Библиографическое описание:

Спицына Т. А., Мамонова К. В. Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 78-81.



В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента по изучению знаний учащимися правил поведения на дороге.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, детский травматизм, правила дорожного движения.

Актуальность проведения исследования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена общественной потребностью в сохранении здоровья подрастающего поколения: снижением детского дорожно-транспортного травматизма, адаптацией детей в современном Мегаполисе, умением ориентироваться в постоянно изменяющейся дорожной обстановке. В школе данное направление работы должно стать приоритетным для всего педагогического коллектива. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а также творческий подход педагогов начальных классов к изучению правил безопасного поведения на дорогах. Решение этих задач может успешно реализовываться в учебно-воспитательном процессе по трем основным видам деятельности: обучение детей и подростков теоретическим знаниям; самостоятельная творческая работа учащихся; практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Необходимо отметить, что поведение ребенка на улице включает четыре этапа: восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать); предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности; выработка наиболее безопасного решения; реализация конкретных действий. Предвидение ситуаций – это умение быстро выбирать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки. Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины. Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет транспортное средство доедет до определенного места. Потом обратить внимание на автомобиль и снова посчитать [1]. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются, а это необходимо знать при переходе улиц и дорог. Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться на улице, у него должна сформироваться привычка всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Рассмотрим основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков: переход проезжей части в неположенном месте или вне пешеходного перехода; неумение подчиняться сигналам светофора; нахождение школьников на дороге без сопровождения взрослых; игры около или вблизи проезжей части; движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара; движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств; незнание правил перехода перекрёстка; неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта; езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги; переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали [1] . Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей довольно много. В одних случаях виновниками в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку или сами неоднократно нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виноваты в ДТП сами дети. Необходимо отметить, что предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, например: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. [2]. Психологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге. Следовательно, их необходимо учитывать всем педагогам, занимающимся с детьми вопросами профилактики ДТП. Для каждого этапа развития характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

В рамках проводимого исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 30 учащихся 5-х классов г. Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 102 Выборгского района). Одной из главных целей было проверить знания школьников о правилах дорожного движения. Хотелось бы обратить внимание на то, что школьники положительно отреагировали на свое участие в проведении анкетирования; задавали уточняющие вопросы; некоторые говорили, что знают основные правила дорожного движения, но с течением каких-либо обстоятельств, не выполняют их. Что касается анкеты, то она была составлена из 9 вопросов. По результатам ответов на вопрос: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?» можно констатировать: большинство учащихся соблюдает правила дорожного движения (77%); те учащиеся, которые ПДД не соблюдают (13%), делают это вероятно в силу влияния юношеского максимализма, который начинает развиваться в 10-11 летнем возрасте или незнания правил дорожного движения. Ребята, которые воздержались от ответа (10%), вероятно ответили именно так из- за страха или стыда признаться в том, что они соблюдают ПДД не всегда, либо вообще не соблюдают. Данные результаты уже наглядно показывают отношение учащихся пятых классов к необходимости соблюдения правил дорожного движения.

На второй вопрос анкеты: «Можно ли переходить улицу на красный цвет светофора?» большинство опрошенных ответили правильно (87%). Однако, есть учащиеся, ответившие неверно (6%), а также те, кто ответа не знает (7%). Следующий вопрос «Можно ли ходить по обочине дороги?» вызвал у пятиклассников неоднозначные эмоции, некоторых привёл в замешательство и позволил выявить серьёзные пробелы в знаниях, касательно культуры поведения на дороге. Правильный ответ дали меньше половины опрошенных (40%); неправильный вариант ответа выбрала половина ребят (50%); оставшаяся часть учеников не знает ответа на данный вопрос (10%). Четвертый вопрос был направлен на изучение того, как дети оценивают ситуацию на дороге и осознают ли опасность, которую представляет собой автотранспорт. Результаты анкетирования показывают, что только половина опрошенных (47%) знает, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять не рекомендуется; почти столько же учащихся (46%) считают, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять можно (данное неправильное убеждение показывает, что пятиклассники, добирающиеся до школы с помощью общественного транспорта ежедневно подвергают свою жизнь опасности); оставшееся количество опрошенных (7%) не знает ответа. Далее ученикам предлагалось ответить на вопрос: «Можно ли переходить проезжую часть, где нет пешеходного перехода, если поблизости нет машин?». Ответы показали, что многие ребята пренебрегают правилами дорожного движения и, следовательно, сознательно или по незнанию подвергают свою жизнь опасности. Большинство опрошенных (43%) на данный вопрос ответило правильно, чуть меньшее число участников опроса (40%) ответили не верно, оставшиеся (17%) не знает ответа.

Следующий вопрос анкеты «Можно ли играть в игры рядом с дорогой?» помог выяснить, что многие ученики не придают значения месту для игры, но минимум половина предпочитает специально оборудованные детские площадки. На этот вопрос частота ответов распределились следующим образом: большинство опрошенных (67%) ответило на данный вопрос верно; есть ребята, ответившие неправильно (27%), что связано с удобством ровной поверхности, а именно асфальта для участия в подвижных играх, либо отсутствием рядом с жилой зоной специально оборудованных детских площадок. Некоторые ученики (6%) не знают ответ на это задание. Далее предлагалось ответить на вопрос: «Знаете ли вы дорожные знаки?». Положительный ответ выбрало большинство опрошенных (67%), отрицательный ответ (20%) в основном дали дети, добирающиеся до школы на общественном транспорте; 13% пятиклассников не смогли ответить. Исходя из беседы, которая проводилась с детьми по данному вопросу, можно сделать вывод, что они знают довольно большое количество дорожных знаков благодаря учителям по основам безопасности жизнедеятельности и родителям, которые возят их в машине и рассказывают о них. Учитывая тот факт, что в последнее время велосипедисты стали довольно частыми участниками дорожного движения, нами был задан вопрос: «Относится ли велосипедист к участнику дорожного движения?». Правильно на это задание ответило самое малое количество опрошенных (27%), отрицательный ответ записала большая часть учащихся (40%) что, вероятнее всего связано с непопулярностью велосипедов среди современных детей. Довольно большое количество учеников (33%) не знает ответа на этот вопрос.

Последний вопрос анкеты звучал так: «Хотели ли бы вы, чтобы в 5 классе учителя больше времени отводили на изучение темы: «Безопасность дорожного движения»? Результаты ребят порадовали, потому что эта тема им небезразлична, несмотря на юный возраст, плюс ко всему, исходя из рассказов детей, им понадобится это, когда они пойдут в автошколы. Следует отметить, что многие ребята неравнодушно отнеслись к предложению ввести в школьную программу курсы по изучению правил дорожного движения. В частности, многие учащиеся (67%) хотят получать новые знания в области изучения правил дорожного движения; 13% считают, что им это не нужно знать; 20% не определились с ответом. Таким образом, обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими задачами в работе по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. В Законе «О безопасности дорожного движения» записано, что основным приоритетом государственной политики в области обеспечения дорожной безопасности является сохранение жизни и здоровья людей [3]. Если общество не безразлично к своим детям, к сохранению их жизни и здоровья, оно должно потребовать от государства выполнения им его обязанностей, но не ожидать этого пассивно, а самостоятельно и активно защищать своих детей, используя различные формы, виды обучения в общеобразовательной школе, в том числе на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма может являться работа с родителями младших школьников. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном не имеющих личного автомобиля) не знают Правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, что и является основными причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей [2].

Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися необходимо обеспечить и работу с родителями. Занятия с родителями можно проводить в форме лекции, тематических бесед, индивидуальной работы. На занятиях с родителями целесообразно сообщить им следующие установки: постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару; при переходе дорог крепко держать ребенка за руку и разъяснять им правила поведения на улицах и дорогах; вопросы воспитания и обучения детей реализовывать с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физиологического развития. Родители для своих детей – безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Поэтому безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.

Литература:

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 80 с.
  2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001.
  3. Федеральный закон о безопасности дорожного движения. http://base.consultant.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle