Библиографическое описание:

Жихарева Д. Н., Карпова Р. Ф., Кольцов В. В. Безопасная образовательная среда в инклюзивном профессиональном обучении студентов // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 51-54.



Статья посвящена созданию безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях медицинского колледжа, являющейся одним из условий их социализации.

Ключевые слова:безопасная образовательная среда, профессиональная подготовка, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности, его здоровье, безопасность жизнедеятельности, которые занимают значимое место, как в государственной политике, так и в системе образования. Многочисленные исследования ученых (Э.М. Киселевой, Р.И. Поповой, Э.М. Ребко, В.П. Соломина, П.В. Станкевича) показывают, что наряду со снижением рождаемости сегодня происходит ухудшение здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения молодежи [8]. В своей работе И.А. Баева отмечает, что уровень жизни тесно взаимосвязан с качеством жизни, которое в мировых аналогах обозначается как оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных дарований каждой личности [1]. В связи с этим, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, В.П. Казначеев, В.И. Марцикевич, утверждают, что в стратегических программах социально-экономического развития общества все вложения в производство, природу, социальную и образовательную среду должны сочетаться с качеством жизни. По мнению, Р.И. Айзмана, Э.Н. Вайнера, Э.М. Казина, процесс формирования у обучаемых здоровьесберегающего поведения предполагает наличие целенаправленной и управляемой обществом образовательной среды.

Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений; выступает условием и средством обучения и воспитания; образует часть индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни, - утверждает Г.Ю. Беляев [2].

Важным условием осуществления работы образовательной среды является повышение уровня формирования здоровой личности всех участников учебно-воспитательного процесса, что дает возможность переориентации преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание безопасных условий труда и учебы, развития личностного потенциала, подготовки обучаемых к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни, где решающим фактором выступает безопасность образовательной среды.

В современном мире особую актуальность приобретает инклюзивное профессиональное образование, нацеленное на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде. Необходимо отметить, что положение инвалидов в социуме во многом определено характером и уровнем специального образования, где немало важную роль, по мнению Л.А. Колывановой, занимает профессиональное обучение в области безопасности жизнедеятельности [3].

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию от 03.12.2015 г. Президент РФ отметил, что «система образования, образуя личность, формирует образ жизни народа. Молодое поколение должно получить возможность подготовиться к жизни в конкурентном мире…», а изменение характера социально-экономических отношений в обществе предполагает поиск новых путей их подготовки к профессиональной деятельности. Это определяет потребность в разработке национальной стратегии образования для устойчивого развития, где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как важное условие его становления. Кроме этого, В.В. Путин акцентировал свое внимание на том, что государственные образовательные программы должны способствовать профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, формированию безбарьерной среды во всех сферах их жизни [6].

В настоящее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 г.) и государственная программа «Доступная среда» (постановление № 175 от 17.03.2011 г.), предусматривают реализацию комплекса мероприятий, позволяющих осуществлять беспрепятственный доступ к необходимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в системе инклюзивного образования [5].

Согласно Федеральному закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [9]. В государственной программе «Доступная среда в Самарской области» на 2016 – 2020 годы, одним из основных направлений социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание необходимых условий для развития системы здоровьесберегающего инклюзивного обучения в профессиональных образовательных учреждениях региона. Так, среди 82 учреждений среднего и начального профессионального образования совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограничениями здоровья возможно только в двух, одним из которых является Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», основной целью которого является подготовка специалистов среднего звена для отраслей здравоохранения и социальной сферы [4].

В настоящее время колледж осуществляет профессиональную подготовку обучающихся с нарушением зрения по специальности «Медицинский массаж» из 20 регионов РФ. В основе профессионально-образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) лежит Государственный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 503 от 12.05.2014 г., представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) [7].

Программа подготовки специалистов среднего звена предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам составляет 70 % от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30 %) дает возможность расширения и углубления подготовки студентов с нарушением зрения, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин («Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии», «Гигиена и экология человека», «Психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы неврологии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Общественное здоровье и здравоохранение») и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, при освоении которых проводится учебная и производственная практика. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».

Целью нашего исследования явилось изучение образовательной среды медицинского колледжа (ОСМК), которая включала здоровьесберегающие технологии, личностный подход к студенту, мотивацию на успех, формирование навыков общения с окружающими людьми. В связи с этим, в процессе обучения применялись как традиционные методы: словесные (лекции, беседы, семинары, дискуссии, фронтальный и тест-опросы, кейс-технологии), наглядные (демонстрация натуральных объектов, видеоматериалов, микропрепаратов); практические (распознавание и определение объектов, эксперименты) и специальные, определенные для студентов с нарушением зрения. Средствами обучения выступали: аудиопособия по всем специальным дисциплинам, книги с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля), диктофоны и CD-плееры для записи материалов лекций, персональные компьютеры со специальными программами для работы незрячим студентам.

Диагностика образовательной среды осуществлялась по методике И.А. Баевой. В результате исследования респондентам предстояло ответить на вопросы анкет-опросников, разработанных автором для каждой категории участников учебного процесса. Идентификация отношения к ОСМК осуществлялась по методу суммарных оценок, что позволило выделить вопросы, наилучшим образом, представляющие тот или иной фактор: позитивное, нейтральное и негативное отношения к образовательной среде колледжа. Полученные результаты вычислялись по формуле: Ү = Хі × 100%/Xіј, где Хі – количество показателей по данному типу; Xіј – объем выборки; Ү – первичный показатель (процент выбора по данному показателю).

Первичные показатели рассчитывались по каждому типу отношения к ОСМК, где интегральный показатель составлял 100% объема выборки. Результаты полученных данных показали, что большинство участников образовательной среды относятся к ней позитивно. Позитивное отношение у экспериментальной группы студентов с ограниченными возможностями здоровья составляло: І курс - 73%, ІІ курс – 80%, ІІІ курс – 93%; контрольной группе - здоровые студенты (наличие зрения) – 49%, преподаватели – 57%. Однако следует отметить, что по сравнению с преподавателями и здоровыми студентами, обучающиеся, инвалиды по зрению, ІІІ курса (специальность «Сестринское дело»), более позитивно оценивают образовательную среду, у них наблюдается полное отсутствие негативного отношения к среде обучения, в то время, как в контрольной группе отмечается более высокий уровень негативного отношения к процессу обучения, к окружающей среде: у здоровых студентов (30%), по сравнению с обучаемыми І курса (15%), ІІ курса - (11%) и преподавателями – (20%). Менее склонны позитивно оценивать ОСМК преподаватели – 23% нейтрального отношения к ней, 21% - здоровые студенты, 12% - студенты-инвалиды І курса, 9% - ІІ курса и 7% - ІІІ курса. Категория опрашиваемых с наибольшим нейтральным показателем отношения к ОСМК (преподаватели) является наименее устойчивой и может переходить в другие типы отношения к образовательной среде.

Следующий этап исследования заключался в выявлении степени удовлетворенности образовательной средой медицинского колледжа, исходя из одиннадцати структурных характеристик индекса удовлетворенности образовательной средой, среди которых: (взаимоотношения с преподавателями; взаимоотношения со студентами; эмоциональный комфорт; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью; проявить инициативу; высказать свою точку зрения; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения; учет личных проблем и затруднений), наиболее часто используемых в описании социального компонента образовательной среды. Респондентам предстояло выделить из них пять и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Результаты ответов опрашиваемых подсчитывались по формуле индекса психологической безопасности: Ү =∑іјⁿ Xіј / 4n, где Xіј – балл, которым опрашиваемый оценивает выбранную характеристику образовательной среды колледжа; ∑іјⁿ Xіј – сумма баллов по пяти выбранным характеристикам; n=5 – количество выбранных характеристик.

В результате ранжирования вышеперечисленных характеристик образовательной среды колледжа выделены пять основных для каждой группы респондентов, с учетом степени удовлетворенности ими. В исследовании показатели уровней удовлетворенности характеристиками образовательной среды медколледжа варьировали в интервале от 0 до 5, при этом выше уровень удовлетворенности образовательной средой у участников учебно-воспитательного процесса, имеющих максимальную оценку (таблица 1).

Таблица 1

Степень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды медицинского колледжа

Степень удовлетворенности ОСМК

Значимые характеристики

Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

здоровые

преподаватели

І курс

ІІ курс

ІІІ курс

1. Взаимоотношения с преподавателями

1,6

2,4

3,0

3,1

3,8

2. Взаимоотношения со студентами

1,7

1,4

2,0

2,6

3,1

3. Эмоциональный комфорт

1,1

1,7

1,8

2,7

2,8

4. Уважительное отношение к себе

1,3

2,7

2,9

3,4

3,6

5. Возможность обратиться за помощью

1,5

1,9

2,6

3,2

3,3

Общий индекс удовлетворенности

0,36

0,50

0,61

0,75

0,83

Исследования показали, что в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья от курса к курсу меняется их уровень удовлетворенности характеристиками ОСМК и соответственно их адаптация к социальной среде. В результате исследования было выявлено, что в контрольной группе участников наиболее удовлетворены по пяти характеристикам преподаватели: 2,4 и 1,4 – средняя степень удовлетворенности взаимоотношений с преподавателями и студентами; 1,7 – в незначительной степени удовлетворены характеристикой «эмоциональный комфорт». В контрольной группе (здоровые студенты) степень удовлетворенности взаимоотношениями со студентами и «эмоциональный комфорт» низкие – 1,7 и 1,1 соответственно, кроме того удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями составляет 1,6 и 1,5 – при (низкой степени) «возможность обратиться за помощью». В экспериментальной группе, студентов с нарушением зрения, наиболее высокие показатели по всем характеристикам у обучающихся ІІІ курса. Степень удовлетворенности «возможностью обратиться за помощью» находится на среднем уровне (3,3), при этом «эмоциональный комфорт» (2,8) и «взаимоотношения со студентами и преподавателями» (3,1 и 3,8) высокие. С меньшими показателями степени удовлетворенности по этим же характеристикам выступают студенты-инвалиды І и ІІ курсов (2,6 и 3,2; 1,8 и 2,7; 2,0 и 2,6; 3,0 и 3,1соответственно). Общий индекс удовлетворенности образовательной средой, рассчитываемый как суммарная оценка значимых характеристик, находится на среднем уровне в контрольной группе испытуемых и с тенденцией к высокому – в экспериментальной: здоровые – 0,36; преподаватели – 0,50; І курс – 0,61; ІІ курс – 0,75; ІІІ курс – 0,83; (при max=1,0). Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень адаптивных качеств первокурсников значительно ниже, чем у студентов последующих курсов, соответственно вероятность переживания депрессивных состояний – выше, что влечет за собой изменения физического и психического здоровья.

Таким образом, большинство участников образовательного процесса положительно оценивают образовательную среду медицинского колледжа. Однородность оценок свидетельствует об адаптивности поведения, удовлетворенности всех участников образовательным процессом, что является определяющим фактором их безопасности и защищенности, влияющим на здоровье, развитие взаимоотношений и взаимодействий как внутри одной группы, так и за ее пределами. Это способствует их профессиональному становлению.

Литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271с.
  2. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений /Г.Ю. Беляев: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000, 157 c.
  3. Колыванова Л.А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173-176.
  4. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Социализация в процессе профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54-57.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный ресурс – Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/#ixzz40oLkWChS
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» (03 декабря 2015 г.). Электронный ресурс – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 503 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)». Электронный ресурс – Режим доступа: http://base.garant.ru/
  8. Соломин В.П., Станкевич П.В. Методологические основы развития системы уровневого высшего педагогического образования // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)». Издательство «ЛЕМА» СПб., 2010. С – 9.
  9. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle