Библиографическое описание:

Федеева М. А. Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 85-88.



Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составляющей таких технологий. Рассмотрено значение здоровьесберегающих технологий в контексте обеспечения педагогической безопасности образовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогическое мастерство учителя, здоровьесберегающие образовательные технологии, педагогическая безопасность образовательного учреждения.

Когда поднимается вопрос о необходимости сохранения здоровья российских школьников, как правило, на первый план выходит требование о соблюдении СанПиН (санитарных правил и норм) в области организации учебной деятельности. И это, действительно, является важным и обязательным условием работы общеобразовательных учреждений, но досадно, что многие учреждения только этим и ограничиваются.

Между тем, статистика здоровья школьников неутешительна. За последние десятилетие из стен школ выходит только 10% абсолютно здоровых выпускников. 50% российских выпускников имеют морфофункциональные патологии, 40% - хронические заболевания. Проблема приобретает национальный масштаб. Ведь от 20% до 50% (в зависимости от региона) молодого поколения ограничены в выборе профессии; юношей, годных по состоянию здоровья к воинской службе, от 50% до70% (в зависимости от региона), а у 20% выпускниц школ наблюдаются проблемы с репродуктивной функцией [6]. При этом знания самих выпускников о способах сохранения своего здоровья и о здоровом образе жизни в большинстве случаев фрагментарны, неполны, не ориентированы на практическое применение [7].

Приведённые выше данные позволяют говорить о проблеме здоровья школьников, как имеющей стратегическое значение для развития нашей страны. Так, федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011г. «Об основах здоровья граждан в РФ» впервые закрепляет приоритет охраны здоровья детей и профилактики заболеваний (ранее акцент делался на лечение имеющихся заболеваний) [2].

В системе охраны здоровья учащихся школ важное место принадлежит педагогической составляющей, которая предполагает создание здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды. Это и неукоснительное соблюдений СанПиН в общеобразовательных учреждениях, и обучение школьников здоровому образу жизни (ЗОЖ), и использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий [1, 3].

Важно, что использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) является обязательным. В этой связи правомерными представляются два вопроса: почему обязательными(?) и понимают ли сами учителя, что подразумевается под здоровьесберегающими технологиями?

Раскрытие сущности и принципов здоровьесберегающих технологий ведущими дидактами России переводит эти вопросы в одни из основополагающих при организации образовательной деятельности.

Так, Н.К. Смирнов подразделяет здоровьесберегающие технологии на следующие группы:

1) организационно-педагогические (СанПиН, структура учебного процесса);

2) психолого-педагогические (учитель на уроке + психолого-педагогическое сопровождение элементов образовательного процесса);

3) учебно-воспитательные (программы обучения ЗОЖ, внеурочная деятельность);

4) личностно-развивающие (проектная деятельность, внеурочная деятельность).

Несколько обособленное место занимают технологии, использование которых приоритетно в специализированных образовательных учреждениях: социально-адаптационные и лечебно-оздоровительные технологии [9].

В группе учебно-воспитательных здоровьесберегающих технологий считаем необходимым выделить технологии проектного обучения, поскольку эти технологии определены ФГОС как обязательные на старшей ступени общего образования. Целесообразность широкого использования проектных педагогических технологий доказана современными научными исследованиями и педагогической практикой [1, 6].

Как видно из приведенной классификации, ключевую роль в использовании здоровьесберегающих технологий, безусловно, играет учитель. Именно учитель должен сконструировать урок и выбрать стиль общения с учениками, распределить информативную нагрузку и смену видов деятельности. Исследования, проведённые в этой области, показали, что авторитарный стиль педагогического общения приводит: к повышению утомляемости - у 73,9% учащихся, к повышению невротизма – у 87%, к увеличению жалоб на недомогание и усталость – у 36,4%. При педагогическом сотрудничестве эти данные таковы: 52,4%, 87% и 18,2% соответственно [10].

Рассмотрим основные требования к уроку с применением здоровьесберегающих педагогических технологий (Таблица 1).

Таблица 1

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий: требования к уроку

(по Г.П. Ширяевой и др.) [10]

Требования к уроку

Педагогические (методические)

Психологические

  • Наличие в содержательной части урока целеполагания, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся;
  • Формирование ценностей ЗОЖ;
  • Соблюдение количества (4-7) видов учебной деятельности;
  • Частота чередования различных видов учебной деятельности (7-10 мин.);
  • Количество технологий преподавания (не менее 2-х);
  • Обучение с учётом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • Персонализированный подход к учащимся с учетом личных возможностей;
  • Выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Создание ситуации успеха на уроке;
  • Контроль научности изучаемого материала;
  • Контроль плотности урока (количества времени, затраченного учащимися на учебную работу).
  • Благоприятный психологический климат на уроке, тесное сотрудничество «ученик-учитель», «учитель-ученик»;
  • Виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического, критического мышления;
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в течение урока;
  • Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • Степень реализации учителем психологических особенностей личности учащегося;
  • Профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • Наличие на уроках эмоциональных разрядок; технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
  • Целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в итоговой его части.

Умение соблюдать вышеперечисленные требования при конструировании и организации образовательной деятельности традиционно относится к мастерству педагога. Несоблюдение педагогических требований приводит к отрицательному эмоциональному состоянию школьников; если не соблюдаются психологические требования, то у учащихся возникают повышенная тревожность и чувство незащищённости [10].

Важность овладения каждым учителем здоровьесберегающими педагогическими технологиями раскрывается Г.М. Каджаспировой введением понятия «педагогическая безопасность образовательного учреждения». Под педагогической безопасностью образовательного учреждения автор предлагает понимать «…систему педагогических мер, направленных на создание такой педагогической среды образовательного учреждения, когда действия его администрации и всего педагогического коллектива организуются с тем, чтобы не возникало угроз психическому и физическому здоровью всех его участников, в первую очередь, учеников и воспитанников, снимались школьные риски и создавались возможности для развития и формирования безопасного типа личности» [4, c.39].

Решение важнейших задач по проектированию безопасной педагогической среды возлагается в школах на педагога-организатора безопасности жизнедеятельности [8]. Несомненно, только скоординированная работа всех структур образовательного учреждения, профессионально расставленные акценты, позволят внедрить здоровьесберегающие технологии в повседневную жизнь школьников, помогут сохранить здоровье учащихся. Так компетентность педагогического коллектива, в целом, и каждого педагога, в частности, становится фактором влияния на формирование здоровья молодого поколения [3, 8].

В этой связи особую значимость приобретает подготовка молодых педагогов. На высшую школу возлагается ответственность за формирование профессиональных компетенций будущих учителей. Каждый вчерашний студент педагогического ВУЗа, начав педагогическую деятельность, безусловно, вырабатывает свой стиль общения с учащимися, отдает предпочтение тем или иным технологиям и методам обучения. При этом важно, что такой выбор должен базироваться на глубоком понимании молодым педагогом социальной значимости своей профессиональной деятельности и высокой цене педагогических ошибок [5].

Таким образом, использование в образовательном процессе современной школы здоровьесберегающих педагогических технологий следует рассматривать как обязательное условие его реализации. При этом важно, что ключевой составляющей таких технологий выступает педагогическое мастерство учителя.

Литература:

1. Алексеев, С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: методическое пособие [Текст] /С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 120с.

2. Березина, В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе образования [Текст] /В.А. Березина // Воспитание школьников, 2015. - №5. – С.70-74.

3. Киселева, Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников [Текст] /Э.М. Киселева //Здоровьесберегающее образование, 2013. - №1(29). - С.102-104.

4. Коджаспирова, Г.М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды как фактор здоровьесбережения [Текст] /Г.М. Коджаспирова //Проблемы здоровьесберегающего образования: сборник материалов круглого стола Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ от 22.11.2012 г. – С.37-42.

5. Костецкая, Г.А. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] /Г.А. Костецкая, Р.И. Попова //Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1 (29). – С.105-107.

6. Костецкая, Г.А. Проектирование как технология обучения школьников основам здорового образа жизни [Текст] /Г.А. Костецкая //Здоровьесберегающее образование, 2014. - №2 (38) /2014. - С.111-114.

7. Костецкая, Г.А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения [Текст] /Г.А. Костецкая //Педагогика высшей школы. – 2015.- №3(3). - С.94-97.

8. Силакова, О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности [Текст] /О.В. Силакова //Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО РГПУ им.А.И.Герцена. – СПб., 2013. – С.401-406.

9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе [Текст] /Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.

10. Ширяева, Г.П. Медико-профилактическое обслуживание детей и подростков с позиции здоровьесберегающих технологий: методические рекомендации [Текст] /Г.П. Ширяева, А.Г. Муталов, Т.А. Титова и др. - Уфа: Информреклама, 2011. - 43с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle