Библиографическое описание:

Иртыщева И. А., Салитра А. Р. Стратегия концентрации как один из способов повышения эффективности реализации продукции в агропромышленном комплексе Республики Крым // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 442-447.



В статье рассматривается понятие «стратегии управления экономической деятельностью» Агропромышленного комплекса Республики Крым на современном этапе развития экономики в зависимости от географических и климатических условий. На основе статистических данных проанализировано внешнюю экономическую деятельность данной территории, объёмы реализации сельскохозяйственной продукции по их видам, объёмы реализованной продукции перерабатывающей промышленности, а также финансовые результаты предприятий, занимающиеся пищевой промышленностью в 2009–2015 годах. Дано обоснование использования стратегии концентрации как одного из способов повышения эффективности создания и реализации продукции Агропромышленного комплекса на территории Республики Крым.

Ключевые слова: стратегия, экспорт, импорт, внешнеторговый баланс, темпы роста/сокращения, управление реализацией продукции, экономическая деятельность, агропромышленный комплекс, прибыль, совокупный финансовый результат.

Постановка проблемы. Долгосрочная эффективная работа любого предприятия определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих стабилизировать и приумножить его производственно-экономический, технический и инновационный потенциалы, тем самым повысить конкурентоспособность продукции на том или ином сегменте рынка. Поэтому необходимой и первостепенной задачей для любой фирмы или организации является правильный выбор её стратегии развития на всех уровнях производственно-экономических отношений [2, с.72].

Стратегические пути решения проблемы на всех этапах создании и реализации продукции были рассмотрены в работах Артур Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда ІІІ, М. Портера, С. Масютина, С. Ищука, И. Гуркова, А. Гольцова и др.

Однако открытым остаётся вопрос о реализации стратегии развития предприятия в зависимости от критичности ситуации на внешних и внутренних рынках сбыта продукции, типа продукции, а также от географических особенностей территории, на которой расположена организация. Поэтому целью статьи является анализ преимуществ и недостатков эффективности стратегического управления предприятий пищевой промышленности для предоставления дальнейших рекомендаций.

Методы. Во время написания статьи нами было использованы анализ и систематизация статистических данных объёмов реализации агропромышленной продукции на внутренних рынках сбыта, структуре и динамике внешнеторговых отношении пищевой отрасли, а также совокупному финансовому результату предприятий Агропромышленного Комплекса Республики Крым за 2009–2015 года.

Результаты. Комплекс Причерноморского района Украины по производству продовольственных товаров охватывает группу отраслей, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырьё и морские ресурсы. Важное место среди этой группы занимает изготовление винной, консервной, мясной, молочной и подсолнечной продукции, доля которых в общей структуре сельскохозяйственной продукции всей страны занимает боле 35 %.

Что касается Республики Крым, то, находясь ещё в составе Украины, её высокоразвитыми отраслями являлись производство винной и животноводческой продукции. Так, за последние несколько лет в некоторых административных районах данной территории (к примеру, Бахчисарайском и Джанкойском) виноградники занимают 9–12 % от всей земельной площади, а производство и переработка мясной и молочной продукции — более 50 % [1, с.261–263].

Однако вместе с тем, существует и ряд проблем в реализации продукции пищевой промышленности, среди которых одной из основных является некачественной планирование производства на предприятиях Агропромышленного комплекса. Поэтому, для того, чтобы рассмотреть более детально проблемы и перспективы выбранной территории в пищевой отрасли, следует провести анализ объёмов всей реализованной аграрной продукции на внешних и внутренних рынках сбыта, который состоит из нескольких этапов.

Первый этап заключается в оценки динамики объемов реализованной сельскохозяйственной продукции в зависимости от её вида (Таблица 1):

Как можно наблюдать в Таблице 1, на протяжении всего расчётного периода наибольшие объёмы реализации имела мясная продукция, доля которой в общей структуре составила в среднем 34,90 %.

Также, динамика и данной группы товаров, и темпы роста реализации яиц практически всегда были положительными: только в 2012–2013 годах в обеих группах наблюдалось сокращение темпов роста до 0,85 и 0,65 в относительном и на 1242,16 млн. руб. и 428,26 млн. руб. в абсолютном эквивалентах соответственно. При этом, на конец 2015 года доля мясной и яичной продукции в общем объёме реализованных сельскохозяйственных товаров увеличилась до 66,11 % и 13,49 %.

Таблица 1

Показатели

Объёмы реализованной сельскохозяйственной продукции, млн.руб.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.Растениеводство:

Зерновые культуры

4136,78

4304,45

7483,78

4223,34

3393,53

5681,8

0,0

Семена подсолнуха

89,66

295,02

505,68

724,7

952,16

1174,73

0,0

Картофель

1869,26

2159,52

2646,99

1243,77

2953,09

2408,35

0,0

Овощи

3495,68

4539,14

4116,91

2973,54

4826,96

2973,34

0,0

Плоды и ягоды

692,46

842,71

1202,67

1170,9

1378,87

1347,11

0,0

2. Животноводство:

Мясная продукция

5769,79

6425,01

7016,14

7996,62

6754,46

7760,54

8933,31

Молоко

2296,57

3143,73

3268,97

2751,92

2914,48

2939,41

2756,76

Яйца

840,06

1108,34

1213,59

1237,58

809,32

1230,6

1823,34

Всего

19190,26

22817,93

27454,73

22322,37

23982,86

25515,88

13513,42

Подобную динамику имеет и молочная продукции предприятий, средняя доля которой за расчётный период составила 13,44 %, однако темпы роста в 2012 и 2015 годах сократились, а абсолютная динамика объёмов реализованной продукции составила -577,05 млн. руб. и -182,65 млн. руб. соответственно. Тем не менее, за тот же период времени доля молочной продукции в общей структуре сельскохозяйственной продукции увеличилась до 12,33 % и 20,40 %.

Неоднородную динамику на протяжении всего данного периода имели зерновые культуры, плодоовощные культуры и картофель. Так, с 2009 по 2011 года объёмы реализации этих групп постоянно росли в стоимостном выражении, составив 7483,78 млн. руб., 1202,67 млн. руб. и 2646,99 млн. руб. соответственно. Но уже в 2012 году их темпы роста стремительно сократились до 0,56, 0,97 и 0,47, а их доли в общем объёме равнялись 18,92 %, 5,25 % и 5,57 %.

Подобную ситуацию в реализации продукции имели и овощи, доля которых в общей структуре сельскохозяйственной продукции составила в среднем 14,03 %. Помимо прочего, в 2009–2010 гг. и в 2012–2013 годах наблюдалось увеличение суммы реализации продукции данного вида (на 1043,46 млн. руб. и 1853,42 млн. руб.). Однако на конец расчётного периода данная группа, как и вся реализованная продукция растительного происхождения, стремительно снизила свои темпы роста и сократилась до 0 млн. руб. в стоимостном выражении.

Постоянную положительную динамику реализации продукции за весь расчётный период имели лишь семена подсолнуха, сумма которых в 2014 по сравнению с базовым годом увеличилась в 13,10 раза и составила 1174,73 млн. руб., но уже в 2015 году данная группа товаров также сократила объёмы своей продукции до 0.

Следующим этапом оценки внутриэкономической деятельности предприятий АПК Республики Крым является изучение динамики объёмов реализованной продукции перерабатывающей промышленности в целом и её пищевого сектора, являющимся вторым составляющим всей пищевой промышленности данной территории (Таблица 2):

Таблица 2

Период

Объём реализованной продукции перерабатывающей промышленности, млн. руб.

Доля продукции пищевого сектора во всей продукции перерабатывающей промышленности,%

Всего продукции перераба­тывающей промышленности

Вт.ч., пищевой сектор

2009

29800,06

14848,69

49,83 %

2010

32202,57

13895,67

43,15 %

2011

39469,14

16456,73

41,70 %

2012

44473,43

20862,29

46,91 %

2013

46620,29

21177,14

45,42 %

2014

40495,97

16013,26

39,54 %

Исходя из Таблицы 2, объём продукции всей перерабатывающей промышленности в основном имел положительную динамику: с 2010 по 2013 его абсолютная величина увеличилась на 7266,17 млн. руб., 5004,29 млн. руб. и 2146,86 млн. руб. соответственно. Однако, наконец 2014 года темпы роста сократились до 0,87, а сумма реализованной продукции уменьшились на 5124,32 млн. руб.

Соответствующий характер изменений объёмов реализации имел и пищевой сектор перерабатывающей промышленности, так как в 2010–2013 годах его темпы роста на 18 %, 27 % и 2 % соответственно. Но уже в течение 2013–2014 гг. динамика объёмов пищевой продукции сократилась на 24 % в относительном и 5163,88 млн руб. в абсолютном выражениях. Также доля пищевой продукции в общей структуре перерабатывающей промышленности носила неоднородный характер: в 2009–2011 и 2013–2014 годах этот показатель сокращался на 6,68 %, 1,45 %, 1,49 % и 5,88 % соответственно. Однако его среднее значение в течение всего расчётного периода составило 44,43 %, что свидетельствует о весомом значении данного вида деятельности в перерабатывающей промышленности Республики Крым.

Третьим необходимым шагом для дальнейших выводов и рекомендаций являлся анализ внешней экономической деятельности предприятий Агропромышленного комплекса на территории Республики Крым. Результаты расчётов представлены на Рис.1:

Рис. 1. Структура внешней торговой деятельности предприятий АПК Республики Крым в 2009–2015 годах

Как можно видеть на Рис.1, динамика доли экспорта пищевой продукции в общей структуре внешнеторгового баланса (далее — ВТБ) носила негативный характер. Так, её увеличение в общем объёме внешнеторговых отношений агропромышленных предприятий Республики Крым было лишь в 2012 и 2014 годах (48,06 % и 95,51 % соответственно), однако в течении 2009–2011, 2013 и 2015 гг. имело место сокращения темпов роста объёма экспорта пищевой продукции на 15,96 %, 7,46 %, 9,03 % и 66,47 % соответственно. При этом, если в 2012 году также увеличивались и объёмы экспорта в денежном эквиваленте (на 87574,29 млн. руб.), то на момент 2014 года увеличение его доли произошло только из-за сокращения суммы импортных товаров (на 286579,71 млн. руб.).

Обратно пропорциональный характер имела реализация импортной пищевой продукции на данной территории, так как динамика её объёмов с 2009 по 2013 и в 2014–2015 годах постоянно увеличивалась на 42000,57 млн. руб., 20710,29 млн. руб., 74319,14 млн. руб., 56514,57 млн. руб. и 97852,86 млн. руб. соответственно. Это привело к повышению доли импорта в общей структуре ВТБ до 70,96 % в конце расчётного периода.

Таким образом, в результате данных изменений в структуре сальдо от внешнеэкономической деятельности пищевой промышленности Республики Крым имело в основном негативную динамику за весь расчётный период (кроме 2014 года, когда финансовые результаты увеличились на 209840,29 млн. руб.). Так, в 2009–2011 годах итоговая сумма от внешнеэкономической деятельности предприятий Агропромышленного комплекса Республики Крым сократилась на 99047,43 млн. руб. и 43532,00 млн. руб., а уже в конце 2015 года сальдо от торговой деятельности вновь снизилось, составив -60855,71 млн. руб.

Последним этапом анализа эффективности реализации пищевой продукции на внутренних и внешних рынках сбыта стал расчёт динамики финансовых результатов предприятий Агропромышленного комплекса Республики Крым с 2009 по 2014 год. Результаты расчётов отображены на Рис. 2:

Рис. 2. Абсолютная динамика финансовых результатов предприятий Агропромышленного комплекса Республики Крым за 2009–2014 года

Согласно Рис. 2, динамика финансовых результатов сельскохозяйственной продукции имела положительный характер только в 2011 и 2014 годах, когда её величина возросла на 1107194,57 млн. руб. и 496893,46 млн. руб. соответственно. При этом, совокупный финансовый результат от реализации данного вида продукции в 2009–2012 гг. был всегда положительным, что свидетельствует о прибыльности этой части Агропромышленного комплекса на данной территории. Но уже в 2013–2014 годах сумма от реализации продукции в сельскохозяйственной деятельности начала стремительно сокращаться, принося убыток в размере 500968,86 млн. руб. и 4075,40 млн. руб. соответственно.

Что же касается пищевого сектора перерабатывающей промышленности, его динамика финансовых результатов за последние два года сократилась на 309214 млн. руб. и 71101,63 млн. руб. соответственно, а темпы роста в 2014 году по отношению к базисному (2011 году) снизились до 0,46. При этом, на протяжении 2011–2014 годов этот сектор пищевой промышленности постоянно имел положительный совокупный финансовый результат, а значит — был прибыльным на протяжении всего периода времени, что свидетельствует о правильном планировании в создании и реализации продукции данного сектора.

Таким образом, итоговый финансовый результат всего Агропромышленного комплекса Республики Крым за расчётный период имеет неоднородную динамику, которая сокращалась на 174166,29 млн. руб., 1333310,00 млн. руб. и 936033,00 млн. руб. в 2010, 2012 и 2013 годах. При этом, убыток от реализации пищевой продукции предприятия имели лишь в 2013 году, когда он составил -232420,29 млн. руб., что свидетельствует и о прибыльности данного вида продукции на территории Республики Крым, и о дестабилизации стратегии управления в пищевой промышленности.

Выводы. Таким образом, основываясь на полученных результатах, мы можем сказать следующее:

 В Агропромышленном комплексе Республики Крым на протяжении всего расчётного периода наибольшую часть занимает сельскохозяйственная деятельность, доля которой в общей структуре в среднем составляла 63,90 %, из которых 26,60 % и 37,30 % занимают производство продукции растительного и животного происхождения соответственно. Это свидетельствует о том, что до 2014 года предприятия, которые занимались реализацией продукции пищевой промышленности, имели стратегию диверсификации, т. е. изготовлением и сбытом разновидной продукции. Однако уже в 2010–2015 гг. вся деятельность данных предприятий была направлена на реализацию продукции исключительно животного происхождения, что говорит о внедрении и использовании стратегии специализации, а именно — фокусировании определённого вида продукции на одном сегменте рынка сбыта товара. Причиной того стало снижение финансовых результатов от сельскохозяйственной деятельности до 0,19 в 2012 году по сравнению с 2009, а также неоднородная динамика экспорта от внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, следствием стратегии специализации стало резкое увеличение импорта продукции на 66,53 %;

 Средняя доля пищевого сектора перерабатывающей промышленности составила больше трети (36,10 %) в общей структуре пищевой промышленности за тот же расчётный период времени, что говорит нам о важности данного рода деятельности в Агропромышленном комплексе Республики Крым. При этом, в перерабатывающей промышленности в частности его доля в общей структуре в среднем за период составила 44,43 %, но на конец 2014 года абсолютная динамика объёмов продукции сократилась на 5163,88 млн. руб., что говорит о необходимости стабилизации этого сектора пищевой промышленности;

 Внешнеторговая деятельность пищевой промышленности на протяжении всего расчётного периода носила переменчивый характер. Так, средняя доля экспортных услуг во внешнеторговом балансе Республики Крым преобладала на импортной продукцией (53,81 % и 46,19 % соответственно), но на конец 2015 года импорт в пищевой отрасли увеличился в 19,92 раза по сравнению с 2009, а экспорт — сократился до 0,38 за тот же период времени, что привело к отрицательному сальдо на конец расчётного периода;

 Динамика совокупного финансового результата предприятий, занимающихся сельскохозяйственной продукцией, в конце 2011 года увеличилась в 2,38 раза по сравнению с 2009, что привело к повышению прибыли во всей пищевой отрасли в 3,01 раза за аналогичный период. Тем не менее, несмотря на постоянную рентабельность продукции пищевого сектора перерабатывающей промышленности, из-за резкого сокращения итоговой суммы от реализации продукции сельского хозяйства, совокупный финансовый результат предприятий всего Агропромышленного комплекса сократился, а его динамика в 2014 году по сравнению с базовым годом составила 0,28.

В результате этого, одним из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности агропромышленной продукции данной территории является внедрение стратегии концентрации, суть которой состоит в том, что усилия фирмы сосредотачиваются на одном продукте, определенной группе покупателей или географическом сегменте рынка. Как и дифференциация, фокусирование может принимать разнообразные формы. Однако если цели стратегии низких издержек или дифференциации распространяются на отрасль в целом, то стратегия фокусирования означает сосредоточение на более узкой цели, что отражается на деятельности всех функциональных сфер бизнеса. Это значит, что в данной стратегии лежит предположение, что предприятие с ее помощью способно преследовать узкую стратегическую цель с большей эффективностью или продуктивностью, чем конкуренты, действующие на более широком пространстве [3, с. 77–78].

Таким образом, в отличие от стратегии специализации, используемой на данный момент агропромышленными предприятиями Республики Крым, стратегия фокусирования даст возможность рассредоточить для одного или нескольких небольших сегментов наиболее подходящую продукцию и этим обеспечит себе прочную рыночную позицию на внешних и внутренних рынках сбыта.

Однако, стоит помнить, что при данной стратегии предприятия будут иметь прибыль только в случае заниженных цен либо наличия продукции более высокого качества, что при отсутствии/дестабилизации инновационной деятельности является рискованным моментом. Поэтому, в данном случае мы предполагаем, что необходимым шагом после внедрения стратегии концентрации и получение прибыли после 1–2 лет её реализации является распределение средств на маркетинговые исследования и повышение эффективности сбыта другого вида продукции. Это позволит иметь представление о сложившейся ситуации на других сегментах рынках сбыта того или иного вида продукции, и, в случае риска, перейти на стратегию диверсификации продукции, не сбавляя позиции на рынке.

Литература:

  1. Ищук С. И. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка. / С. И. Ищук. — К: Изд. Паливода А. В., 2006. — 284 с.
  2. Масютин С. А. Стратегический маркетинг на российском предприятии / С. А. Масютин, В. П. Касилов // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва, 2009. — Вып.10. — С.71–75.
  3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 615 с.
  4. Архив официального сайта Главного управления статистики Республики Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gosstat.crimea.ru/ukstinf.php
  5. Официальный сайт Главного управления статистики Республики Крым. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle