Библиографическое описание:

Киселев М. В., Голов А. В. Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту в армию Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 695-698.



Мотивация людей, осознанно выбирающих службу по контракту, причем не в офицерских погонах, а с самого начала, солдатского или сержантского уровня, всегда вызывала особый интерес. Рассмотрим этот аспект с разных позиций, ведь без четкой мотивации, зачем тогда идти служить?

Мотивы поступления на военную службу рассматриваются как осознанная, психологическая причина, непосредственно побудившая гражданина к принятию решения о добровольном заключении соответствующего контракта. Иными словами, выявление мотивов позволяет получить ответ на вопрос, почему конкретный человек поступил на военную службу.

Человек по природе своей постоянно вовлечен в разнообразную деятельность и осуществляет то или иное поведение. Поведение человека может быть описано с разных сторон. В психологическом плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение мотивации — это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции- намерения к его выполнению. [1].

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

1) внешней мотивации) и соответственно внешне мотивированного поведения и

2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения. [2]

Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Для успешной воспитательной работы с контрактниками очень важно знать их жизненные ценности. Интересным выглядит сравнение ценностей граждан, желающих и не желающих служить по контракту. У потенциальных кандидатов на военную службу по контракту ярче выражено стремление к материальному достатку, получению образования. Они более честолюбивы, их влечет желание стать профессионалом в своем деле, реализовать способности, проверить свои силы и обрести семейное счастье.

Военные социологи также отмечают, что современные военнослужащие по контракту намного серьезнее осознают существующую в настоящее время для России угрозу территориальной целостности и обостряющуюся военную напряженность, чем их ровесники, не находящиеся на военной службе. [3]

В то же время анализ представленной мотивации поступления на контрактную службу позволяет выявить их некоторую ограниченность материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту. Это можно объяснить тем, что большая часть военнослужащих-контрактников пришла в Вооруженные Силы из сельской местности в связи с ростом безработицы, кризис привел к нестабильности в гражданской сфере деятельности. Именно это определяет их мотивацию, которая имеет хоть и несущественную, но устойчивую тенденцию к повышению ее материальной составляющей.

Другой ведущей социально-психологической составляющей, существенно влияющей на формирование характера и содержания воспитательной работы с контрактниками, выступает их личностная военно-профессиональная ориентация. Она рассматривается как основной элемент структуры личности военнослужащего, определяющий направленность и характер его военно-профессиональной деятельности по достижению собственных жизненных целей (ориентиров). Следовательно, зная личностную военно-профессиональную ориентацию подчиненного, офицер может прогнозировать его отношение к исполнению служебных обязанностей и в соответствии с этим наполнять конкретным содержанием проводимую с ним воспитательную работу.

Следует отметить, что мотивы и военно-профессиональная ориентация находятся в тесной взаимосвязи. Однако если первая обусловливает конкретное действие (принятие решения, поступок), то вторая выступает в качестве направляющего элемента длительной перспективы (профессиональный и карьерный рост, социальное и материальное благополучие и др.), направленность и содержание которого может меняться в результате целенаправленного воспитательного взаимодействия офицера с подчиненным.

Нельзя не отметить, что в перечне направлений личностной военно-профессиональной ориентации контрактников еще достаточно велика доля жизненных целей прагматичного плана.

К ним прежде всего относится достижение материального и социального благополучия. Войсковая практика показывает, что такая односторонняя мотивация к службе по контракту и военно-профессиональная ориентация формируют низкий уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничивать себя, воспринимать жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам.

Хотя термин «мотив» использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время: «...если проследить тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее логическим центром все более и более становится проблема мотивации». Вместе с тем высказывается мнение, что «...исследователи поведения животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в представлениях, связанных с мотивацией. Понятие мотивации используется как мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна». [4].

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором, Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики XVII—XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм, — продолжалось вплоть до конца XIX в. [5]

В психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Рассматривая поведение граждан, поступающих на военную службу по контракту, мы задаем себе вопрос — что же является мотивом выбора ими крайне сложной и опасной деятельности, связанной с риском для жизни?

Гражданину Российской Федерации выбравшему службу в армии по контракту, всегда или почти всегда присущ момент ожидания предвосхищение предстоящих событий. Именно они влияют на то как он воспринимает мир, ведет себя, чувствует себя, надеется.

Ожидания солдат:

 хорошая возможность дохода;

 новый опыт, знания;

 хорошее сотрудничество, дух товарищества;

 интересные задачи, приключения, разнообразие;

 новые контакты, страны- познакомиться с новыми людьми;

 чтобы быть частью определенной группы (солдат)

Однако многие конфликты и неприятные переживания в нашей жизни случаются из-за того, что наши ожидания не совпадают с реальностью.

Ожидания — это предполагаемая эмоционально заряженная картинка будущего, осознанно или не осознанно возникающая по отношению к окружающей среде, служащая для нас эталоном. Ожидания — это представление о том, как объект (я, другой человек, мир) удовлетворит мою потребность. [6]

Если ожидания совпадают с объективной реальностью, то мы рады и/или испытываем удовлетворение, если нет — то разочарование.

У нас есть помощник, который помогает нам понять совпало ли наше ожидание с объективной реальностью– эмоция. Она — как индикатор, который помогает понять, что происходит: радость — при совпадении, при несовпадении — гнев, страх, удивление.

Изменить объективную реальность мы не можем, следовательно, для того, чтобы быть эффективным в своей жизни, необходимо работать с ожиданиями. Для этого нам необходимо понять каким образом они формируются.

Представления каждого человека о реальности уникально, и оно сочетает в себе уникальный групповой опыт его окружения (накопленный веками, проверенный тысячами судеб и передаваемый из поколения в поколения как традиции) и уникальный индивидуальный опыт.

Поэтому ожидания формируют следующее:

 опыт чужих реакций

 опыт своих реакций

 идеалы и ценности

 фантазии и мечты («А вот бы…».)

Из ожиданий могут сформироваться:

 социальные стереотипы Как другие делают?

 концепции (я сам на своем опыте) Как я делаю?

 привычки — автоматизмы, некогда бывшие значимыми для нас, на данный момент уже могут не выполнять свою функцию. Создаются организмом для упрощения существования.

Они регламентируют наше существование и существенно его упрощают в повседневной жизни. Однако, в конфликтных ситуациях, они загоняют нас в ловушку.

Как управлять ожиданиями?

  1. Сделать ожидание осознанным.
  2. Строить ожидания, исходя из объективной реальности:

 Увидеть ситуацию (изменить объективную реальность мы не можем, поэтому важно учитывать ее в своих ожиданиях)

 Я-ответственность (мы несем ответственность только за себя, поэтому строим ожидания исходя из этого)

 Делаем поправку на время (часто мы хотим всего и сейчас, необходимо учитывать то обстоятельство, когда наше желание реально осуществимо).

Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах в обществе, а в XI веке будет решать задачи, контуры которых трудно различимы.

Эта возрастная группа, на сегодняшний день, характеризуется недостатком жизненного опыта, профессионального опыта, затрудняющих трудоустройство ее представителей, и, вместе с тем, высокой психологической мобильностью, позволяющей ей приспосабливаться к новым условиям, быстрее, чем представители других возрастных групп [7].

Переход общества к новым экономическим отношениям вызывает кардинальное изменение профессиональной подготовки молодежи. Ранее в основе ориентирования молодежи лежали интересы государства.

С этой позиции официально подчеркивалась ценность любой профессии, задача включения молодежи в структуру общества осуществлялась посредством передачи системе образования функций профессиональной ориентации подкреплявшейся профориентационными центрами, активной помощью со стороны предприятий — шефов.

Переход к рыночным отношениям и последствия кризиса, вызванного структурной перестройкой экономики привел к разрушению этого механизма и реорганизации каждого из названных элементов. Отмечается отказ от государственного патронажа данной сферы, формирование установки на активное самоопределение молодого человека [8]

Но далеко не все профессии на рынке труда рассматриваются молодежью как желательные. Профессия для молодых — это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей.

Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа " Я ") проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений [9].

Наиболее престижным, с точки зрения молодых безработных, являются профессии, связанные с предпринимательской деятельностью, малым и средним бизнесом и др. Однако для устройства по этим специальностям необходимы высшее образование, достаточно большой стаж и опыт работы, юридическая грамотность и многое другое, что достигается долгим и упорным трудом, тогда как молодые люди хотели бы как можно скорее получить хорошо оплачиваемые должности, комфортные условия труда, удобный график работы. [10].

Ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам — дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране. [11]

Таким образом, рост безработицы, обострение проблемы трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, небольшие заработки на предприятиях и задержки с их выплатой делают военную службу по контракту привлекательной для многих молодых людей.

У человека, прошедших военную службу по контракту, как правило, сформированы такие волевые качества как дисциплинированность, исполнительность, выдержка, самообладание, решительность, целеустремленность, стойкость и мужество поэтому именно они чаще всего выбирают такую сложную трудовую деятельность — военную службу, которая не нормирована продолжительностью рабочего дня, регламентирована установленным порядком, правилами и нормами, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей.

Литература:

  1. Чирков Б.И Детерминация и внутренняя мотивация поведения человека// М: Вопросы психологии 3/1996.-С. 63–69.).
  2. Петров В.П, Рослунов AT. Военно-профессиональная ориентация молодежи. — ДОСААФ -220 с.
  3. Подполковник Александр Медведев, преподаватель ВНУЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» «Ориентир». Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
  4. Банковский Е. Ф. На страже Родины-М: ДОСААФ СССР, 1986.-9бс.
  5. Горбов Ф. Некоторые вопросы космической психологии // М.: Вопросы психологии 6/ 1962.- С. 12.
  6. Пол Brieler Психология в военных исследованиях.
  7. Ростунов А Г., Куцыбович Л. А, Елях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии.- Минск: Народная Авеста, 1986.-С.64–92.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М: 1986.-165 с.
  9. Петровский А В. Введение в психологию.- М: 1995.-494 с.
  10. Пани А. Ц. Некоторые вопросы воли и волевая подготовка в спорте. М: Просвещение, 1992.-С. 189
  11. Слободчиков В.И, Исаев Е. И. Психология человека. — М: Сола-пресс,1995.-384с.
Основные термины (генерируются автоматически): военную службу, молодых людей, военно-профессиональная ориентация, воспитательной работы, мотивированного поведения, происхождение мотивации человека, поведенческий акт, уровнем притязаний, объяснение поведения человека, мотивационной сферой человека, контракту ярче, мотивационной сферы человека, поведение животного, мотивационной сфере человека, основе поведение человека, внешней мотивации, Российской Федерации, четкой мотивации, психологии мотивации, внутренняя мотивация поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle