Библиографическое описание:

Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 76-78.



В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения знаний учащихся по вопросам истории своей страны в период Великой Отечественной войны и определения отношения старшеклассников к военно-патриотическому воспитанию и патриотизму в целом.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, патриот, патриотизм.

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости, физического совершенствования, овладения военными знаниями. Ведущим направлением в военно-патриотическом воспитании, несомненно, является воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание школьников рассматривается как систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у учащихся чувства верности своему Отечеству, патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В нашей стране разработана и реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», основной целью которой является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение ее в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе [1]. В результате принятия этой программы организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности.Например, в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. Рассмотрим некоторые из них:

Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе в военных вузах.

ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны. Организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год.

Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Сейчас в России нет единой скаутской организации.

Военно-патриотические клубы — это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Методика работы военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы. Военно-спортивные клубы зародилось в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний.

Поисковое движение. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, а также на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи.

Однако, больше внимание военно-патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения должно уделяться в школе как на уроках, так и во время организации внеурочной и внеклассной учебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности. В рамках проводимого исследования по военно-патриотическому воспитанию учащихся старших классов нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 25 учеников 10 класса г. Санкт-Петербурга (СОШ № 316 Фрунзенского района). В соответствии с целью и задачами исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента нами были поставлены следующие частные задачи: выяснить оценку знаний учащихся по вопросам истории своей страны в период Великой Отечественной войны; определить отношение учащихся 10 класса к военно-патриотическому воспитанию и патриотизму в целом. Для решения обозначенных задач, получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов экспериментальных данных, а также для повышения уровня их достоверности, мы применяли такие методы научного исследования, как наблюдения на уроках за учащимися 10 класса, беседа, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, изучение школьной документации, анализ поурочных планов.

По результатам ответов на задание: «Соотнесите даты и события», которые были связаны с начальным этапом Второй Мировой войны и Великой Отечественной войной, можно констатировать: большинство учащихся справились с поставленным вопросом (96%) и лишь небольшое количество учащихся не выполнили задание (4%). Можно сказать, что школьную программу по истории своей страны старшеклассники знают хорошо. Что касается остальных учащихся, то это можно объяснить не заинтересованностью к учебным предметам, рассеянностью, ленью. На вопрос анкеты «Кто из перечисленных командующих предал свою Родину и перешел на сторону гитлеровской Германии?» большинство ответили «А.А. Власов» (92%), остальные же ученики отметили «К. К. Рокоссовский» (8%). Такой ответ может быть связан с плохим усвоением материала по истории или обычной незаинтересованностью ученика к истории своей страны.

Следующий вопрос был направлен на проверку знаний старшеклассниками городов-героев: «Сколько городов России носят звание «Город-герой»?». Отвечая на данный вопрос ученики начали сильно волноваться, поэтому (68%) вероятно забыли, что Брестская крепость тоже входит в состав городов-героев. Только (32%) опрашиваемых смогли справиться с предложенным заданием. Такой маленький положительный результат можно обосновать недостаточным обращением внимания учащихся на данный вопрос. Пусть даже Брестская крепость и не была городом, но она входила в состав города Брест, который героически держал оборону от фашистских агрессоров. На вопрос «Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?» ответы учеников распределились следующим образом: часть учеников (56%) ответила правильно (872 дня), остальные (44%) выбрали неверный ответ (882 дня). Неправильность ответа может быть связана с незаинтересованностью учащихся к истории г. Санкт-Петербурга или приездом из другого города. Чтобы это исправить, в школе должны проводить больше мероприятий связанных с историей Санкт-Петербурга (концерты, внеклассные мероприятия, тематические выставки и т.д). Следующий вопрос был связан с ключевыми сражениями Великой Отечественной войны. С ответами на этот вопрос проблем у учеников не возникло, почти все (92 %) смогли справиться с заданием, и лишь (8 %) ответили ошибочно.

Чтобы выяснить отношение учащихся к военно-патриотическому воспитанию, мы составили следующий вопрос анкеты: «Что значит быть патриотом своей страны?». Для начала дадим определение слова «патриот». Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Большинство учащихся (88 %) считают, что патриот это человек, который любит и предан своей стране, уважает её интересы, готов всегда встать на её защиту. Лишь малая часть старшеклассников ответили, что быть патриотом это обязательное жертвование своей стране, а не любовь и уважение к своей Родине. На вопрос «Что главное в патриотизме?» учащиеся ответили следующим образом: большинство опрашиваемых (84 %) ответили, что главное в патриотизме это преданность к своей Родине, защита интересов своего Отечества. Остальные участники эксперимента (16 %) вообще пропустили этот задание. Следующий вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» с одной стороны оказался очень простым для старшеклассников, но с другой - дал множество интересных ответов. Часть ребят (76 %) считают себя патриотами, в анкете они четко это прописали. Остальные (24%) так не думают. Возможно, это связано с их мировоззрением или религией.

Последние два вопроса в нашей анкете были связаны непосредственно с военно-патриотическим воспитанием в самой школе. Один из вопросов звучал так «Как вы считаете, нужно ли уделять внимание патриотическому воспитанию в школе? Обоснуйте ответ». Здесь мнения разделились почти пополам. Большинство ребят считают (64%), что нужно формировать патриотизм с детства, а остальные (36%) воспринимают это пропагандой. На последний вопрос «Достаточно ли времени уделяется патриотическому воспитанию и любви к Родине в школе?» мнения учащихся разошлись. Так, 52% ответили, что не нуждаются в дополнительном выделении времени на военно-патриотическое воспитание в школе; 28% полагает, что им не хватает времени в школе на военно-патриотическое воспитание, а 20% вообще не смогли ответить на этот вопрос.

Таким образом, подводя итоги анкетирования можно сказать, что часть учеников считают себя патриотами и знают точные определения понятий «патриот» и «патриотизм». Остальные же ребята относят себя к патриотам «поверхностно», либо вообще таковыми себя не считают. Это может быть обусловлено религией, мировоззрением самих ребят или их окружающих. Большинство старшеклассников полагают, что в школе мало уделяется внимания военно-патриотическому-воспитанию и поэтому считают необходимым увеличить количество часов на проведение уроков, экскурсий, организации внешкольной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма у подрастающего поколения.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle