Библиографическое описание:

Андреев Л. Ю. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 4-7.



В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Ключевые слова: информационная безопасность детей, административная ответственность, Роскомнадзор.

В современном мире особую роль в становлении личности ребенка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации. Следует отметить, что стремительное развитие использования компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровья и развития каждого ребенка в отдельности. Кроме того, формирование социальных установок подрастающего поколения во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведения [5].

При этом особое внимание необходимо обратить на глобализацию информационных и социальных процессов. Интенсивное развитие современной техники и технологий сделало возможным быстро и эффективно передавать информацию на сколь угодно дальнее расстояние. Благодаря этому удалённость информационного источника уже не становиться проблемой. [6]В нашей стране большое внимание уделяется разработке стандартов и нормативной базы, обеспечивающей информационную безопасности личности и государства. [7]

В конце2010 г. был принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. Концепция данного нормативного акта заключается в необходимости ограждения несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

Последующие два года данный закон апробировался и вступил в силу в своей окончательной редакции 1 сентября 2012 года (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ ред. от 28.07.2012г).

Именно в данном законе понятие «информационная безопасность детей» определяется как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [4].

Данный закон не создан с целью полностью оградить подрастающее поколение от существующих в мире проблем, создавая иллюзию отсутствия в мире насилия, зла и смерти. Однако он четко определяет необходимость донесения подобного рода информации только тогда, когда дети способны её понять и принять. При том форма подачи информации должна соответствовать возрасту, дабы не причинить вред психическому здоровью детей.

Следует отметить, что все информационные продукты, предназначенные для детей, должны строиться на идее торжества добра над злом, вызывать сострадание к жертве насилия, порождать осуждение насилия. А изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носить ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер.

Для функционирования данного Закона была проведена работа по адаптации ряда федеральных законов, регулирующих информационную область по положения ФЗ-436 [4]. Кроме того с 1 сентября 2012 года запрещено использовать в школах и иных образовательных учреждениях пособия и учебники, содержащие вредную информацию. А на физические и юридические лица возложена обязанность по обеспечению информационной безопасности личности несовершеннолетних.

Административная ответственность за нарушение данного законодательства предусматривает:

  • для граждан – штраф от 2000 до 3000рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 5000 до 10000рублей;
  • для предпринимателей – штраф ль 5000 до 10000рублей и административное приостановление деятельности сроком до 90 суток;
  • для юридических лиц – штраф от 20000 до 50000рублей и административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

За размещение в сети Интернет информации причиняющей вред здоровью и развитию детей предусматривается следующая административная ответственность:

  • для граждан – от 1000 до 1500рублей;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000рублей;
  • для юридических лиц – от 20000 до 30000рублей.

Кроме того 28 июля 2012 года в дополнении к Федеральному закону №436 был принят Федеральный закон №139 регламентирующий способы маркировки контента [4]. Одновременно с этим был создан механизм принудительной блокировки Интернет-ресурсов, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации. В случае если на сайте размещена запрещенная информация, владелец получает уведомление от хостинг-провайдера и обязан удалить неблагонадежный контент. При игнорировании данного уведомления накладывается автоматический запрет на весь сайт.

Для обеспечения ограничения доступа к сайтам с запрещенной для распространения информацией была создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен и\или универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации». Данная система вступила в строй с 01.11.2012г. Реестр ведется Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Каждый гражданин в случае обнаружения неправомерного контента может сообщить о незаконной информации, заполнив специальную электронную форму на сайте http://eais.rkn.gov.ru. [1]

Роскомнадзор сообщает, что ежемесячно получает порядка 1500 обращений от граждан о подобного рода сайтах, содержащих запрещенную информацию, однако после проверки подтверждается не более 15% обращений. На сегодняшний день в данном реестре содержится 2604 записи, 85% из которых сдержат указание на сайты пропагандирующие наркоманию, 11% - суицид, 3% - контент с детской порнографией.

С целью ограничения доступа в Интернет сообществе к информации в области персональных данных, с 1 сентября 2015 года вступил в силу Федеральный закон №242-ФЗ от 21.07.2014г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях.»

Для осуществления контроля за ограничением доступа к подобной информации под эгидой Роскомнадзора создается Автоматическая информационная система «Реестр нарушителей прав субьектов персональных данных». Однако прежде чем подать заявление в Роскомнадзор о подобном нарушении прав владельцев персональных данных факт нарушения законодательства должен быть установлен вступившим с силу решением суда.

В связи с этим, рекомендуется следующая схема действий в случае незаконного распространения персональных данных в сети Интернет [1]:

- Прежде всего необходимо обратиться к владельцу сайта, на котором размещена информация, нарушающая права субъектов персональных данных , с запросом об удалении незаконного размещения информации;

- В случае неприятия мер владельцем сайта по удалению информации, нарушажщей пра субъекта персональных данных, обратиться за защитой прав субъектов персональных данных в суд либо по месту жительства истца, либо по месту жительства ответчика.

- После вступления в силу решения суда, обратиться в Роскомнадзор с заявлением посредством заполнения формы на сайте по адресу http://pd.rkn.gov.ru/registerOffenders/personalSubjects/.

Следует отметить, что Роскомнадзор проводит большую работу по предотвращению распространения в сети Интернет персональных данных детей.

Непозволительно в открытое пользование вывешивать списки воспитанников детских садов, учеников школ, с указанием их фамилии, имени и отчества, даты рождения, места проживания, социального статуса родителей и самих детей (например пометки: мать-одиночка, дети-сироты, многодетная семья, дети сотрудников правоохранительных органов, безработные родители и т.п.).

Категорически недопустимо в открытом доступе вывешивать информацию о состоянии здоровья детей (например, на сайте образовательного учреждения вывешивать списки детей, направляемых на психоневрологическую комиссию). Подобного рода информация должна быть доступна только ограниченному кругу лиц, соответственно целям образовательного учреждения.

Особое внимание в законодательстве обращается на разглашение тайны усыновления\удочерения. Сознательное или неосознанное размещение в открытом доступе подобной инфорации, разглашение вопреки воле усыновителей лицом, обязанным хранить данный факт как служебную или профессиональную тайну, наказывается штрафом в размере до 80000рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрев законодательство и изучив нормативно-правовую базу, можно сделать вывод о том, что государство достаточно уделяет внимания обеспечению информационной безопасности личности на территории Российской Федерации. Законодательная база постоянно совершенствуется, осуществляется государственный контроль за информационной продукцией, систематически проходит мониторинг сети Интернет на предмет нарушения законодательства, нарушители привлекаются к ответственности.

Литература:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] режим доступа http://pd.rkn.gov.ru
  2. Федеральный закон от 21.07.2014г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях.» М.: Издательство «Юридическая литература», Администрация Президента РФ.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».Собрание законодательства Российской Федерации. М.: Издательство «Юридическая литература», Администрация Президента РФ.
  4. Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1. Ст. 48.
  5. Есипова, А.А. К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования [Текст] /А.А.Есипова //Педагогика высшей школы, 2015. - №3-1 (3). - С.79-81.
  6. Есипова, А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] /А.А.Есипова, Э.М.Ребко //Молодой ученый, 2014. - №18-1. - С.36-38.
  7. Есипова, А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего [Текст] /А.А.Есипова //Безопасность жизнедеятельности. 2012. - №4. - С.32-34.
  8. Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность. - М., 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle