Библиографическое описание:

Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Морозов О. Г. Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 860-863.



Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организма, на развитие физических качеств, в процессе практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, фитнес, кроссфит, функциональный тренинг,психофизические качества, профилактика, управленческая деятельность.

В высшей школе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является важным направлением физической культуры. Главная задача ППФП — это развитие профессионально важных физических умений, навыков и воспитание психических качеств, которые позволяют сохранять высокую производительность труда. Поэтому требуется адекватный выбор средств и методов ППФП. Из этого логично следует, что цель ППФП — это рациональное применение средств, методов и форм физической культуры и спорта в достижении и поддержании на базе ОФП высокого уровня развития психических и физических качеств, необходимых в освоении той или иной профессии.

Северо-Западный институт управления (СЗИУ) осуществляет подготовку государственных и муниципальных служащих. Особенностью управленческой деятельностью является гипокинезия и гиподинамия: рабочее положение — сидя, наклонившись вперед; загруженность мышц кисти и предплечья; многочасовая работа за компьютером приводит к заболеваниям органов зрения. Сущностью ППФП является сохранение высокого уровня функционирования ССС; улучшение общей выносливости, совершенствование силовых способностей, ловкости, подвижности суставов и координации движений, а так же обеспечение эффективной адаптации организма к своеобразным нюансам трудовой деятельности управленцев. Государственная служба предъявляет к личности требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания работы. По социально-психологическим характеристикам профессиональная деятельность госслужащего связана с ответственностью за принимаемые решения и их последствия, с нерегламентированным режимом труда и иными особенностями, присущими для деятельности государственного служащего в современных условиях.

Многогранность управленческой деятельности накладывает отпечаток и на личностные характеристики управленца. А также указывает на особые психические качества:

 концентрация, переключение и концентрация внимания;

 оперативное, аналитическое мышление;

 память (кратковременная и долговременная);

 тактичность;

 выдержанность и самообладание;

 целеустремленный настрой;

 независимость в принятие решений;

 коммуникабельность.

Качественное улучшение работоспособности студентов зависят от выбора средств и методов физической культуры. Немаловажно отметить, что общая физическая подготовка (ОФП) формирует базу для удачной профессиональной деятельности. ОФП выражается через факторы физической работоспособности: состояние здоровья; уровня физического развития; уровня аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма; силы, мышечной выносливости и др.

Цель нашего исследованияразработать и опытным путём аргументировать использование кроссфита в профессионально-прикладной физической подготовке студентов.

Для решения данной проблемы нами определен ряд задач:

 сформировать двигательные умения и навыки, обеспечивающие высокий уровень интенсивности и личной производительности труда будущих специалистов;

 определить результативные комплексные средства физической культуры, развивающие физические качества;

 разработать и экспериментально протестировать комплексы по кроссфиту, формирующие профессионально важные свойства и качества личности специалиста;

 повысить объем занятий физической культурой путем самостоятельных занятий в свободное время.

Для выявления видов спорта, физических, психофизических качеств, важных государственным служащим в профессиональной деятельности, нами предложено студентам разных факультетов составить профессиограмму. Содержание профессиограммы включало характеристику производственного процесса, организацию труда, двигательную активность, психофизические нагрузки, санитарное описание условий труда. Представленная структура профессиограммы, позволяет определить профессионально значимые физические и психические качества специалиста в области управления.

В проведение исследования участвовали студенты факультетов СЗИУ: факультет Социальных технологий (ФСТ); факультет Международных отношений (ФМО) и факультет Государственного и Муниципального Управления (ФГиМУ). Всего приняло участие в исследование 118 студентов.

Проанализировав результаты, нами было установлено, что 37,2 % респондентов предпочитают заниматься функциональным тренингом и циклическими видами спорта (бег, лыжи, плавание и т. д.). 27,9 % респондентов желали бы заниматься фитнесом. Игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол, футбол), воспитывающими командный дух и взаимовыручку, желали бы заниматься 24,6 % респондентов и 10,3 % студентов желают заниматься различными единоборствами и другими видами спорта. На основании полученных данных мы ранжировали по значимости важные прикладные физические и психофизические качества (табл. 1).

Таблица 1

Физические качества

Психофизические качества

Психические качества

1

Общая выносливость

Настойчивость

Оперативное мышление

2

Быстрота

Внимание

Стрессоустойчивость

3

Координация

Сосредоточенность

Коммуникабельность

4

Гибкость

Самообладание

Память

5

Решительность

Занятия фитнесом имеют наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи, регулярные занятия позволяют увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.129].

На протяжении последних 5–7 лет на занятиях по физической культуре в СЗИУ уже используются современные и популярные среди молодежи фитнес направления: классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол, комплексы упражнений с фитнес — оборудованием, упражнения на тренажерах. Преподавательским составом кафедры вводится в практические занятия старших курсов функциональный тренинг в виде кроссфита.

Кроссфит — это высокоинтенсивный тренинг разнообразных мышечных групп (порой одновременно нескольких), который осуществляет тренировку сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма. Основу кроссфита составляет чередование аэробных и силовых упражнений. А принцип тренировок заключается в разнообразии и цикличности нагрузок всех типов (аэробной, силовой, гимнастической). Комплексный характер тренировок предлагает сбалансированную равномерную нагрузку и соответствующий отдых всех мышечных групп. Особенностью кроссфита является разносторонность воздействия упражнений на организм, улучшающие физические показатели: силу, работоспособность, мощность и координационные способности. Достаточно хорошо развитые координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.) [1, с.1039]. Кроссфит это эффективный функциональный тренинг, который доступен многим вне зависимости от физических способностей.

Положительным эффектом кроссфита является:

Доступность и гибкость системы позволяет выбор комплекса по своим физическим возможностям.

Максимальный эффект за минимальное время.

Функциональность: исключение изолированных упражнений на тренажёрах. Большую часть комплексов можно выполнять на импровизированных площадках с использованием подручного материала.

Безопасность:большинство движений подсказаны матушкой природой.

Постижение большого количества движений (гимнастика, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, прыжки, легкая атлетика, акробатика и т. д.).

Тренировки проводятся в группе(10–15 человек), мини-группе (5–6 человек) и индивидуально.

Включая в программу по ППФП занятия кроссфитом развиваются и совершенствуются специально-прикладные физические качества:

 общая выносливость;

 быстрота;

 координация.

Занятия кроссфитом способствуют совершенствованиюприкладных психофизических качеств:

 настойчивости;

 внимания;

 сосредоточенности;

 самообладания;

 решительности.

На занятиях по кроссфиту развиваются прикладные психические качества:

 оперативное мышление;

эмоциональная устойчивость;

 коммуникабельность;

 память.

Всевозможные упражнения, элементы разных видов спорта, используемые в комплексах кроссфита, способствуют:

 коррекции осанки;

 устранению застойных явлений в области таза и нижних конечностей;

 профилактике шейных остеохондрозов, пояснично-крестцовых радикулитов, перенапряжений и нервно-мышечных заболеваний плечевого пояса;

 смене вида деятельности;

 повышению концентрации и устойчивости внимания;

 оперативному мышлению;

 положительному эмоциональному фону занятий.

Кроссфит тренировка — это круговая тренировка, при которой совершенно разные по типу упражнения могут быть совмещены в комплексы. Все упражнения, применяемые в тренировках можно разделить на три составные части:

Кардио — бег, плавание, гребля, велосипед, и др..

Гимнастика и упражнения с собственным весом — подтягивания, отжимания, приседания, выпады, прыжки со скакалкой, выпрыгивания, стойки и т. д.

Силовые со свободным весом — пауэрлифтинг и тяжелая атлетика.

Плотность и интенсивность тренировок по системе кроссфит достаточно высокие, поэтому их продолжительностьсоставляет до 30 -60 минут (вместе с разминкой и заминкой), включающиеобязательный отдых для всех мышечных групп. Кроссфит — тренировка состоит из разминки, основной части и заминки. Основная часть тренировки содержит от 1 до 3–4 комплексов. Продолжительность выполнения одного комплекса — от 8 до 20 минут, аэробные и силовые упражнения чередуются.Комплекс — это ряд упражнений, которые идут в определенном порядке и сочетании, например: сила и ловкость, выносливость и ловкость, выносливость и сила.Классические комплексы состоят из нескольких сетов, которые нужно выполнять по кругу. Например: выполнить 5 сетов на время: 5 подтягиваний, 10 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, 15 приседаний. В комплексах по кроссфиту совмещают все возможные режимы мышечной работы, что обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры и адаптирует организм к меняющимся условиям окружающей среды. Занятия по системе кроссфита способствуют повышению мотивации к практическим занятиям физической культурой.

Таким образом, использование кроссфита дает возможность повысить общую физическую и функциональную подготовленность студентов и заслуживает более широкого использования на занятиях физической культуры на различных факультетах СЗИУ. По нашему мнению, включение в учебную программу по физической культуре занятий по системе кроссфита является оптимальным средством решения задач по развитию не только физических, но и личностных качеств, способствующих формированию готовности к управленческой деятельности.

Литература:

  1. Морозова Л. В. Влияние фитнес — аэробики на совершенствование координационных способностей студентов / Л. В. Морозова, Т.И Мельникова, О. П. Виноградова // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). С.1039–1041.
  2. Морозова Л. В. Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова //Управленческое консультирование. — 2013. — № 6 (54). — С.128–134.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle