Библиографическое описание:

Любимов А. А., Фадеев А. Ю. Сельское хозяйство и промышленность юга Тобольской губернии во второй половине XIX – начале XX вв // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 636-641.



Специализация сельского хозяйства Приишимья — производство зерна и сливочного масла — сложилась исторически. На всем пространстве Ишимского уезда (за исключением Сладковской волости) скотоводство всюду играло подчинённую роль, уступая в своем значении хлебопашеству. Оно играло роль запасного фонда: при хорошем урожае крестьяне выращивали приплод от своего скота, получая при этом доход только от продажи масла. В неурожайные годы скот продавался. Средняя урожайность составляла 10–12 ц/га [1, с. 74]. Н. М Черняковский, В. И. Шейнгель в статье «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии», опубликованной в «Журнале Министерства внутренних дел» за 1843 год сообщают: «Ишимский, Курганский и Ялуторовский округи могут почитаться житницами Тобольской губернии. Хлебопашество здесь составляет главную отрасль сельского благосостояния. Оно тем прочнее, что очень редки примеры, чтобы неурожай был повсеместный и причинил всеобщее оскудение в пропитании, или дороговизну, какая была в 1821 и 1822 годах, когда четверть ржи продавалась от 12 до 15 руб., а пшеницы по 18 руб. ассигнац». [2]. В Тобольской губернии от неурожая 1891–1892 гг. (из-за засухи и нашествия кобылки) пострадали Ишимский, Курганский и Ялуторовский округа. Население этих округов состояло из крестьян-старожилов, переселенцев из внутренних губерний, инородцев, преимущественно татар, и ссыльных.В крестьянских хозяйствах до неурожая содержалось большое количество скота. Так, на двор среднего достатка приходилось от 5 до 10 лошадей и столько же голов крупного рогатого скота. Неурожай хлебов и трав вызвал в крестьянских хозяйствах гибель и продажу скота за бесценок. Пострадавшие волости Ишимского округа делились на три группы.К первой группе относилась местность, наиболее пострадавшая от кобылки и засухи. В неё входили 13 волостей, преимущественно южных. К 1 июля 1892 г., по официальным сведениям, в них было уничтожено 19627 1/4 десятин хлебов, преимущественно яровых, в 11 из этих волостей была уничтожена кобылкой и часть трав. Ко второй группе относились 11 волостей. Они пострадали в меньшей степени, здесь кобылкой было уничтожено 4750 десятин посева. К третьей группе принадлежали остальные 11 волостей, которые практически не пострадали. На их территории было истреблено 255 десятин посевов.В Ишимском округе неурожай имел особые негативные последствия, в силу значительного числа ссыльных. Представители этой социальной группы практически не стремились завести личное подсобное хозяйство. Большинство из них перебивалось изо дня в день, не занимаясь решительно ничем, и составляло беспокойный контингент нищенствующих, склонный к деструктивным действиям. Зажиточные крестьяне, оставшиеся по одному — по два на деревню, к сожалению, часто пользовались бедственным положением своих соседей, покупая за бесценок всё, начиная с обстановки дома и кончая одеждой и обувью. Бывали случаи продажи хорошей избы за 2 пуда муки, последней уздечки — за 4 фунтаВо всех городах пострадавших округов для поддержки уязвимых в социальном отношении людей была организована благотворительная помощь [3, c. 55–57].

Основным центром промышленного производства южных районов Тобольской губернии конца XIX — начала XX вв. был город Ишим. В Ишиме на протяжении всего XIX в. развивалась промышленная сфера. В начале 1860-х гг. в городе насчитывалось 15 заводов, а именно: четыре салотопенных, восемь мыловаренных, два кожевенных и один клееваренный. В 1870-е гг. в Ишиме началась эксплуатация предприятий, производивших крупчатую муку при помощи применения водяного привода.

В последнее десятилетие XIX в. в Приишимье начинает активно развиваться важная отрасль сибирской экономики — маслоделие. В 90-е гг. XIX в. в Ишимском уезде возникают первые маслодельные заводы. В 1899 г. в уезде было 7 маслодельных заводов, а в 1901 г. насчитывалось 14 частных маслодельных заводов. На 9 из них перерабатывалось свыше 70000 пудов молока в год. «Сибирская торговая газета» сообщала: «Народ понял выгоду маслоделия, заводит дойных коров, покупает молоканки (сепараторы) и развивает дело. У кого нет средств завести сепаратор, поставляет маслоделам молоко по 35–40 коп. за ведро» Основной пик развития маслоделия пришелся на конец XIX — начало XX вв. В наиболее выгодном экономическом положении оказывались маслодельни, у которых готовую продукцию скупали экспортные конторы. Например, экспортом масла в Англию занималось товарищество братье А. и И. Кутырёвых, открытое в 1900 году.

Введение в эксплуатацию Сибирской железной дороги способствовало интенсивному хозяйственному развитию прилегающих территорий юга Западной Сибири. Сбыт масла осуществлялся в города, расположенные по линии Сибирской железной дороги. Также торговые агенты выезжали в сельскую местность, на места производства масла. Сибирские города стали важными центрами «масляной» торговли. Скупленное масло помещалось в специальные складские помещения, а также в вагоны-ледники и транспортировалось по железной дороге в губернии Европейской России и заграницу через прибалтийские морские порты и Санкт-Петербург [3, с. 41].

Железная дорога являлась важным направлением в развитии промышленности региона. Работа на железнодорожном строительстве была долгой и изнурительной, все операции выполнялись вручную, основными вспомогательными инструментами были ломы, кувалды и лопаты. Подрядчики железной дороги широко использовали наемный труд крестьян — «грабарей» из окрестных сёл и деревень (Лайково, Борков, Большого Острова, Смирновки и других). Грабари возили на больших телегах землю на сооружение насыпи для железнодорожного полотна. Труд работников был низкооплачиваемый [3, с. 66].

Город Ишим также оказался в зоне интенсивного железнодорожного строительства.Были начаты масштабные работы по возведению здания железнодорожного вокзала, складских помещений, корпуса паровозного депо, вагонного сарая. Для приёма, отправления и сквозного движения поездов через станцию Ишим предусматривалось строительство системы путевого хозяйства, которая предполагала разделение грузового и пассажирского потоков. Основным её компонентом был главный железнодорожный путь с полезной длиной в пределах станции 315 саженей. Кроме него предполагалось ввести в эксплуатацию пассажирский железнодорожный путь с полезной длиной 315 саженей. На ст. Называевская и Вагай действовали оборотные депо веерного типа с мощностью по 6 паровозных стойл. В депо производились стоянка, осмотр, малый ремонт подвижного состава дороги. Всего на линии, без учёта производственного потенциала конечных станций, к 1915 г. было 30 паровозных стойл. Здания депо ст. Ишим Называевская и Вагай строились из кирпича с железобетонными перекрытиями кровли, на которую по деревянной опалубке настилался рубероид. Исключение было сделано лишь для двух ремонтных стойл депо Ишим, где железобетонную крышу покрыли шлаковым бетоном и затем уже рубероидом. Полы в паровозных зданиях были кирпичные «в ёлку». В основном депо ст. Ишим функционировало паровое отопление, а в оборотных депо ст. Вагай и Называевская установлены чугунные ребристые печи. Во все паровозные здания поступала вода для промывки котлов паровозов и установлены краны. Кочегарные канавы были оборудованы гончарными дренажными трубами, которые собирали воду в коллекторы и отводили её за пределы станций. [3, с. 72]

В основном депо ст. Ишим действовала местная электростанцияс двумя комплектами оборудования, в каждый из которых входилавертикальная паровая машина системы компаунд средней мощностью 50 л. с. и динамо-машина постоянного тока мощностью 32 кВт.Это давало возможность обеспечить станцию электроприводом постоянного тока, напряжением 230 В.В депо Ишим в наличии имелся целый перечень необходимогооборудования. При ремонте подвижного состава использовалисьдва быстроходных колёсно-токарных станка для обточки тендерных, вагонных и паровозных скатов. Один из станков позволял обтачивать колёса пассажирских паровозов, диаметром от 1000 до 2100мм, а другой — товарных диаметром 1050–1500 мм. Металлорежущие станки были оборудованы групповым приводом. Средистаночного парка депо ст. Ишим необходимо выделить токарно-винторезные, универсальные фрезерные, болторезные, сверлильные, долбёжные и другие механизмы. При депо ст. Ишим имеласькузница и столярная мастерская. Для подъёма деталей паровозовслужили два комплекта домкратов системы Беккера. Также функционировали гидравлический подъёмник для паровозных и тендерных полускатов, а также тележка для их перевозки.

В рассматриваемый период весьма актуальной являлась проблема снабжения водой подвижного состава, пассажирских и производственных помещений железной дороги. Все водоёмные здания, как называли водонапорные башни, имели круглую форму и были построены из кирпича. На ст. Ишим, Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Называевская в каждой башне располагалось по два бака. На остальных станциях внутри водоёмных зданий находилось по одному баку. Баки были установлены на несгораемых опорах. В условиях сурового климата важной задачей было предохранение запаса воды в баке от промерзания. Это достигалось путём установки ребристых печей, трубы от которых проходили внутри баков и выходили на крышу. Водоподъёмные здания также сооружались из кирпича.

При них были сделаны кирпичные пристройки с квартирами для машинистов. Непосредственно для подачи в паровозы воды на промежуточных станциях устанавливали по две гидроколонки. На станциях с паровозными депо, в том числе и на ст. Ишим, имелось по три гидроколонки, из которых одна устанавливалась около паровозного здания.

Станция Ишим в первые десятилетия ХХ в. являлась предприятием с элементами индустриальной организации производства. Она характеризовалась значимым производственным потенциалом, существенными размерными показателями складских и пассажирских помещений. По всем производственным показателям, согласно классификации МПС, ст. Ишим относилась к станциям III класса. В рамках эксплуатации станции осуществлялась перевозка пассажиров, промышленных и сельскохозяйственных грузов на большие расстояния [3, с. 72].

В Тобольской губернии заметные позиции в структуре экономики региона занимала кожевенная промышленность. В первой половине 1880-х гг. доля кожевенных предприятий в системе промышленности Тобольской губернии составляла 39 %. Наибольшее число кожевенных заводов находилось в Ишимском округе — 82; в Тюменском округе их насчитывалось 72; в Курганском округе — 75 предприятий. В городе в начале 1880-х гг. работало 23 завода, с производительностью продукции на 57000 рублей или на 0,92 % от общего объема всей губернской промышленности. В г.Ишиме бы было 244 ремесленных мастера, 18 учеников, свыше 190 рабочих. В 1891 г. общая численность заводов в г.Ишиме увеличилась до 28, на них трудились 170 рабочих. Общая сумма производительности заводов составляла 48550 рублей. [4, с. 49–50]

Обрабатывающая промышленность в Западной Сибири располагалась преимущественно в сельской местности и была значительно связана с земледелием и скотоводством.

Конец XIX в. застал обрабатывающую промышленность Западной Сибири на разных стадиях экономического развития, в том числе начавшегося перехода к фабричному производству в мукомолье, винокурении и других видах обработки сырья. Она сосредоточилась в основном в Тобольской губернии. [5, с. 32]

В крестьянских скотоводческих хозяйствах Западной Сибири ещё с давних пор развивалось домашнее производство топлёного сала. Этот продукт в свою очередь служил для производства свечей и мыла.

Примитивные мыловаренные заводы имелись в Западной Сибири почти в каждом городе и уезде, в 1912 г. производство мыла здесь было налажено более чем на 100 мелких заводах.

Потребности сибирского населения в теплой одежде и наличие сырья способствовали развитию овчинно-шубного производства. Выделка овчин и шитье шуб существовали как отдельно, так и в сочетании, а также часто встречались в качестве основного или побочного производства при рукавичном, пимокатном и кожевенном промыслах.

Постепенно в Западной Сибири сложились основные районы овчинно-шубного производства. В Тобольской губернии промысел сосредотачивался в основном в Шатровской волости Ялуторовского уезда, в которой почти на каждое село приходилось по 10 и более овчинно-шубных заводов.

Суровый сибирский климат при отсутствии местного фабричного производства и недостаточном, особенно до проведения железной дороги, поступлении теплой обуви из Европейской России делали необходимостью развитие в Сибири местного пимокатного промысла. Знание пимокатного дела принесли сюда переселенцы из центра страны. В Тобольской губернии по сведениям местного статистического комитета в 1900 г. насчитывалось 512 пимокатов, в 1913г. — 423. [5, с. 71–85]

Однако пимокатный промысел ещё широко бытовал в форме домашней промышленности, ремесла и более развитых форм организации производства, особенно в городах. Из 512 пимокатов Тобольской губернии в 1900 г. почти половина проживала в Курганском уезде. В 1913 г. судя по данным губернского статистического комитета, число владельцев пимокатных заведений и наемных рабочих составляло 423 чел.

Поскольку в официальные обзоры включались не все кустарные заведения, можно предположить, что абсолютное число занятых в пимокатном промысле лиц оставалось по сравнению с 1900 г. без существенных изменений. В Курганском уезде, основном пимокатном центре Тобольской губернии, в 1913 г. производство валяной обуви было сосредоточено в Салтосарейской волости, где 8 пимокатов «вместе с наемными рабочими» валяли до 20 тыс. пар пимов.

Оригинальным промыслом в Западной Сибири являлось ковровое производство. Развивалось оно в основном в западной части Тюменского уезда Тобольской губернии. Первое документальное свидетельство о выделке ковров в Сибири относится к 1724 г., когда «тюменский посадский Григорий Решетников явил в таможне среди прочих товаров тюменской покупки 10 ковров «карманского дела». Уже в 30-х гг. XVIII в. тюменские ковры расходились по всей Сибири. В1864 г. в Тюмени и близлежащих сёлах выделывалось до 20 тыс. ковров различных цветов и размеров. В 1871 г. тюменские крестьяне сделали 30 тыс. ковров общей стоимостью 90 тыс. рублей. Расцвет же этого промысла приходится на 80–90 гг. XIX в., когда производство ковров в Тюменском уезде достигало более 50 тыс. шт. в год и охватывало 4 тыс.кустарей. Тюменский район Сибири считался одним из крупных центров коврового производства в России. Ковры выделывались в 80 селах 7 волостей уезда. Центром являлась Каменская волость, где проживало 1/3 ковровщиц [5, 87]. В конце XIX в. в связи с проведением Сибирской, а позже Тюмень-Омской железной дороги в развитии этого промысла произошли существенные изменения, о чем говорят данные о численности ковровщиц, взятые из материалов обследования коврового производства в 1891 и 1913 гг. в 8 волостях Тюменского уезда Тобольской губернии. чел. [5, с. 92]

Район коврового промысла к 1913 г. остался примерно тем же, но число промысловиков уменьшилось почтив 3 раза. Количество выделанных ковров едва достигало 20 тыс. шт. в год и сократилось по сравнению с 1884 г. в 2,5 раза. Из общего числа ковров в 1913 г. половина приходилась на основной по-прежнему центр — Каменскую волость. Изменилось качество изделий в результате вытеснения овечьей шерсти коровьей. Широкое применение коровьей шерсти в производстве ковров началось ещё с конца XIX в., когда ощущался дефицит шерсти в Европейской России и поднялись цены на сибирскую овечью шерсть. Ковры стали грубыми и менее привлекательными.

Претерпела изменение и окраска ковров. Более прочные, требующие времени на изготовление, естественные красители вытеснялись очень яркими, но быстро выгоравшими анилиновыми красками — «буксинами». Слава и цена ковров падала. При обследовании в 1912–1913 гг. крестьяне объясняли упадок промысла тем, что «сильно выросли цены на шерсть, и цены на ковры снизились за плохим качеством и дороговизны шерсти». При всем этом техника самого ткачества осталась прежней. Ковры делались при помощи станков-кроснов, берд и челноков, которые изготовлялись в Тугулымской волости Тюменского уезда. Ковры были различные по форме, величине и виду. На гладких коврах рисунок выводился тянутой «цепочкой» или «вразброску» на одно тонном поле. Количество цветов определяло число челноков. Чем меньше оказывалось челноков в работе, тем быстрее она завершалась. Гладкими делались не только ковры, но и дорожки — «тропинки» — с каймой и без неё. Тканье махровых ковров заключалось в насаживании (завязывании) узелков шерсти, которую затем пропускали между нитями основ и крепко притягивали. Когда шерсть оказывалась насаженной в один ряд во всю ширину ковра, через основу пропускали толстую нитку, выпряденную из ковровой шерсти и прибивали батаном. В хороших коврах с целью ускорения работы между каждым рядом узелков пропускали по 2 нитки, в дешевых — по 5 ниток. От этого изделия получались менее красивыми. Типичным рисунком для тюменских ковров было изображение на черном фоне ярко-красных цветов и двух конских голов, повернутых друг к другу в обрамлении цветов и листьев. Яркий, мягкий и теплый тюменский ковер в 1900 г. был удостоен золотой медали на выставке в Париже. Готовые ковровые изделия сбывались отчасти в Тюмени, но главным образом вывозились скупщиками на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Их охотно брали для убранства дома, на попону и постилку в сани. Ковровый промысел являлся занятием исключительно для женщин и детей. Ковры ткали между основными делами, как для домашних нужд, так и на заказ, нередко — на неизвестного покупателя. Производство велось в основном за счет семейного труда. К найму прибегали лишь в том случае, если в семье было менее двух мастериц, и то только для тканья больших ковров.

Производством сукна в Западной Сибири занималась фабрика купца Андреева в д. Ярдышнково Тюменского уезда. В 1908 г. на фабрике действовало 900 прядильных веретён, приводившихся в движение 50 паровыми двигателями в 50 л.с. При 100 рабочих предприятие выпускало тканей на 98 тыс. рублей в год. Под влиянием конкуренции производство постепенно сокращалось, а к 1914 г. было приостановлено.

В 1912–1913 гг. в городах и селах Западной Сибири насчитывалось более 1 тыс. заводиков, изготавливающих кирпич. В Тобольской губернии производство кирпича велось в основном в сельской местности.

ХIХ в. был важной вехой в развитии Приишимья и г. Ишима как значимого социально-экономического и культурного центра юга Тобольской губернии. Преобладание сельскохозяйственной округи, отсутствие крупных промышленных центров, недостаточное развитие индустриальной сферы сказывалось на объёмах промышленного производства в округе, сдерживало его рост. В период строительства новой железнодорожной линии г. Ишим представлял собой административный, торговый, уездный, центр юга Тобольской губернии. Станция Ишим в первые десятилетия ХХ в. являлась предприятием с элементами индустриальной организации производства. Она характеризовалась значимым производственным потенциалом, существенными размерными показателями складских и пассажирских помещений. В рамках эксплуатации станции осуществлялась перевозка пассажиров, промышленных и сельскохозяйственных грузов на большие расстояния. В конце XIX в. в связи с проведением Сибирской железной дороги на юге Тобольской губернии в Ишимском уезде на базе обильных кормовых угодий сложилась выгодная конъектура для развития экспортного маслоделия. Произошла переориентация мясного скотоводства на молочное. Увеличилось количество молочного скота у крестьян, возрос их интерес к породности скота, вырос спрос на племенных животных, улучшились условия его кормления. Занятие маслоделием стало давать постоянный доход сибирскому крестьянину. Таким образом, развитие на рубеже XIX — начала XX вв. новой отрасли — маслоделия способствовало вовлечению крестьян в систему товарно-денежных рыночных отношений. Специфику функционирования таких хозяйств составляло обязательное наличие рынка сбыта продукции. Развитие маслоделия стало важным фактором, обеспечившим включение окраинных сибирских территорий России в систему мирового рынка. Тюменский уезд Тобольской губернии считался одним из крупных центров коврового производства в России. В крестьянских скотоводческих хозяйствах Тобольской губернии ещё с давних пор развивалось домашнее производство топлёного сала. Этот продукт в свою очередь служил для производства свечей и мыла. Потребности сибирского населения в теплой одежде и наличие сырья способствовали развитию овчинно-шубного производства. Выделка овчин и шитье шуб существовали как отдельно, так и в сочетании, а также часто встречались в качестве основного или побочного производства при рукавичном, пимокатном и кожевенном промыслах.При написании курсового проекта нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и монографии по истории г. Ишима и Приишимья конца XIX — начала XX вв.

Таблица 1

Данные очисленности ковровщиц волостей Тюменского узда Тобольской губернии в 1891 и 1913, чел.

Волость

1891г.

1913г.

Каменская

1300

600

Успенская

1069

75

Троицкая

613

217

Чикчинская

377

246

Тугулымская

212

105

Усть-Илцынская

10

Фоминская

117

Всего

3780

1300

Литература:

  1. Кощеева Г. С., Щеглов А. Ф. Исторические особенности сельскохозяйственного производства Приишимья / Г. С. Кощеева, А. Ф Щеглов. // Вестник ИГПИ им. Ершова. — 2012. — № 1(2).
  2. Н. М Черняковский, В. И. Шейнгель. Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии [Электронный ресурс] http://snowogeorgiewka.ru/load/obshhaja_informacija/ishimskij_okrug_tobolskoj_gubernii_v_seredine_19_go_veka/28–1-0–47 — статья в Интернете.
  3. Ишим и Приишимье: страницы истории: коллективная монография / Гл. ред. С. П. Шилов; отв. ред. И. В. Курышев. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова. 2013.
  4. Заворохин В. П., Любимов А. А. Развитие маслоделия в южных районах Западной Сибири на рубеже XIX — начала XX вв. / В. П. Заворохин, А. А. Любимов // Вестник ИГПИ им. Ершова. — 2013. — № 2(8).
  5. Бочанова Г. А. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири: конец XIX — начало XX в / Г. А. Бочанова. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): Тобольской губернии, Западной Сибири, депо ст, железной дороги, юга Тобольской губернии, XX вв, начала xx вв, уезда Тобольской губернии, конца xix, Сибирской железной дороги, губернии конца xix, основном депо ст, житницами Тобольской губернии, промышленность Западной Сибири, пимокатов Тобольской губернии, Тобольской губернии заметные, Тобольской губернии промысел, хозяйствах Тобольской губернии, Тобольской губернии производство, промышленности Тобольской губернии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle