Библиографическое описание:

Кульгачёв И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 477-483.



Ключевые слова: туризм, tourism, рейтинг, rating, индекс конкурентоспособности путешествий и туризма, TravelandTourismCompetitivenessIndex, подиндекс, subindex, Всемирный экономический форум, WorldEconomicForum, статистика, statistics.

Ведущие мировые экономические державы давно осознали экономические дивиденды, которые приносит туризм и делают многое для того, чтобы их страны были постоянно наполнены туристским потоком. Туризм в XXI в. является одним из ведущих направлений социально-экономического развития большинства государств и регионов мира [8, с. 39]. Туристский сектор экономики является не только одной из основных составляющих экономического роста и процветания, но и важным фактором решения социальных проблем: увеличение занятости населения, расширения спектра предоставляемых услуг, создание среднего класса в стране, обеспечивающего стабильность политической и экономической обстановки, а также является одним из индикаторов уровня жизни населения.
Немаловажное значение для формирования имиджа страны, как благоприятной для туризма и путешествий, является оценка мировым сообществом культурного потенциала, состояние безопасности и развития данной сферы экономики. Одной из составляющих формирования такого имиджа является и оценка организаторами Всемирного экономического форума в Давосе состояния развития туризма в странах мира в форме «Индекса конкурентоспособности путешествий и туризма» (The Travel & Tourism Competitiveness Index (далее — TTCI).
Эксперты Всемирного экономического форума впервые опубликовали рейтинг стран по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI) в 2007 году. Тот факт, что исследование регулярно повторяется, а количество стран в списке только увеличивается, подчеркивает одну из ведущих ролей туристской индустрии в мировой экономике.
Принятая система оценки стран по их конкурентоспособности в секторе TTCI в 2015 году охватило 141 страну. На опубликованный рейтинг TTCI будут ссылаться политики, экономисты и эксперты вплоть до февраля 2017 года. При подготовке отчета комбинировались данные из общедоступных источников, информации от международных организаций, а также экспертов в области туризма. Содержащийся в докладе межстрановый анализ факторов конкурентоспособности путешествий и туризма снабдил информацией для сравнений, которая полезна при принятии решений бизнесом, а также ценными фактами для правительств, стремящихся улучшить условия для путешествий. Исследование включает подробные описания каждой из экономик стран в списке, детализацию итогового положения в рейтинге, а также информирует о важнейших конкурентных преимуществах и неиспользованных возможностях. Анализируя структуру и содержание рейтинга TTCI, становится явным главное условие создания конкурентоспособного туристского продукта на мировом рынке — это комплексный подход страны к развитию туристской индустрии.
В 2015 году мировыми лидерами в секторе путешествий и туризма являются Испания (TTCI/5.31), Франция (TTCI/5.24) и Германия (TTCI/5.22). Россия в рейтинге стран по TTCI занимает 45 место с показателем индекса 4.08 [13]..

Таблица 1

Показатели отдельных стран в «Индексе конкурентоспособности путешествий итуризма» (TTCI-2015)

Страна

Место страны вTTCI / общий индекс

Место стра-ны впод-индексе А / показатель подиндекса

Место стра-ны впод-индексе В / показатель подиндекса

Место стра-ны впод-индексе С / показатель подиндекса

Место стра-ны впод-индексе D / показатель подиндекса

Испания

1 / 5.31

35 / 5.26

8 / 4.66

2 / 5.68

4 / 5.64

Канада

10 / 4.92

23 / 5.54

75 / 4.11

6 / 5.61

13 / 4.40

Норвегия

20 / 4.52

8 / 5.82

34 / 4.39

25 / 4.77

39 / 3.09

Мексика

30 / 4.36

87 / 4.34

60 / 4.22

56 / 3.83

9 / 5.05

Мальта

40 / 4.16

23 / 5.40

10 / 4.59

23 / 4.81

110 / 1.83

Россия

45 / 4.08

62 / 4.86

99 / 3.87

49 / 4.05

23 / 3.55

Источник: [13].
Несмотря на внешние факторы (санкции со стороны США и их западных партнеров) следует отметить (см. график 1) положительную динамику продвижения Российской Федерации в рейтинге с 68 места в 2007 году до 45 места в 2015 году. По сравнению с 2013 годом (63 место в таблице) наша страна поднялась в рейтинге на 18 позиций, несмотря на незначительное снижение показателя общего индекса (2013 г. — 4.16, а в 2015 году на 0.08 меньше). Сегодня узнаваема Россия не только признанными культурными мировыми туристическими центрами Москвою и Санкт-Петербургом, но и городами Сочи и Казанью. Продвижение России в TTCI можно объяснить успешно проведенными зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми (2014 г.), этапами чемпионата мира «Формулы-1», начиная с 2014 г., в городе-курорте Сочи, Всемирной летней Универсиадой в Казани (2013 г.), сложившейся устойчивой системой проведения крупных экономических форумов (Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Красноярск) и другими массовыми событийными мероприятиями, проводимыми в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

Рис. 1. Места Российской Федерации в «индексе конкурентоспособности путешествий и туризма» за 2007–2015 годы. Источники: [8], [9], [10], [11], [12], [13]

Для более глубокого анализа позиции России в рейтинге стран по конкурентоспособности в туризме следует рассмотреть рейтинг страны по каждому критерию за 2015 год, который представлен в отчете составителей рейтинга. Структура TTCI основана на 14 критериях, объединенных в 4 подиндекса.
Подиндекс A (показатель подиндекса России — 4,86) — «Благоприятная окружающая среда», включает в себя следующие критерии 5 критериев: бизнес среда (109 место, показатель 4.86), безопасность (126 место, показатель 3.95), здоровье и гигиена (6 место, показатель 6.9), людские ресурсы и рынок труда (38 место, показатель 5.83), готовность к развитию туризма в стране (46 место, показатель 4.83).
Позиции Российской Федерации в этом подиндексе отличаются большой вариативностью от 6 места по критерию «Здоровье и гигиена» в подиндексе A «Благоприятная окружающая среда» (показатель по критерию 6.9 и 6 место из 141 страны) до 126 места и показателю 3.95 по критерию «Безопасность» в том же подиндексе (лучший показатель по критерию «Безопасность» — 6.70 Финляндия).

Таблица 2

Общий индекс России, критерии ипоказатели подиндекса А (2007–2015 годы)

Критерии

2007

(124 страны)

2008

(130 стран)

2009

(133 страны)

2011

(139 стран)

2013

(140 стран)

2015

(141 страна)

Общий индекс России

Место / индекс

68/4.0

64/4.0

59/4.1

59/4.2

63/4.2

45/4.08

Подиндекс А «Благоприятная окружающая среда»

Место/ индекс

62/4.86

Бизнес среда

Место/ индекс

49/3.8

65/3.6

61/3.7

53/4.1

46/4.2

109/3.98

Безопасность

Место/ индекс

99/3.7

127/3.2

129/3.5

113/4.0

113/3.9

126/3.95

Здоровье и гигиена

Место / индекс

31/5.7

9/6.7

10/6.7

11/6.6

14/6.4

6/6.69

Людские ресурсы и рынок труда

Место / индекс

70/5.0

72/4.9

88/4.8

78/4.8

92/4.6

38/4.83

Готовность информационно-коммуникационных технологий

Место / Индекс

104/4.3

111/4.3

123/4.1

136/3.6

138/3.7

46/4.83

Источники: [8], [9], [10], [11], [12], [13].

Следует отметить, что по сравнению с 2007 годом страна потеряла 60 позиций по критерию «бизнес-среда», 27 — по критерию «безопасность». В то же время международными экспертами отмечены значительные усилия туристического бизнеса по внедрению в повседневную практику использования информационно-коммуникационных технологий (2007 г. — 104 место, 2015 г. — 46 место). На протяжении ряда лет страна занимает ведущие позиции по критерию «Здоровье и гигиена» (см. табл. 2).
Подиндекс B (показатель подиндекса России — 3,87) «Политика в области туризма и путешествий», содержит в себе критерии 4 критерия: определение приоритета отрасли туризма в стране (Россия. 90 место, показатель 4.33), международные коммуникации (Россия. 99 место, показатель 2.48), ценовая конкурентоспособность (Россия. 41 место, показатель 4.99), охрана окружающей среды (Россия. 106 место, показатель 3.70).

Таблица 3

Общий индекс России, критерии ипоказатели подиндекса В (2007–2015 годы)

Критерии

2007

(124 страны)

2008

(130 стран)

2009

(133 страны)

2011

(139 стран)

2013

(140 стран)

2015

(141 страна)

Общий индекс России

Место / индекс

68/4.0/

64/4.0

59/4.1

59/4.2

63/4.2

45/4.08

Подиндекс В «Политика в области туризма и путешествий»

Место/индекс

99/3.87

Определение приоритета отрасти туризма

Место / индекс

99/3.1

80/4.0

74/4.2

102/4.0

111/3.6

90/4.33

Международная открытость

Место/индекс

-

-

-

-

-

99/2.48

Ценовая конкурентоспособность

Место/ индекс

39/4.8

112/4.0

108/4.1

75/4.5

72/4.5

41/4.99

Экологическая обстановка

Место / индекс

113/3.0

117/3.8

114/3.9

98/4.2

134/3.5

106/3.70

Источники: [8], [9], [10], [11], [12], [13].

Наличие в стране «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», системная работа по реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», реализация региональных программ развития туризма и т. д. не убеждают международных экспертов, что туризм отнесен к приоритетным сферам развития (2007 г. — 99 место, 2015 г. — 90 место. См. табл. 3). До начала 2014 года активно прорабатывался вопрос о безвизовым въезде россиян в страны Шенгенской зоны. В связи с внешнеполитической обстановкой по вновь введенному критерию «Международной открытости» (99 место) в 2015 году страна продолжительное время будет ставиться международными экспертами на последние позиции, что не совсем корреспондируется с принимаемыми мерами органами власти по упрощению туристских формальностей, проведением массовых событийных мероприятий мирового уровня. По состоянию экологической обстановки Россия постоянно определяется на места за первой сотней, что должно стать предметом отдельного рассмотрения как властных структур, так и широкой общественности.
Подиндекс C (показатель подиндекса — 4,05) «Инфраструктура», содержит 3 критерия: инфраструктура воздушного транспорта (Россия. 22 место, показатель 4.42), наземная и водная инфраструктура (Россия. 92 место, показатель 3.09), туристическая инфраструктура (Россия. 54 место, показатель 4.65).
Таблица 4
Общий индекс России, критерии и показатели подиндекса С (2007–2015 годы)

Критерии

2007

(124 страны)

2008

(130 стран)

2009

(133 страны)

2011

(139 стран)

2013

(140 стран)

2015

(141 страна)

Общий индекс России

Место / индекс

68/4.0/

64/4.0

59/4.1

59/4.2

63/4.2

45/4.08

Подиндекс С «Инфраструктура»

Место / индекс

-

-

-

-

-

49/4.05

Инфраструктура воздушного транспорта

Место / индекс

21/4.2

33/4.1

30/4.4

30/4.3

33/4.3

22/4.43

Наземная и водная инфраструктура

Место / индекс

65/3.5

83/3.3

81/3.2

95/3.1

93/3.1

92/3.09

Туристическая инфраструктура

Место/ индекс

58/3.2

66/3.3

60/3.5

45/4.6

40/4.9

54/4.65

Источники: [8], [9], [10], [11], [12], [13].

По сравнению с 2007 годом по критерию «Наземная и водная инфраструктура» Россия потеряла 37 позиций. Наземная инфраструктура хуже не стала. Что же касается водной, то неудовлетворительное состояние морских вокзалов и речных причалов имеет место, старение круизных теплоходов продолжается и практически не ведется строительство новых, принятая классификация пляжей не набирает силу и как следствие обустроенность мест для проведения активного отдыха оставляет желать лучшего.
В последние годы стали узнаваемыми не только города Москва и Санкт-Петербург, но и Казань, претендующая на звание «третьей столицы России». Следует отметить, что многое сделано по развитию туристической инфраструктуры в городах черноморского побережья Краснодарского края. Город-курорт Сочи столица Зимней олимпиады и параолимпийских игр 2014 года. Самая длинная набережная в мире в городе Геленджик. Город с пляжами занимает 102 километра. Существенно улучшена туристическая инфраструктура и других городах побережья. Значительно расширены возможности для путешествий и туризма в России в связи с присоединением Крыма [2,4], обладающего огромным рекреационным потенциалом. В то же время, мотивация посещений туристских дестинаций в низкий сезон остается не высокой.
Подиндекс D (показатель подиндекса России — 3,55) «Природные ресурсы и культурное наследие», включает в себя критерии (2 критерия): природные ресурсы (Россия. 34 место, показатель 3.77), культурное наследие и деловой туризм (Россия. 21 место, показатель 3.32). В данном подиндексе Россия занимает более высокое место в сравнении с другими.

Таблица 5

Общий индекс России, критерии ипоказатели подиндекса D (2007–2015 годы)

Критерии

2007

(124 страны)

2008

(130 стран)

2009

(133 страны)

2011

(139 стран)

2013

(140 стран)

2015

(141 страна)

Общий индекс России

Место / индекс

68/4.0/

64/4.0

59/4.1

59/4.2

63/4.2

45/4.08

Подиндекс D «Природные ресурсы и культурное наследие»

Место/индекс

23/3.55

Природные ресурсы

Место/ индекс

41/4.7

22/4.6

23/4.6

27/4.4

37/4.3

34/3.77

Культурное наследие и деловой туризм

Место / индекс

34/3.6

30/3.9

35/3.7

39/3.5

21/3.32

Источники: [8], [9], [10], [11], [12], [13].

Места России по критериям «Природные ресурсы» и «Культурное наследие и деловой туризм» существенных изменений в течении ряда лет не претерпевают (см. табл. 5). В то же время, как представляется, они заслуживают более высокой оценки мировым сообществом.
Анализ приведенных данных показывает, что относительно сильными сторонами Российской Федерации в Индексе TTCI являются здравоохранение, культурное наследие, инфраструктура воздушного транспорта, а также богатые природные ресурсы (от 6-го до 34 места).
В свою очередь, значительное негативное влияние на формирование имиджа страны как благоприятной для туризма и путешествий оказывает устойчивое сложившиеся мнение о состоянии безопасности в стране, качестве инфраструктуры наземного транспорта, слаборазвитая предпринимательская активность и бизнес-среда (109 место), охрана окружающей среды (106 место). На данный момент, среду путешествий и туризма в Российской Федерации международные эксперты оценивают как неблагоприятную.
Трудности выхода России в страны лидеры по индексу конкурентоспособности в туризме TTCI вполне осязаемы: неблагоприятная внешнеполитическая обстановка; недобросовестная конкурентная борьба за туристские потоки; субъективная оценка состояния ряда рассматриваемых показателей, особенно по критериям: «Безопасность (126 место)», «Определение приоритета отрасли туризма в стране» (90 место), «Бизнес среда» (109 место), «Природные ресурсы» (34 место) международными экспертами и т. д.
Однако, всё это, не освобождает от необходимости предпринимать меры по целенаправленной работе совершенствования форм и методов борьбы с преступностью, специализирующейся на туристах и экскурсантах, сокращению количества происшествий и аварий на туристских и экскурсионных маршрутах, росту доверия к правоохранительным органам, планомерной работы по улучшению наземной, водной и туристической инфраструктуры, продвижению имиджа страны, как благоприятной для туризма и путешествий и т. д.
Выводы:
1. На фоне обостренной политической обстановки в мире, от субъективной оценки международных экспертов состояния развития отечественной сферы путешествий и туризма будет сложно освободиться в ближайшем будущем. Так или иначе, последние события участвуют в формировании негативного имиджа страны как неблагоприятной для туризма на международном уровне. Возвращение исконно русских земель в состав Российской Федерации, обладающих уникальными туристско-рекреационными ресурсами [2,4] также не добавит соответствующих дивидендов при проведении очередного рейтинга стран по индексу конкурентоспособности в туризме TTCI в 2017 году.
Российские средства массовой информации, которые в своей работе для повышения рейтингов, как правило, сосредотачивают усилия на освещении происшествий, аварий, преступлений, на том, что будет обсуждаемо в первую очередь. Значительные средства тратятся телевизионными каналами для показа привлекательных и экзотических зарубежных стран. Отечественным СМИ не удается в полной мере увидеть и показать российские достопримечательности, направить свои усилия на формирование мотивации посещений отечественных туристских дестинаций.
В связи с этим, средствам массовой информации следует проделать ряд шагов в сторону позитивного освещения туристской политики в Российской Федерации, а также усилий органов власти по формированию туристской инфраструктуры и привлекательного отечественного туристского продукта.
2. Продвижение Российской Федерации в рейтинге «The Travel & Tourism Competitiveness Index» не сама цель. Однако, в большинстве стран TTCI является инструкцией для правительства, так как предоставляет информацию о конкурентных преимуществах и недостатках, охватывающую разные сферы деятельности страны и не только сферы туризма. Учитывая этот факт, следует признать, что недооценка одного из значимых рейтингов конкурентоспособности сферы путешествий и туризма может привести к нерациональной расстановке приоритетов развития туристской индустрии страны.
3. TTCI помогает в определении наиболее значимых направлений действий для государства и предпринимательства. Для улучшения позиции страны на мировом туристическом рынке необходим системный анализ информационных источников, используемых международными экспертами Всемирного экономиче6ского форума. От того, какая информация используется для формирования массива данных с целью проведения кластерного анализа с помощью компьютерной программы «STATISTICA» [7, с. 89] и выводится соответствующий результат.
Ежегодно по заказу Ростуризма проводятся всевозможные научные исследования, начиная от НИР «Разработка комплекса мер по развитию туристских экспедиционных маршрутов в полярных регионах Российской Федерации» и заканчивая НИР «Разработка рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию социальных сервисов в сфере туризма» в 2015 г. Было бы целесообразным направить выделяемые бюджетные ресурсы на научные исследования и на анализ факторов, влияющих на формирование туристского имиджа страны.
4. Как представляется, усилия, предпринимаемые Россией по подготовке к футбольному мундиалю 2018 года, будут способствовать приведению инфраструктуры туристских дестинаций до мирового уровня не только 11 городов, принимающих футбольные матчи. Болельщики ряда стран, как потенциальные туристы, увидят новые возможности для организации путешествий и отдыха. Проводимые массовые событийные мероприятия мирового уровня будут и в дальнейшем способствовать продвижению имиджа страны как благоприятной для путешествий и туризма. Учитывая огромный потенциал нашей страны для развития путешествий и туризма, дальнейшее наращивание усилий по обеспечению безопасности, созданию современной туристической инфраструктуры мы вправе ожидать дальнейшего продвижения России в рейтинге стран по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI), что, безусловно, должно сказаться на росте въездного и внутреннего туризма.

Литература:

  1. Глубокова В. С. Конкурентоспособность Российской Федерации в международном туристическом бизнесе. //Экономика. Управление. Право. № 4 (30), 2013. — С. 47–51.
  2. Козлов Д. А. Туристский потенциал Крыма. /Тенденции социально-экономического развития регионов: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа. 12 мая 2014). — Уфа, Издательство Аэтерна, 2014. — С. 70–73.
  3. Кульгачёв И. П. Экономика туризма: Учебное пособие. — М.: Изд-во РГТЭУ, 2011. — С. 39.
  4. Лайко М. Ю., Попов Л. А., Скобкин С. С., Козлов Д. А. Развитие туристических ресурсов Крыма в составе Российской Федерации. //Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2015. № 4 (82). — С. 74–83.
  5. Мищенко Я. В. Межстрановой анализ конкурентоспособности туристской отрасли. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 12–4, 2015. — С. 708–712.
  6. Сафанова Н. Н. Анализ национальной конкурентоспособности туризма и путешествий: выводы для стран СНГ. //Экономический анализ: теория и практика. № 30 (429), 2015. — С. 53–64.
  7. Цыганов С. А., Юрченко Е. Е., Юрченко С. А. Конкурентоспособность стран мира на мировом туристическом рынке. //Региональные исследования. № 1 (47), 2015. — 88–95.
  8. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2007: Furthering the Process of Economic Development / Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2008 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_2007.pdf
  9. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2008: Balancing Economic Development and Environmental Sustainability/ Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2008 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_ 2008.pdf.
  10. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009: Managing in a Time of Turbulence/ Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2009 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_ 2009.pdf.
  11. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011: Beyond the Downturn / Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2011 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_2011.pdf.
  12. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013: Reducing Barriers to Economic Growth and Job Creation/ Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2013 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TT_Competitiveness_Report 2013.pdf.
  13. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015: Growth through Shocks / Jennifer Blance. Thea Chiesa. — World Economic Forum, 2015 [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle