Библиографическое описание:

Киселев М. В., Голов А. В. Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту в армию Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 695-698.



Мотивация людей, осознанно выбирающих службу по контракту, причем не в офицерских погонах, а с самого начала, солдатского или сержантского уровня, всегда вызывала особый интерес. Рассмотрим этот аспект с разных позиций, ведь без четкой мотивации, зачем тогда идти служить?

Мотивы поступления на военную службу рассматриваются как осознанная, психологическая причина, непосредственно побудившая гражданина к принятию решения о добровольном заключении соответствующего контракта. Иными словами, выявление мотивов позволяет получить ответ на вопрос, почему конкретный человек поступил на военную службу.

Человек по природе своей постоянно вовлечен в разнообразную деятельность и осуществляет то или иное поведение. Поведение человека может быть описано с разных сторон. В психологическом плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение мотивации — это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции- намерения к его выполнению. [1].

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

1) внешней мотивации) и соответственно внешне мотивированного поведения и

2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения. [2]

Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Для успешной воспитательной работы с контрактниками очень важно знать их жизненные ценности. Интересным выглядит сравнение ценностей граждан, желающих и не желающих служить по контракту. У потенциальных кандидатов на военную службу по контракту ярче выражено стремление к материальному достатку, получению образования. Они более честолюбивы, их влечет желание стать профессионалом в своем деле, реализовать способности, проверить свои силы и обрести семейное счастье.

Военные социологи также отмечают, что современные военнослужащие по контракту намного серьезнее осознают существующую в настоящее время для России угрозу территориальной целостности и обостряющуюся военную напряженность, чем их ровесники, не находящиеся на военной службе. [3]

В то же время анализ представленной мотивации поступления на контрактную службу позволяет выявить их некоторую ограниченность материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту. Это можно объяснить тем, что большая часть военнослужащих-контрактников пришла в Вооруженные Силы из сельской местности в связи с ростом безработицы, кризис привел к нестабильности в гражданской сфере деятельности. Именно это определяет их мотивацию, которая имеет хоть и несущественную, но устойчивую тенденцию к повышению ее материальной составляющей.

Другой ведущей социально-психологической составляющей, существенно влияющей на формирование характера и содержания воспитательной работы с контрактниками, выступает их личностная военно-профессиональная ориентация. Она рассматривается как основной элемент структуры личности военнослужащего, определяющий направленность и характер его военно-профессиональной деятельности по достижению собственных жизненных целей (ориентиров). Следовательно, зная личностную военно-профессиональную ориентацию подчиненного, офицер может прогнозировать его отношение к исполнению служебных обязанностей и в соответствии с этим наполнять конкретным содержанием проводимую с ним воспитательную работу.

Следует отметить, что мотивы и военно-профессиональная ориентация находятся в тесной взаимосвязи. Однако если первая обусловливает конкретное действие (принятие решения, поступок), то вторая выступает в качестве направляющего элемента длительной перспективы (профессиональный и карьерный рост, социальное и материальное благополучие и др.), направленность и содержание которого может меняться в результате целенаправленного воспитательного взаимодействия офицера с подчиненным.

Нельзя не отметить, что в перечне направлений личностной военно-профессиональной ориентации контрактников еще достаточно велика доля жизненных целей прагматичного плана.

К ним прежде всего относится достижение материального и социального благополучия. Войсковая практика показывает, что такая односторонняя мотивация к службе по контракту и военно-профессиональная ориентация формируют низкий уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничивать себя, воспринимать жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам.

Хотя термин «мотив» использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время: «...если проследить тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее логическим центром все более и более становится проблема мотивации». Вместе с тем высказывается мнение, что «...исследователи поведения животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в представлениях, связанных с мотивацией. Понятие мотивации используется как мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна». [4].

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором, Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики XVII—XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм, — продолжалось вплоть до конца XIX в. [5]

В психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Рассматривая поведение граждан, поступающих на военную службу по контракту, мы задаем себе вопрос — что же является мотивом выбора ими крайне сложной и опасной деятельности, связанной с риском для жизни?

Гражданину Российской Федерации выбравшему службу в армии по контракту, всегда или почти всегда присущ момент ожидания предвосхищение предстоящих событий. Именно они влияют на то как он воспринимает мир, ведет себя, чувствует себя, надеется.

Ожидания солдат:

 хорошая возможность дохода;

 новый опыт, знания;

 хорошее сотрудничество, дух товарищества;

 интересные задачи, приключения, разнообразие;

 новые контакты, страны- познакомиться с новыми людьми;

 чтобы быть частью определенной группы (солдат)

Однако многие конфликты и неприятные переживания в нашей жизни случаются из-за того, что наши ожидания не совпадают с реальностью.

Ожидания — это предполагаемая эмоционально заряженная картинка будущего, осознанно или не осознанно возникающая по отношению к окружающей среде, служащая для нас эталоном. Ожидания — это представление о том, как объект (я, другой человек, мир) удовлетворит мою потребность. [6]

Если ожидания совпадают с объективной реальностью, то мы рады и/или испытываем удовлетворение, если нет — то разочарование.

У нас есть помощник, который помогает нам понять совпало ли наше ожидание с объективной реальностью– эмоция. Она — как индикатор, который помогает понять, что происходит: радость — при совпадении, при несовпадении — гнев, страх, удивление.

Изменить объективную реальность мы не можем, следовательно, для того, чтобы быть эффективным в своей жизни, необходимо работать с ожиданиями. Для этого нам необходимо понять каким образом они формируются.

Представления каждого человека о реальности уникально, и оно сочетает в себе уникальный групповой опыт его окружения (накопленный веками, проверенный тысячами судеб и передаваемый из поколения в поколения как традиции) и уникальный индивидуальный опыт.

Поэтому ожидания формируют следующее:

 опыт чужих реакций

 опыт своих реакций

 идеалы и ценности

 фантазии и мечты («А вот бы…».)

Из ожиданий могут сформироваться:

 социальные стереотипы Как другие делают?

 концепции (я сам на своем опыте) Как я делаю?

 привычки — автоматизмы, некогда бывшие значимыми для нас, на данный момент уже могут не выполнять свою функцию. Создаются организмом для упрощения существования.

Они регламентируют наше существование и существенно его упрощают в повседневной жизни. Однако, в конфликтных ситуациях, они загоняют нас в ловушку.

Как управлять ожиданиями?

  1. Сделать ожидание осознанным.
  2. Строить ожидания, исходя из объективной реальности:

 Увидеть ситуацию (изменить объективную реальность мы не можем, поэтому важно учитывать ее в своих ожиданиях)

 Я-ответственность (мы несем ответственность только за себя, поэтому строим ожидания исходя из этого)

 Делаем поправку на время (часто мы хотим всего и сейчас, необходимо учитывать то обстоятельство, когда наше желание реально осуществимо).

Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах в обществе, а в XI веке будет решать задачи, контуры которых трудно различимы.

Эта возрастная группа, на сегодняшний день, характеризуется недостатком жизненного опыта, профессионального опыта, затрудняющих трудоустройство ее представителей, и, вместе с тем, высокой психологической мобильностью, позволяющей ей приспосабливаться к новым условиям, быстрее, чем представители других возрастных групп [7].

Переход общества к новым экономическим отношениям вызывает кардинальное изменение профессиональной подготовки молодежи. Ранее в основе ориентирования молодежи лежали интересы государства.

С этой позиции официально подчеркивалась ценность любой профессии, задача включения молодежи в структуру общества осуществлялась посредством передачи системе образования функций профессиональной ориентации подкреплявшейся профориентационными центрами, активной помощью со стороны предприятий — шефов.

Переход к рыночным отношениям и последствия кризиса, вызванного структурной перестройкой экономики привел к разрушению этого механизма и реорганизации каждого из названных элементов. Отмечается отказ от государственного патронажа данной сферы, формирование установки на активное самоопределение молодого человека [8]

Но далеко не все профессии на рынке труда рассматриваются молодежью как желательные. Профессия для молодых — это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей.

Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа " Я ") проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений [9].

Наиболее престижным, с точки зрения молодых безработных, являются профессии, связанные с предпринимательской деятельностью, малым и средним бизнесом и др. Однако для устройства по этим специальностям необходимы высшее образование, достаточно большой стаж и опыт работы, юридическая грамотность и многое другое, что достигается долгим и упорным трудом, тогда как молодые люди хотели бы как можно скорее получить хорошо оплачиваемые должности, комфортные условия труда, удобный график работы. [10].

Ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам — дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране. [11]

Таким образом, рост безработицы, обострение проблемы трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, небольшие заработки на предприятиях и задержки с их выплатой делают военную службу по контракту привлекательной для многих молодых людей.

У человека, прошедших военную службу по контракту, как правило, сформированы такие волевые качества как дисциплинированность, исполнительность, выдержка, самообладание, решительность, целеустремленность, стойкость и мужество поэтому именно они чаще всего выбирают такую сложную трудовую деятельность — военную службу, которая не нормирована продолжительностью рабочего дня, регламентирована установленным порядком, правилами и нормами, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей.

Литература:

  1. Чирков Б.И Детерминация и внутренняя мотивация поведения человека// М: Вопросы психологии 3/1996.-С. 63–69.).
  2. Петров В.П, Рослунов AT. Военно-профессиональная ориентация молодежи. — ДОСААФ -220 с.
  3. Подполковник Александр Медведев, преподаватель ВНУЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» «Ориентир». Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
  4. Банковский Е. Ф. На страже Родины-М: ДОСААФ СССР, 1986.-9бс.
  5. Горбов Ф. Некоторые вопросы космической психологии // М.: Вопросы психологии 6/ 1962.- С. 12.
  6. Пол Brieler Психология в военных исследованиях.
  7. Ростунов А Г., Куцыбович Л. А, Елях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии.- Минск: Народная Авеста, 1986.-С.64–92.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М: 1986.-165 с.
  9. Петровский А В. Введение в психологию.- М: 1995.-494 с.
  10. Пани А. Ц. Некоторые вопросы воли и волевая подготовка в спорте. М: Просвещение, 1992.-С. 189
  11. Слободчиков В.И, Исаев Е. И. Психология человека. — М: Сола-пресс,1995.-384с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle