Библиографическое описание:

Ли Н. О., Мусина Д. Е. Анализ торговой конъюнктуры на примере рынка DIY в г. Алматы (Республика Казахстан) // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 483-489.

 

 

В данной статье будет описана оценка потенциального товарооборота гипермаркета DIY («сделай сам»), под брендом OBI в городе Алматы, Республика Казахстан. В качестве оцениваемой локации для размещения гипермаркета рассматривается реальный земельный участок, находящийся в северо-западной части г. Алматы.

Указанная прикладная задача реализуется посредством анализа торговой конъюнктуры DIY рынка в г. Алматы и построения вероятностной модели посещения гипермаркета потенциальными покупателями.

Для оценки потенциального товарооборота будут использованы 2 метода:

  1.                На основе посещаемости и среднего чека;
  2.                На основе структуры расходов населения.

В данной работе используются экспертные оценки компании Asadel DIY, являющейся генеральным франчайзи бренда OBI в Республике Казахстан, а также данные исследований рынка DIY г. Алматы, проведенных компанией в 2015–2016 гг.

 

 Социально-экономическое развитие г. Алматы

Алматы является крупнейшим городом Казахстана и его неофициальной «второй столицей». По данным Комитета по статистике Республики Казахстан население г. Алматы на начало 2015 г. составляло 1 642 334 человек. [1]

Алматы имеет выгодное экономико-географическое положение, которое помогает городу поддерживать хорошую инвестиционную привлекательность. После распада Советского Союза Казахстан продолжил свое сотрудничество с Россией и другими бывшими республиками СССР, а также инициировал тесное сотрудничество с самым быстрорастущим соседом — Китаем.

Новый инвестиционный бум произошел в городе в начале 2000-х годов: ипотечные программы способствовали быстрому росту жилищного строительства в городе. В 2013–2015 гг. общая площадь вновь введенных в эксплуатацию объектов недвижимости превышала 1 млн. кв. м. в год. [2]

Необходимо отметить, что Алматы остается банковским центром Казахстана. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших национальных банков, таких как Народный банк, Казкоммерцбанк и БТА Банк.

Иностранные инвестиции из Нидерландов, Швейцарии, Франции и США играют важную роль в развитии Казахстана и его «второй столицы». Китайские инвестиции в энергетический комплекс (особенно в топливном секторе) растут с каждым годом.

По данным Комитета по статистике Республики Казахстан за 9 месяцев 2015 года г. Алматы занимает наибольшую долю в производстве валового регионального продукта — 20,4 % или 5,673 трлн. тг. (29 млрд. долл. США). Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. составил 5,1 %. [3]

В настоящее время существует более 600 крупных компаний, зарегистрированных в Алматы. Более половины из них работают в следующих отраслях:

                    оптовая и розничная торговля;

                    финансы и страхование;

                    строительство;

                    производство.

За последние годы наблюдается устойчивый рост ряда социально-экономических показателей в г. Алматы (таблицы 1–3), данные за 2015 г. — прогноз авторов исходя из динамики за 2010–2014 гг.

 

Таблица 1

Среднемесячная номинальная заработная плата, тенге [4]

Регион

2010

2011

2012

2013

2014

2015

В среднем по РК

73 224

86 214

96 143

104 167

115 262

129 167

г. Алматы

101 799

119 408

128 207

135 966

149 544

164 762

 

Таблица 2

Объем розничной торговли, млрд. тенге [5]

Регион

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Весь Казахстан

3 197

3 866

4 568

5 474

6 332

7 513

г. Алматы

968

1 069

1 246

1 408

1 641

1 873

 

Таблица 3

Уровень безработицы, % экономически активного населения [6]

Регион

2010

2011

2012

2013

2014

2015

В среднем по РК

5,8

5,4

5,3

5,2

5,0

4,8

г. Алматы

6,3

5,6

5,6

5,6

5,5

5,3

  

Описание конкурентного окружения

Оцениваемый объект расположен на Северо-Западной периферии г. Алматы. В настоящее время эта часть города быстро развивается: в рамках подготовки к зимней Универсиаде 2017 г. строятся новые жилые объекты и объекты инфраструктуры. Генеральный план развития г. Алматы предполагает дальнейшее развитие города в северо-западном направлении.

Планируемое место размещения гипермаркета находится на ул. Момышулы в 1,5 км от ее пересечения с ул. Рыскулова.

Большие территории к западу от объекта в настоящее время разрабатываются для спортивных объектов и жилищного строительства. Будут построены новые стадионы, общежития, жилые дома и дороги в 2017 г. В соответствии с планами развития, население этого нового района составит около 50 000 человек в ближайшее время.

В Алматы пока нет представителей международных DIY сетей. Среди конкурентов объекта есть 4 существующих DIY гипермаркета («12 Месяцев», «Комфорт», «Baumarkt» и «Строймарт»), современные центры рыночного типа (в том числе комплекс «Армада» в 4,6 км. к югу от объекта) и несколько DIY рынков.

«Саламат» является самым большим торговым центром DIY рыночного типа в г. Алматы. Он состоит из 5 зданий и 291 торговых компаний, предлагающих свои товары. Саламат обеспечивает широкий диапазон строительных материалов и товаров для дома.

«Армада» — самый большой комплекс продажи мебели рыночного типа в г. Алматы. Общая площадь комплекса насчитает приблизительно 100 000 м. кв., DIY часть комплекса составляет приблизительно 12 000 м. кв. Лучше всего представлены: сантехника, товары для ванной и отделочные материалы.

«Строй-Сити» — большой комплекс рыночного типа с торговой площадью 9 100 м. кв., расположенный на перекрестке пр. Рыскулова и ул. Северное кольцо. У этого розничного комплекса есть широкий диапазон товаров DIY и предметов домашнего обихода и мебели.

«12 месяцев» являются самой большой сетью DIY гипермаркетов в г. Алматы. В ней представлен широкий ассортимент обоев, товаров для ванной, напольных покрытий и сантехники, уровень цен — средний. Всего у розничной сети есть 6 гипермаркетов в городах Казахстана.

«Комфорт» — сеть DIY гипермаркетов, один из которых расположен в пределах большого розничного комплекса “Мерей” в северо-восточной части г. Алматы. В дополнение к широкому диапазону DIY товаров гипермаркет предлагает широкий диапазон товаров для домашнего хозяйства и садоводства. В целом у гипермаркета Комфорт превосходный ассортимент при уровне цен выше среднего. Розничная сеть «Комфорт» состоит из 3 гипермаркетов в 3 казахстанских городах.

«Строймарт» является единственным DIY гипермаркетом, расположенным в южной части г. Алматы. Он имеет хороший ассортимент и относительно низкий уровень цен, что делает его популярным среди покупателей.

«Baumarkt» является DIY гипермаркетом, расположенным в центре г. Алматы. В нем представлен широкий спектр дверей и кухонной мебели. В целом в магазине представлен средний ассортимент товаров при уровне цен выше среднего. Также гипермаркет имеет 2 небольших дочерних представительства в торговых центрах рыночного типа.

На потенциальный оборот DIY гипермаркета влияют несколько факторов: численность населения в зоне пешеходной доступности, торговые площади и ассортимент товаров, а также местоположение объекта. Основой успешной работы розничного магазина является его хорошая видимость, расположение на пути автомобильного и пешеходного движения, обстановка в пешеходной зоне, удобство общественного транспорта и удобство парковки, размер торгового объекта, где находится магазин.

Для такой оценки используется интегральный показатель локации, на основе 8 параметров. Каждому параметру (P) присваивается значение от 0 до 10, которое указывается в специально разработанной форме во время наблюдений.

Затем каждый параметр взвешивается на основе индекса экспертной оценки, который показывает степень влияния (значение) каждого параметра на конечное значение. Индексы параметров (k) оцениваются от 3 до 6. Интегральный показатель рассчитывается как отношение суммы произведений параметров на их индексы к сумме индексов.

Окончательное значение интегрального показателя L может изменяться в диапазоне от 0 до 10. Физический смысл экстремума 0 означает, что объект находится в труднодоступном месте, и 10 показывает, что объект находится в самом идеальном месте.

Для определения районов (кварталов) проживания потенциальных клиентов мы будем использовать метод построения зон охвата объекта и метода деления города на микрорайоны.

Зоны охвата строятся исходя из утверждения, что человек тратит не более 35 минут на транспорте для достижения гипермаркета.

Таким образом, размер зоны охвата находится в прямой зависимости не от физического расстояния, а от времени, которое клиент тратит, чтобы достичь гипермаркета.

Для определения конкурентной среды используется комплексный подход. Он основан на пересечении двух пространственных значений — площадь зоны охвата объектов и микрорайонов города.

Основываясь на утверждении, что человек тратит не более 35 минут на транспорте для того, чтобы доехать до гипермаркета, мы говорим, что человек, который живет на границе зоны 35 минутной доступности, имеет такую же возможность для того, чтобы поехать в другой конкурирующий гипермаркет при прочих равных.

Конкурентная зона включает в себя 4 гипермаркета площадью 13 600 м. кв., 3 центра рыночного типа, торговая площадь которых составляет 40 550 м. кв. и 4 DIY рынка с торговой площадью 48 700 м. кв. Общая торговая площадь конкурирующих объектов составляет 102 850 м. кв. В настоящее время нет никаких международных или российских розничных сетей в сегменте DIY в г. Алматы.

 

Таблица 4

Перечень конкурентов

Наименование

Формат

Адрес

Торговая площадь

Лимит времени

12 месяцев

Сеть гипермаркетов

пр. Райымбека, 516

5 460

25

Комфорт

Сеть гипермаркетов

пр. Суюнбая, 2 корп. 9

2 930

20

Строймарт

Сеть гипермаркетов

пр. Гагарина, 244 a

2 710

20

Baumarkt

Сеть гипермаркетов

ул. Толе би, 189a

2 500

20

Саламат

Центр рыночного типа

ул. Розыбакиева, 72

19 450

30

Армада

Центр рыночного типа

ул. Кабдолова, 1/8

12 000

25

Stroy-City

Центр рыночного типа

ул. Рыскулова, 103v

9 100

25

Курдас-7

Рынок DIY

Ташкентский тракт

17 500

25

Кенжехан

Рынок DIY

ул. Северное кольцо, 36

12 080

25

Сауран

Рынок DIY

ул. Рыскулова, 103г

11 720

25

Тастак

Рынок DIY

ул. Толе би, 266

7 400

20

 

 Разработка модели вероятности посещения покупателями нового торгового объекта

Используем международный опыт оценки привлекательности торговой точки, основанный на гравитационных моделях притяжения. В качестве базовой гравитационной функции используем преобразованную математическую модель Хаффа.

Предложенная Дэвидом Хаффом в 1963 г. модель определения местоположения торгового объекта, наиболее оптимального с точки зрения получения прибыли, с успехом применяется многими маркетологами и консультантами во всем мире по настоящее время.

Теория Дэвида Хаффа о привлечении покупателей определяет торговую зону на основе привлекательности торговых точек, времени достижения от дома покупателя до торговых точек и чувствительности к времени достижения (в зависимости от типа совершаемых покупок и цели поездок).

Привлекательность объекта оценивается по общему количеству квадратных метров торговых площадей, а также узнаваемости бренда, ассортименту, цене и качеству товаров. Чувствительность к времени достижения зависит от вида совершаемых покупок и учитывает цель визита. [7, c. 37]

Модифицированная формула вероятности посещения по методу Хаффа для данного исследования будет записана следующим образом:

где:

Pij — вероятность того, что покупатель из места i направится в магазин j, выражается в процентах,

 — привлекательность магазина j, где

Sj — торговая площадь торгового центра j, выраженная в м. кв. Допускается, что площадь влияет на привлекательность не в прямой пропорции, но как квадратный корень из нее,

kp — интегральный фактор привлекательности торговой точки p, безразмерная величина,

Tij — время достижения от дома i до магазина j, выражается в минутах,

β — эмпирический коэффициент чувствительности к времени достижения пункта назначения, безразмерная величина. Продукты DIY являются специализированными по цели покупки и по группе покупателей, то время в пути является менее значительным по сравнению с остальными товарами народного потребления. Так, коэффициент был эмпирически приравнен 2,

n — количество рассматриваемых альтернативных точек торговли.

Интегральный коэффициент К — сумма значений 3-х факторов: цена, качество, лояльность. Значения оцениваются экспертно, а также на основе изучения потребительского спроса и розничного аудита для соответствующих объектов.

Параметры оцениваются эмпирически по шкале от 5 до 15 — уровень цен, уровень качества гипермаркетов и уровень лояльности.

Меньшая интегральная оценка означает более высокую привлекательность сети, потому что в модели Хаффа она имеет инверсное значение.

 

Таблица 5

Интегральная оценка притяжения ритейлеров

Наименование

Формат

Оценка цен

Оценка качества

Оценка лояльности

Интегральная оценка притяжения ритейлера

OBI

Сеть гипермаркетов

9

5

7

21

Строймарт

8

10

6

24

12 месяцев

9

11

7

27

Комфорт

11

7

11

29

Baumarkt

Гипермаркет

10

10

11

31

Саламат

Центр рыночного типа

13

18

14

45

Stroy-city

16

17

17

50

Армада

15

18

22

55

Тастак

Рынок DIY

20

20

20

60

Кенжехан

18

23

24

65

Сауран

19

25

21

65

Курдас-7

20

22

23

65

 

Мы получаем оценку вероятности посещаемости (проникновение) в процентах для каждого анализируемого района (квартала) на основании сделанного расчета.

Эта цифра умножается на количество жителей и количество квартир (домохозяйств). Так, размер целевой аудитории анализируемого объекта рассчитывается для каждого района (квартала).

Для дальнейших расчетов районы (кварталы), группируются в 5 классов (зон) на основе вероятности посещаемости.

Статистические характеристики рассчитываются для каждой из указанных зон: численность населения, количество квартир (домохозяйств), средняя вероятность посещаемости, количество потенциальных клиентов и средние затраты на DIY.

Модель Хаффа показывает, что средняя скорость проникновения для всей конкурирующей зоны составляет 20,2 %.

 Разработка модели оценки потенциального товарооборота нового торгового объекта

Для оценки потенциального товарооборота будут использованы 2 метода:

  1.                На основе посещаемости и среднего чека;
  2.                На основе структуры расходов населения.

Определяющие факторы для метода, основанного на частоте посещаемости и среднем чеке на семью (домохозяйство):

                    Частота посещаемости гипермаркета в зависимости от расстояния;

                    Средний чек в зависимости от расстояния.

Определяющие факторы для метода, основанного на расходах населения в среднем на одного человека:

                    Доля DIY в структуре расходов населения;

                    Доля гипермаркетов DIY в структуре затрат.

Введем следующие параметры модели:

                    Кроме потенциальных клиентов, проживающих в зоне охвата объекта, учтены клиенты, проживающие за пределами зоны охвата (автомобильный трафик). Количество потребителей за пределами зоны охвата определяется экспертно и оценивается в 2,5 % от общего автомобильного трафика в обоих направлениях по ул. Момышулы;

                    Потенциальный оборот рассчитывается за 1 год работы гипермаркета;

                    Доля B2B клиентов составляет около 5 % от оборота частных покупателей в соответствии с конкурентой оценкой и характеристикой местоположения.

  На основе покупательского траффика и среднего чека

На основе 1-го метода розничный оборот рассчитывается по следующей формуле:

где:

T1 потенциальный оборот гипермаркета, тенге в год,

Hi количество семей (домохозяйств) в зоне охвата i. Значение округляется до сотен,

Pi вероятность посещения (оценка проникновения) для зоны охвата i,

Fi частота посещения в зоне охвата i, в месяц. Экспертная оценка от 0,5 до 0,9 на основании предположения, что для меньшего расстояния частота выше,

Ci средний чек зоны i, тенге. Экспертная оценка от 4 000 до 7 000 тенге, на основе предположения, что чем меньше расстояние, тем меньше чек,

106E — 1 млн. тенге,

R — сумма клиентов (домашних хозяйств) за пределами зоны охвата. Определяется как процент (2,5 %) от еженедельного автомобильного трафика, основываясь на предположении, что для более высокого трафика, процент меньше. Частота посещений и средний чек принимаются как средневзвешенное для зоны i,

L — интегральный коэффициент местоположения. Уменьшает значение, но не более чем на 40 %,

(0,04L + 0,6) — поправка на интегральную оценку местоположения.

На основании данных Комитета по статистике РК среднее домохозяйство составляет около 2,9 человек.

Для определения параметров модели для расчета оборота были проведены следующие полевые и кабинетные исследования:

                    Изучение потребительского спроса в конкурирующих DIY гипермаркетах;

                    Измерение потоков потребителей в конкурирующих DIY гипермаркетах;

                    Расчет среднедневного количества потребителей в конкурирующих DIY гипермаркетах, основанные на кассовом анализе.

На основании результатов проведенных исследований были определены следующие параметры.

 

Таблица 6

Параметры модели для расчета оборота

Зона вероятности

Частота посещаемости жителями зоны, количество в месяц

Средний чек, тенге

1 зона (более 50 %)

0,9

4 000

2 зона (35,1 %-50,0 %)

0,8

4 750

3 зона (20,1 %-35,0 %)

0,7

5 500

4 зона (10,1 %-20,0 %)

0,6

6 250

5 зона (менее 10,0 %)

0,5

7 000

 

Таблица 7

Оценка потенциального товарооборота на основе частоты посещаемости гипермаркета и среднего чека

Наименование зоны

Кол-во домохозяйств

Вероятность посещаемости по методу Хаффа (%)

Потенциальная целевая аудитория, домохозяйств

Частота посещения в мес.

Кол-во покупок в мес.

Средний чек, тенге

Оборот в год, млн. тенге

1 зона (более 50 %)

60 400

63,8 %

38 508

0,90

34 657

4 000

1 663,5

2 зона (35,1 %-50,0 %)

54 100

43,6 %

23 606

0,80

18 885

4 750

1 076,4

3 зона (20,1 %-35,0 %)

96 400

26,3 %

25 400

0,70

17 780

5 500

1 173,5

4 зона (10,1 %-20,0 %)

156 900

14,0 %

22 010

0,60

13 206

6 250

990,5

5 зона (менее 10,0 %)

251 000

6,1 %

15 190

0,50

7 595

7 000

638,0

Всего покупателей в зоне охвата

618 800

20,2 %

124714

0,74

92288

5013

5551,7

Частные покупатели за пределами зоны охвата: 2,5 % из 765 000 автомобилей в месяц

19 125

0,74

14 153

5 013

851,4

Всего частных покупателей

143839

0,74

106441

5013

6403,1

Оборот В2В клиентов (5 % от оборота частных покупателей)

320,2

Общий годовой оборот

6 723,2

Общий годовой оборот после поправки на интегральную оценку местоположения

(0,04L + 0,6), L = 6,60

5 808,9

 

На основе структуры затрат населения

На основе 2 метода оборот розничной торговли рассчитывается по следующей формуле:

где:

Т2 — потенциальный оборот гипермаркета, тенге в год,

Mi — население в зоне i. Значение округляется до сотен,

Pi — вероятность посещения (оценка проникновения) для зоны охвата i,

Gi — расходы населения зоны охвата на DIY продукцию, тенге в месяц на человека. Определяется как доля DIY продукции в структуре расходов населения, колеблется от 3–4 % в зависимости от уровня доходов,

Si — средняя доля гипермаркетов (DIY) в расходах населения составляет 75–90 % для зоны охвата i. Определяется на основе предположения, что чем больше вероятность визита, тем больше процент,

106E — 1 млн. тенге,

R — сумма клиентов (домашних хозяйств) за пределами зоны охвата. Определяется как процент (2,5 %) от еженедельного автомобильного трафика. Умножается на 2,9, чтобы получить количество населения. Расходы принимаются как средневзвешенное для зоны охвата і,

L — интегральный коэффициент местоположения. Уменьшает значение, но не более чем на 40 %,

(0,04L + 0,6) — поправка на интегральную оценку местоположения.

Согласно данным Комитета по статистике РК, средние расходы потребителя в г. Алматы составляли 60 247 тенге в месяц в 1 кв. 2015 г. Учитывая среднегодовой прогнозный рост потребительских расходов, в среднем потребительские расходы в г. Алматы в первый год работы OBI составят 64 884 тенге в месяц.

В зависимости от уровня заработной платы в различных районах г. Алматы в среднем потребительские расходы колеблются от 26 678 до 88 467 тенге в месяц.

Среднегодовой рост потребительских расходов на DIY группы товаров экспертно принят в диапазоне 3–4 %, в зависимости от общего уровня расходов.

По расчетам средние ежемесячные потребительские расходы на товары DIY будут составлять 1 469 тенге в месяц (без НДС).

 

Таблица 8

Оценка потенциального товарооборота на основе структуры расходов населения

Наименование зоны

Кол-во населения

Средние расходы на DIY на человека, тенге/ мес.

Средняя доля DIY гипермаркетов

Средние расходы в DIY гипермаркетах, тенге/ мес.

Вероятность посещаемости по методу Хаффа (%)

Потенциальное кол-во клиентов гипермаркета

Оборот в год, млн. тенге

1 зона (более 75 %)

175000

1339

90 %

1205

63,8 %

111571

1613,3

2 зона (50,1 %-75,0 %)

156900

1307

85 %

1111

43,6 %

68462

912,7

3 зона (25,1 %-50,0 %)

279600

1339

80 %

1071

26,3 %

73671

946,8

4 зона (10,1 %-25,0 %)

454900

1699

75 %

1274

14,0 %

63814

975,6

5 зона (менее 10,0 %)

727800

1934

85 %

1644

6,1 %

44045

868,9

Всего покупателей в зоне охвата

1794200

1469

84 %

1234

20,2 %

361563

5317,4

Частные покупатели за пределами зоны охвата 2,5 % из 765 000 автомобилей в месяц и 2,9 чел. в домохозяйстве

1234

-

55463

821,3

Всего частных покупателей

6138,7

Оборот В2В клиентов (5 % от оборота частных покупателей)

306,9

Общий годовой оборот

6445,6

Общий годовой оборот после поправки на интегральную оценку местоположения

(0,04L + 0,6), L = 6,60

5569,0

 

Таким образом, интегральный индекс потенциала гипермаркета OBI составляет 6,60 (из 10) баллов.

Потенциальный оборот объекта — 5 808,9 млн. тенге в год с использованием 1 метода, или 5 569 млн. тенге в год с использованием 2 метода.

Окончательный результат рассчитывается как среднее из оборотов, оцененных с помощью двух различных методов и составит: 5 688,9 млн. тенге в год.

В целях повышения потенциального объема продаж в исследуемой локации возможно рекомендовать следующие мероприятия.

  1.               Направленная маркетинговая кампания:

                    Адресные маркетинговые мероприятия для целевой аудитории в густонаселенных районах Алматы: Алатауский, Алмалинский, Ауэзовский, Жетысуский;

                    Адресные маркетинговые мероприятия для потенциальных покупателей, проживающих в Каскелен, Талгар и других пригородах Алматы;

                    Маркетинговые мероприятия в районе строящихся новых жилых массивов (Алгабас и другие).

  1.                Оптимизация системы навигации и трафика клиентов (в дополнение к существующей):

                    Размещение рекламных щитов (навигационных знаков) вдоль основных транспортных магистралей города и около станций метро;

                    Размещение рекламных щитов (навигационных знаков) на перекрестках центральных улиц;

                    Размещение рекламных щитов рядом с основными конкурентами.

  1.                Оптимизация доступности и наглядности:

                    Организация трансфера автобусными маршрутами или дополнительных маршрутов общественного транспорта к объекту, связывая их с густонаселенными районами и транспортными узлами.

 

Литература:

 

  1.                Об уточненной численности населения Республики Казахстан на начало 2009–2015 гг. // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT100234 (дата обращения: 10.03.2016).
  2.                Ввод в эксплуатацию жилых зданий // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT104761 (дата обращения: 10.03.2016).
  3.                Валовой региональный продукт Республики Казахстан за 9 месяцев 2015 года // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT108390 (дата обращения: 10.03.2016).
  4.                Оплата труда в Республике Казахстан // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT105316 (дата обращения: 13.03.2016).
  5.                Розничная и оптовая торговля в Республике Казахстан // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT106381 (дата обращения: 13.03.2016).
  6.                Экономическая активность населения Казахстана // Комитет по статистике Республики Казахстан. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT101909 (дата обращения: 13.03.2016).
  7.                Брижашева О. В. Маркетинг торговли: учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 170 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle