области ОБЖ в 9-х классах в урочной деятельности, повышается, если выявить и включать в учебно-воспитательный процесс материалы нормативно-правового характера, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства в области безопасности жизнедеятельности и был защищен ими, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям в области БЖ, которая получила своё подтверждение.

На диаграммах 1 и 2 также видно, что учащиеся экспериментального 9-го класса, при повторном тестировании, после проведения ряда уроков по ОБЖ с включением элементов содержания по правовым вопросам, с целью выявления формирования правовых знаний у учащихся, лучше учащихся контрольного класса усвоили правовые знания в области безопасности жизнедеятельности, что также подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Диаграмма 1 Диаграмма 2

Соотношение ответов учащихся (по уровням) в контрольных

и экспериментальных 9-х классах

(1 срез – 24 К и 22 Э учащихся) (2 срез - 24 К и 22 Э учащихся)

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонентасоциально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования

правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека.

Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Одним из важных направлений учебно-воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности жизнедеятельности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур [6, 10, 13].

Литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006
  2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.
  3. Гражданский Кодекс РФ.
  4. Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002.
  5. Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.
  6. Конвенция ООН о правах ребенка.
  7. Конституция РФ.
  8. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Старостенко А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – СПб., 2005.
  9. ОБЖ, 9 класс, Смирнов А.Т., Хренников Б.О., 2010.
  10. Силакова О.В., Шустова А.А. Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ. / Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 1005-1010.
  11. Семейный Кодекс РФ.
  12. Уголовный Кодекс РФ.
  13. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle