Библиографическое описание:

Яударова Н. Ю. Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 849-852.



Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны противоречия, возникающие при практическом применении теоретических знаний, полученных в результате профессиональной подготовке. Автор анализирует проблему формирования профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки, через создание педагогических условий в высшем учебном заведении. В статье анализируются основные потребности детей с ОВЗ, при психолого-педагогическом сопровождении, а так же представления родителей детей с ОВЗ о ведущих профессионально важных качествах будущих бакалавров психолого-педагогического образования. В заключении делается вывод о том, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки значительно повысится, если обеспечивается реализация педагогических условий формирования профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Изменившаяся образовательная парадигма, основанная на реализации социального заказа семьи, общества и даже личности, предъявляет другие требования к качеству подготовки узких специалистов, работающих в сфере образования. В современных социокультурных условиях одним из таких требований является обладание профессиональной компетентностью в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, что обусловлено активными интеграционными процессами в обществе, которые вызывают обязательность корректировки в теоретическом и практическом плане содержания программ и направлений профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования, а также качественных преобразований системы профессионального образования данной категории специалистов.

Анализ научных исследований по вопросам профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает их недостаточную разработанность, как в теории, так и в практике профессионального образования, а изучение научно-методической литературы и реальной практики профессиональной подготовки, будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о существовании противоречий:

 между увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастанием их потребности в получении профессиональной помощи и недостаточным количеством специалистов, способных осуществлять эффективное сопровождение таких детей по причине недостаточной разработанности проблемы профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 между стоящей перед системой профессионального образования задачей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки?

В основе данного исследования лежит гипотеза: профессиональная подготовка будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет продуктивной, если определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и последовательно реализуется совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

В основе практического исследования лежал анализ основных потребностей детей с ОВЗ, при психолого-педагогическом сопровождении, а так же выявление представлений родителей детей с ОВЗ о ведущих профессионально-важных качествах будущих бакалавров психолого-педагогического образования, разработку научно-методических материалов, обеспечивающих процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ. Анкетирование родителей детей с ОВЗ позволило уточнить основные аспекты организации психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.

Анализ анкетирования показал, что родители детей с ОВЗ испытывают наибольшую потребность в коррекции отставания в развитии ребенка. Это позволило предположить, что большинство родителей считают себя недостаточно компетентными для того, чтобы воспитывать и развивать ребенка и рассчитывают на помощь специалистов. Подавляющее большинство родителей испытывает потребность в срочной помощи в понимании ребенка. Родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком. Большинство родителей нуждаются в информационной помощи. Почти все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушения развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития.

Выявление приоритетных для родителей качеств будущих бакалавров психолого-педагогического образования, показало, что к наиболее важным родители относят владение коррекционно-развивающими методиками, твердость в профессиональной позиции, толерантность и доброжелательность. Данные профессиональные и личностные качества коррелируют с наиболее выраженными потребностями в профессиональной помощи специалиста. Наименее значимы, по мнению родителей, такие качества специалиста как конгруэнтность и способность держать ситуацию под контролем.

Понятие «условие» в педагогической науке рассматривается как «основа, наличие обстоятельств, способствующих достижению поставленных целей, или, напротив, тормозящих их достижение» [1].

В своих работах Ю. К. Бабанский рассматривает педагогические условия как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся — плодотворно учиться» [2].

  1. M. Новиков определяет педагогические условия как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей [3].
  2. А. Беликов, А. Я. Наин, Н. Ю. Посталюк, Н. М. Яковлева считают, что это понятие интегрирует в себе определенную совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса — это внешние характеристики рассматриваемого педагогического объекта (содержание, формы, методы), ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром обучающегося.

Н. М. Борытко, определяя понятие «педагогическое условие», считает, что это внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, и предполагающее достижение определенного результата [4].

В ходе исследования нами было выявлено, что педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки являются:

  1. преимущественно применение активных и интерактивных методов обучения;
  2. включение студентов в творческую самостоятельную деятельность;
  3. осуществление контроля и коррекции процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе диагностики.

Применение активных методов обучения было направлено на вовлечение будущих бакалавров психолого-педагогического образования в активную мыслительную и практическую деятельность в процессе овладения материалом по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При использовании в учебном процессе имитационных методов активного обучения (игровые: деловая игра, кейс-ситуации, тренинг, разыгрывание ролей, тестирование), так и неимитационных (проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой) позволяло осуществить более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом с ориентацией на доминирование активности студентов.

В процессе формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями важную роль играет контроль за эффективностью изучаемого процесса, организуемый на основе педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика — «это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях преподавателей и студентов, об уровне их подготовки, условиях протекания педагогического процесса, о многих других обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза. Очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствии с реальными возможностями» [5].

Как показало исследование, выявленные педагогические условия обеспечивают эффективное формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки.

Мы установили, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере работы с детьми с ОВЗ в процессе профессиональной подготовки значительно повысится, если обеспечивается реализация педагогических условий формирования профессиональной компетентности такие как применение активных и интерактивных методов обучения; включение студентов в творческую самостоятельную деятельность; осуществление контроля и коррекции процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе диагностики.

Литература:

1. Краткий психологический словарь / под ред. A. B. Петровского, М. П. Ярошевского. — М., 1998. — с. 242.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 240 с.

3. Новиков A. M. Методология / A. M. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: СИН- ТЕГ, 2007. — 668 с.

4. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.

5. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A. B. Петровского. — М., 1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle