Проектное сознание в социальных проектах от античности до современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 14.03.2016

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Щербина, Я. Ю. Проектное сознание в социальных проектах от античности до современности / Я. Ю. Щербина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 961-964. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26902/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современные смысловые нагрузки слово «проект» приобрело относительно недавно. Тем не менее, зачатки проектного сознания и первые формы работы мыследеятельности по построению идеального будущего обнаруживаются уже в античной культуре, где философы проблематизировали состояние настоящего и прорисовывали образы желаемого будущего.

Ключевые слова: сознание, проектирование, идеальное будущее, утопия, утопический проект.

По поводу момента появления социального проектирования в истории существуют разные точки зрения. Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности. С их точки зрения, «Государство» Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании в собственном смысле слова можно говорить, начиная с 20–30-х годов 20 века, когда сложилась идеология, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений и нового человека.

Произведения Платона «Государство» и «Законы» можно считать одними из первых попыток социального проектирования и формой работы с будущим, в них автор ставит своей задачей разработку представления об «идеальном государстве».

Произведения Платона содержат рассуждения как о совершенном общественном устройстве, так и о возможных путях его воплощения. Уже в этих литературных трудах выражено понимание того, что люди не перейдут легко и добровольно от привычного уклада жизни к новому, который задает проектировщик.

Для перехода к новому образу жизни необходим длительный и специально обустроенный процесс, включающий в себя также и обучение. «Но я держусь того мнения, что правильнее всего в каждом наброске будущего не опускать ничего из самого прекрасного и истинного, это будет служить образцом, к которому мы должны стремиться. Если там встретится что-либо неосуществимое, то, конечно, его нужно будет избегать и не стремиться к его выполнению. … Ведь даже самый захудалый ремесленник, намереваясь создать что-либо заслуживающее внимания, долен постоянно сообразовываться с сутью дела» [1, с.198].

В этом отрывке Платон выражает важную мысль: при создании образа желаемого будущего, а затем непосредственно деятельности проектирования необходимо тщательное промысливание конечного результата и грамотная формулировка цели, ради которой создается весь проект. Кроме подробного промысливания будущего важно при реализации не отходить от рамок задуманного и создавать проект в соответствии с реальной действительностью.

«Так давай же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности» [2, с. 130], — пишет Платон в работе «Государство».

Мысленное построение — ключевая формулировка автора, которая позволяет говорить о том, что в произведениях Платона можно выделить зачатки мышления проектировщика социальных процессов, так как деятельность проектировщика всегда начинается с промысливания желаемой будущей действительности или объекта в этой действительности.

Идеальное государство Платона как целое никогда не было воплощено в жизнь (его собственная попытка построить такое государство на Сицилии провалилась). Это связано с тем, что идеальная модель не была соотнесена с действительностью. В результате реализации задуманного должно было измениться не просто социальное устройство, а сознание. Человек того времени не был готов к таким изменениям. Необходим был специально обустроенный процесс для перехода к новому образу жизни и новому мышлению.

Можно сказать, что Платон совершил одну из первых попыток воплотить в жизнь мечту об идеальном государстве, но его проектное мышление в целом не вышло за рамки прожектирования, поэтому его попытка оказалась абсолютно авантюрной.

Важной вехой в разработке идеала общественного устройства стало сочинение средневекового христианского философа Августина Блаженного «О граде Божьем». По мысли Августина, в общественном бытии противостоят друг другу два «царства» — «Град Божий» и «Град Земной». Первый является, по существу, «проектом Бога», который осуществляется отмеченными божественной благодатью христианскими общинами. Реализация этого проекта должна привести к окончательной победе над смертью и страданиями: «Божий град вечен, в нем никто не рождается, потому что никто не умирает. В нем истинное и полное счастье» [3, с.246].

Таким образом, реализуемость проекта Августина, ставшего в средние века частью официальной доктрины католицизма, сложно доказуема в связи с отсутствием надёжных технологий контроля за реализацией нематериальных и иррациональных составляющих этого проекта. Представления Августина Блаженного об идеальном обществе и путях его построения мы также можем отнести к мышлению в рамках прожектирования.

Новым словом в ряду социально-политических проектов можно считать трактат Н. Макиавелли «Государь», созданный в 1531 году. Макиавелли в своем произведении отвечает на два основных вопроса «как» и «почему» в жизни государства происходят те или иные явления.

Н. Макиавелли проводит тщательный анализ исторических событий и явлений, анализ их влияния на ход истории, а также рассматривает в рамках этой модели поведение правителей, последствия тех или иных их действий, исследует способы управления и удержания власти. Макиавелли проектирует модели поведения, оптимальные для завоевания удержания и усиления власти.

Формулируя алгоритмы деятельности главы государства, направленной на формирование его позитивного имиджа, Макиавелли, по сути, разрабатывает и применяет технологии проектного мышления, позволяющие эффективно и целенаправленно воздействовать на сознание масс.

Предпринятое Н. Макиавелли исследование перекликается с современными трактовками проектирования именно четко заданной целью (построение эффективного имиджа правителя), а также ориентированностью на проектирование именно коммуникационной составляющей проектной деятельности!

Таким образом, мы можем отнести идеи Макиавелли к продуктам одной из форм мыслительной работы с будущим — прогнозированию на основе выявления четких причинно-следственных связей между действиями субъекта власти и последствиями этих действий.

К глобальным социальным проектам, посвящённым формированию нового типа человека, можно отнести образовательный проект, разработанный Яном Коменским. Его классно-урочная система, которая заменила индивидуальную систему обучения, позволила сделать образование массовым, и за счет этого формировать массового человека, приученного к дисциплине.

Ян Коменский работал и строил «нового человека» в технологиях субъект-объектной парадигмы, где ученику отводится роль объекта, а учителю — роль субъекта, который может и должен направлять его на «путь истинный».

Ян Коменский так сформулировал правила обучения в школах: «Необходимо жить с другими по единым законам. Для этого нужно никого не уязвлять, давать каждому то, что ему принадлежит, приносит пользу, какую кто может. При этом каждый должен чему-нибудь научиться за день».

Такая стратегия обучения «поставила на поток» производство индустриального типа человека. Выпускники такого рода учебных заведений сразу готовы к труду на заводах: массовый человек умеет подчиняться старшему, обучен работе «от звонка до звонка».

Стоит отметить, что до сих пор школьная система образования во многом основана на дидактике Яна Коменского и в значительной степени формирует современного массового человека. Хотя современная система образования уже начинает, исходя из реалий современной действительности, осваивать новые подходы к формированию «человека проектирующего», способного отвечать на вызовы и требования современности, общепризнанной системой обучения продолжает оставаться дидактика Яна Коменского.

Особое место в истории социальных проектов занимает теория К. Маркса. «Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма…, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе» [4, с.81].

Карл Маркс, помимо четко обозначенного образа желаемого будущего, предложил механизмы реализации и воплощения этого образа в настоящем.

Исследуя общественные интересы и само общество, мыслитель пришел к выводу, что общество является сложной системой с присущей ему внутренней структурой: «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» [5, с.214]. На основе этого он вывел законы функционирования и развития общественных систем различного рода и человечества в целом.

Суть марксовой технологии перехода к желаемому будущему заключается в смене производственных отношений революционным путем. Осуществить социальную революцию должен угнетенный класс, который, по мнению Маркса, способен устранить противоречия между капиталистическими производительными силами и производственными отношениями и обеспечить переход к обществу без эксплуатации.

Зачатки проектного мышления обнаруживаются уже в античной культуре, где философы проблематизировали состояние настоящего и прорисовывали образы желаемого будущего. Однако оно развивалось со времён античности вплоть до 19 века в рамках субъект-объектной парадигмы.

Отдельные моменты нового проектного мышления можно найти у Макиавелли, который проектировал алгоритмы деятельности главы государства, способствующие формированию его позитивного имиджа и обеспечивающие эффективное управление.

Один из значимых и реализованных проектов, связанный с формированием нового человека — образовательный проект Яна Коменского, который и в настоящем времени создает массового, индустриального человека, умеющего подчиняться старшему, обученного работе «от звонка до звонка», но не умеющего эффективно проектировать собственное будущее в стремительно меняющемся мире.

Долгое время в социальном проектировании сохранялась оторванность от реальности. До 19 века социальные проекты были утопичны из-за незнания законов социальной исторической эволюции.

Особое место в становлении социального проектирования и мышления человека проектирующего занимает К. Маркс, который выявил ряд закономерностей поступательного развития общественных систем, проанализировал прошлые состояния, предложил оригинальную технологию перехода к желаемому будущему, которая заключается в смене производственных отношений революционным путем. Осуществить этот грандиозный социальный проект должен угнетенный класс, который, по мнению К. Маркса, более других заинтересован в уничтожении существующего экономического устройства, экзистенциально и технологически подготовлен к самоотверженной деятельности по построению общества без эксплуатации.

Социальный проект настоящего времени направлен на конструирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, не имеющих прототипов.

Социальное проектирование всё в большей степени поглощает человека, его бытие превращается в «бытие в проекте» и в «бытие для проекта». В результате, неизбежно изменяется сам человек и его мир: на смену человеку «модерна» приходит новый тип человека — «Homo projectus», для которого характерны смещение центра тяжести бытия в будущее, сослагательное отношение к наличному бытию, внутренний конфликт «твари» и «творца».

Мышление в рамках современного проекта требует особого рода единства («сплава») логики субъекта, логики объекта и логики взаимодействия с другими субъектами. Оно принципиально ориентировано на возможность изменения собственной идентичности и, как следствие, существенного изменения содержания проекта, его целей и способа осуществления.

В то же время участие одновременно во множестве плохо согласующихся между собой проектов с непредсказуемыми последствиями делают это бытие разорванным и противоречивым.

Литература:

  1. Платон. Законы. Перевод Егунова А. И. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т. 4. С. 198.
  2. Платон. Государство. Перевод Егунова А. И. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994. Т. 3. С. 130.
  3. Блаженный А. О Граде Божием. Мн.: Харвест. М.: АСТ, 2000. С. 246.
  4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: «Наука», 1990. С. 81.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 46. С. 214.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, желаемое будущее, Маркс, проект, проектное мышление, Яна, античная культура, идеальное государство, массовый человек, образовательный проект.


Ключевые слова

проектирование, утопия, сознание, идеальное будущее, утопический проект

Похожие статьи

Социальное проектирование как средство профессионального...

Одним из главных социальных проектов в жизни каждого человека становится выбор профессии.

Это формирование прогнозов своего профессионального развития, проектирование как настоящий опыт может оказаться связанным с будущим.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы

Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду

Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем...

Теория решения изобретательских задач как проектное средство...

задача, теория решения, социальное проектирование, социальный проект, ИКРА, личный финансовый план, проект, идеальное решение, социальная работа, противоречие.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проективный подход в организации проектной...

Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план.

Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Автор: Сотникова Яна Евгеньевна.

- через будущее — самостоятельное развитие объекта, развитие у реципиента творческого воображения, связь объекта с планами, мечтами реципиента.

В связи с этим мифодизайн воздействует на массовое сознание человека, а...

Проектная деятельность в развитии личностных...

На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом.

Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять...

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное...

Метод проектов как средство социализации и самореализации.

Паспорт социального проекта «Каникулы без границ». Сроки реализации проекта 3–5 месяцев. Количество лиц, принимающих участие в реализации проекта — 10 человек (количество

2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Одним из главных социальных проектов в жизни каждого человека становится выбор профессии.

Это формирование прогнозов своего профессионального развития, проектирование как настоящий опыт может оказаться связанным с будущим.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы

Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду

Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем...

Теория решения изобретательских задач как проектное средство...

задача, теория решения, социальное проектирование, социальный проект, ИКРА, личный финансовый план, проект, идеальное решение, социальная работа, противоречие.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проективный подход в организации проектной...

Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план.

Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Автор: Сотникова Яна Евгеньевна.

- через будущее — самостоятельное развитие объекта, развитие у реципиента творческого воображения, связь объекта с планами, мечтами реципиента.

В связи с этим мифодизайн воздействует на массовое сознание человека, а...

Проектная деятельность в развитии личностных...

На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом.

Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять...

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное...

Метод проектов как средство социализации и самореализации.

Паспорт социального проекта «Каникулы без границ». Сроки реализации проекта 3–5 месяцев. Количество лиц, принимающих участие в реализации проекта — 10 человек (количество

2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.

Похожие статьи

Социальное проектирование как средство профессионального...

Одним из главных социальных проектов в жизни каждого человека становится выбор профессии.

Это формирование прогнозов своего профессионального развития, проектирование как настоящий опыт может оказаться связанным с будущим.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы

Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду

Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем...

Теория решения изобретательских задач как проектное средство...

задача, теория решения, социальное проектирование, социальный проект, ИКРА, личный финансовый план, проект, идеальное решение, социальная работа, противоречие.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проективный подход в организации проектной...

Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план.

Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Автор: Сотникова Яна Евгеньевна.

- через будущее — самостоятельное развитие объекта, развитие у реципиента творческого воображения, связь объекта с планами, мечтами реципиента.

В связи с этим мифодизайн воздействует на массовое сознание человека, а...

Проектная деятельность в развитии личностных...

На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом.

Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять...

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное...

Метод проектов как средство социализации и самореализации.

Паспорт социального проекта «Каникулы без границ». Сроки реализации проекта 3–5 месяцев. Количество лиц, принимающих участие в реализации проекта — 10 человек (количество

2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Одним из главных социальных проектов в жизни каждого человека становится выбор профессии.

Это формирование прогнозов своего профессионального развития, проектирование как настоящий опыт может оказаться связанным с будущим.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы

Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду

Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем...

Теория решения изобретательских задач как проектное средство...

задача, теория решения, социальное проектирование, социальный проект, ИКРА, личный финансовый план, проект, идеальное решение, социальная работа, противоречие.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проективный подход в организации проектной...

Ключевые слова: проективный подход, индивидуальный образовательный проект, индивидуальный учебный план.

Обучающиеся смогут массово решать задачи, находящиеся на стыке нескольких дисциплин; изучить методологию исследовательской и проектной...

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа...

Автор: Сотникова Яна Евгеньевна.

- через будущее — самостоятельное развитие объекта, развитие у реципиента творческого воображения, связь объекта с планами, мечтами реципиента.

В связи с этим мифодизайн воздействует на массовое сознание человека, а...

Проектная деятельность в развитии личностных...

На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом.

Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять...

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное...

Метод проектов как средство социализации и самореализации.

Паспорт социального проекта «Каникулы без границ». Сроки реализации проекта 3–5 месяцев. Количество лиц, принимающих участие в реализации проекта — 10 человек (количество

2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.

Задать вопрос