Библиографическое описание:

Вавиленко С. В. Импорт семян подсолнечника для посева в контексте обеспечения продовольственной безопасности страны // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 407-409.



В статье представлены результаты исследования импорта семян подсолнечника для посева как объекта таможенного регулирования внешней торговли товарами и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: импорт товаров, таможенное регулирование, продовольственная безопасность.

Структурные преобразования затронули все сферы российской экономики, в том числе и сельское хозяйство. В этой связи отмечаем, что сельское хозяйство играет одну из значимых ролей в обеспечении продовольственной безопасности страны. Так, одним из индикаторов развития пищевой промышленности является рост производства подсолнечного масла до 3300 тыс. т в 2018 году по сравнению с 3000 тыс. т в 2013 году [9, с. 33] на основе отечественного сельскохозяйственного сырья — семян подсолнечника.

Однако в РФ для производства семян подсолнечника используется импортное сырье, которое поступает в страну в результате исполнения импортной операции, под которой нами понимается «коммерческая деятельности, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров» [8, с. 12], в частности семян подсолнечника для посева, с целью последующего производства подсолнечного масла из российского сельскохозяйственного сырья, учитывая при этом то, что доля растительного масла отечественного производства должна быть не менее 80 % в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующего продукта [2].

С позиции нашего исследования делаем акцент на таких странах-поставщиках семян подсолнечника для посева в РФ, как Молдова, Испания, Франция, Сербия, Украина, США, учитывая при этом то, что отмечается рост закупок исследуемого товара (табл. 1).

Таблица 1

Страны-экспортеры семян подсолнечника для посева вРФ за 2012–2014 годы

2012г.

2013г.

2014г.

Стоимость, долл. США

Вес, кг

Стоимость, долл. США

Вес, кг

Стоимость, долл. США

Вес, кг

Молдова

3020068,9

528078,1

2224545,4

376622,2

2053355,4

344178,9

Испания

13602478,3

1241452,4

16746743,6

1416638,7

14685337,5

1556921,4

Франция

24776655,6

2049018,2

29255254,7

2033563,9

29054816,2

2466690,7

Сербия

3807430,4

499159,5

3254645,1

355322,7

3143816,2

327006,6

Украина

4236955,0

648226,7

6948729,2

935194,8

6201955,1

811719,7

США

49506883,9

5387713,2

66613900,4

6182499,0

57663746,4

5606204,5

Всего

98950472,1

10353648,1

125043818,4

11299841,3

112803026,8

11112721,8

Составлено по источнику: [14].

На наш взгляд, интересен состав стран-экспортеров семян подсолнечника для посева в РФ. Так, две страны входят в состав СНГ, два государства являются представителями ЕС и только три из шести уплачивают ввозную таможенную пошлину, как один из компонентов формирования доходов федерального бюджета, под которой следует понимать «обязательный платеж, применяемый таможенными органами в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС как в коммерческих целях, так и для личного пользования, и перечисляемый в доход государства — члена ТС» [7, с. 239]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что РФ не только активно участвует как в формировании региональных экономических интеграций, но и эффективно развивается в их рамках. По нашему мнению, интеграцию «можно представить в виде отсутствия той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик» [6, с. 41], что, безусловно, способствует повышению конкурентоспособности национальных экономик. При этом делаем акцент на том, что с одной стороны, «удовлетворение потребительского спроса практически невозможно без международного обмена товарами» [13, с. 129], а с другой — «рост импорта по широкому перечню потребительских товаров приводит к вытеснению с потребительского рынка отечественных товаров, т. е. производители страны вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего повышается уровень безработицы, снижается уровень реальных располагаемых денежных доходов населения, а следовательно, происходит ограничение покупательского спроса» [12, с. 17], что свидетельствует о снижении уровня жизни населения страны.

Следует отметить, что одним из субъектов РФ, кто закупает на внешнем товарном рынке семена подсолнечника для посева с целью расширения производства сельскохозяйственного сырья для изготовления пищевой продукции, является Белгородская область (табл. 2).

Таблица 2

Импортсемян подсолнечника Белгородской области за 2012–2014 годы

Код ТН ВЭД ЕАЭС

2012г.

2013г.

2014г.

Стоимость, долл. США

Вес, кг

Стоимость, долл. США

Вес, кг

Стоимость, долл. США

Вес, кг

1206

3117585,14

1560613,2

6769988,66

1698454,96

6827416,42

4115007,75

1206001000

2352428,16

430713,2

5326857,22

717754,96

3963708,3

559947,75

Составлено по источнику: [14].

Доказательством сделанного выше утверждения является структура импортасемян подсолнечника Белгородской области, в частности она свидетельствует о том, что в общем объеме закупок семян подсолнечника на мировом товарном рынке превалируют закупки семян подсолнечника для посева. При этом в 2013 году отмечается значительный рост физического объема семян подсолнечника для посева по сравнению с 2012 годом и весомое их сокращение в 2014 году.

Основными странами-поставщиками семян подсолнечника в Белгородскую область в 2012–2014 годах являлись Украина, Молдова и Сербия, с которой «в последнее время наметились тенденции качественного улучшения торгово-экономических отношений» [5, с. 102]. В 2013 году к тройке основных поставщиков семян подсолнечника в Белгородскую область присоединилась Турция, но в 2014 году значительно сократила поставки сельскохозяйственного сырья. Развитие взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза обеспечивает «максимальное использование интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ при производстве потребительских и инновационных товаров при одновременном сокращении импорта подобных товаров из третьих стран» [10, с. 243], данное утверждение относится к Беларуси, поставки которой в 2014 году составили 0,4 % от общего объема семян подсолнечника в Белгородскую область.

Конечно, удовлетворение потребностей сельскохозяйственных производителей в товарах иностранного происхождения обусловливает применение к ним инструментов государственного регулирования как в виде мер таможенно-тарифного регулирования, так и запретов и ограничений, обеспечение соблюдения которых участниками внешнеторговой деятельности достигается посредством применения инструментов таможенного регулирования, таких как таможенные операции и таможенный контроль. Применение таможенными органами инструментов таможенного регулирования направлено на повышение экономической безопасности страны, под которой следует понимать «совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих высокому устойчивому темпу роста национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества и индивидуума и обеспечивать на внешнем и внутреннем рынках конкурентоспособность, исключающую различного рода угрозы и потери» [11, с. 267].

Однако применение таможенными органами своих инструментов сопряжено с целями «Дорожной карты» являются:

  1. Сокращение: количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию; сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур импорта товаров; сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию; доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;
  2. Внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию» [4].

Надо признать, что государство, с одной стороны, посредством применения инструментов таможенного регулирования при импорте товаров содействует экономической безопасности, а с другой — «создает условия, способствующие ускорению обороту внешней торговли товарами при их ввозе в Российскую Федерацию» [3, статья 12] за счет «совершенствования совершения таможенных операций и применения таможенных процедур, сделав их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением качества и эффективности проведения таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров» [4].

Таким образом, импорт сельскохозяйственного сырья, выступающего объектом применения таможенного регулирования, нацелен на наращивание сельскохозяйственного сырья отечественного происхождения для производства российской пищевой продукции с целью максимального удовлетворения материальных потребностей российского населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 16.04.2010).
  2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120.
  3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014).
  4. О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1125-р.
  5. Глаголева Н. Н., Матвеева О. П., Радосавлевич М. Перспективы развития взаимной торговли Российской Федерации и Республики Сербии: региональный аспект // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 1(53). — С. 102–109.
  6. Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1999. — 232 с.
  7. Матвеева О. П. Методические подходы к оценке администрирования таможенных платежей // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 2 (50). — С. 238–246.
  8. Матвеева О. П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 160 с.
  9. Матвеева О. П. Повышение конкурентоспособности национальных экономик стран Таможенного союза на основе развития взаимной торговли и сферы таможенных услуг: монография. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. — 191 с.

10.Матвеева О. П. Развитие взаимной торговли товарами стран Таможенного союза как фактор повышения конкурентоспособности национальных экономик // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 3 (51). — С. 235–244.

  1. Матвеева О. П. Таможенное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности // Двадцать первые апрельские экономические чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. д.э.н., проф. В. В. Карпова и д. э.н., проф. А. И. Ковалева. — г. Омск, 2015–427 с.
  2. Матвеева О. П. Влияние импорта на предложение рынка потребительских товаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2005. — № 2. — С. 8–13.
  3. Матвеева О. П., Макарова Г. В. Роль импорта товаров в формировании товарных ресурсов, структуры и стандартов потребления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2008. — № 1(25). — С. 129–138.
  4. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle