Библиографическое описание:

Орешкина С. А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 524-527.



Одно из важнейших условий обеспечения эффективного использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения — правильно организованный внутренний финансовый контроль, а также действенный внутренний хозяйственный контроль.

Проблеме организации внутреннего финансового контроля должно уделяться должное внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла для многих экономических субъектов уже на уровне законодательства. Не смотря на то, что бюджетные учреждения не входят в число организаций, на которых возлагается обязанность по организации внутреннего контроля, его объективная необходимость очевидна.

Процесс реформирования бюджетного процесса, в том числе базовой его составляющей — бюджетного учета, в начале XXI века охватил все страны мира. Это было обусловлено, прежде всего, необходимостью правильного управления общественным (государственным, муниципальным) сектором [3].

Очередной этап реформирования государственных (муниципальных) учреждений начался с принятием в мае 2010 года Федерального Закона № 83-ФЗ, который регламентировал правовой статус данных учреждений, а также установил новый порядок использования ими бюджетных средств. Среди государственных (муниципальных) учреждений было выделено три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения [1]. В принцип определения правового положения был положен порядок получения учреждениями средств из бюджета и их использования.

В целях реализации данного Закона были выделены «чисто» бюджетные учреждения. Такие изменения, в свою очередь, предполагают пересмотр системы не только бухгалтерского учета, но и места контроля в финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Новый правовой статус предопределил специфические особенности, характеризующиеся концентрацией государственных расходов на наиболее важных для общества направлениях. Основная цель изменений, вносимых в бюджетный процесс, — повышение эффективности расходования выделенных средств из бюджета.

С одной стороны, деятельность бюджетных учреждений рассматривается как объект управления со стороны государственных (муниципальных) органов, с другой стороны, оно является хозяйствующим субъектом и представляет собой самостоятельную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль — важнейшая функция управления финансами, а через них — экономическими процессами. Так, в деятельности бюджетных учреждений имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (государственные органы, контрагенты, потребители, общественность), так и внутренний финансовый контроль, который осуществляют субъекты организации (администрация, работники).

Как известно, на сегодняшний день бюджетным законодательством строится государственный финансовый контроль. Государственный контроль осуществляется со стороны Счетной палаты Российской Федерации, казначейский контроль, контроль со стороны Росфиннадзора, внутриведомственный контроль со стороны учредителя и контроль самого учреждения за операциями и хозяйственной жизнью [5].

Так, методологически и нормативно отрегулирован лишь порядок проведения внешнего контроля со стороны органов управления. В то время, как право по организации внешнего контроля остается за организацией. Анализ научной литературы, посвященной данной проблеме, а также исследование действующего законодательства показали, что в современных условиях недостаточно изучены теоретические и практические проблемы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. В частности, требуют разработки вопросы методики организации внутреннего контроля, определения перечня контрольных мероприятий и процедур.

Не смотря на то, что бюджетные учреждения, в отличие от автономных, не наделены правом самостоятельного распределения прибыли от деятельности, значение внутреннего финансового контроля велико. Получение прибыли бюджетным учреждением предполагается рассматривать как важную составляющую в развитии основной деятельности учреждения.

Деятельность учреждения подчинена регламентации и характеризуется большими потоками информации, которые в настоящее время часто подвергаются обработке в электронных информационных системах. Информация накапливается и обрабатывается оперативно, что позволяет осуществлять непрерывный контроль за деятельностью не только самого учреждения в целом, но и всех его участников [7].

Известно, что организация качественной система внутреннего контроля повышает эффективность деятельности любой организации. Первостепенной целью создания бюджетных учреждений не является коммерческий интерес, эффект от внедрения системы внутреннего контроля можно перенаправить на повышение результативности функционирования учреждения в части выполнения государственного задания и эффективности распоряжения бюджетными средствами.

Внутренний финансовый контроль нацелен на управление финансами учреждения, направленное на достижение его стратегических и тактических целей. Для государственных (муниципальных) учреждений, в отличие от коммерческих организаций, это не максимизация стоимости бизнеса, а выполнение управленческих, социально-культурных или иных значимых для общества функций и полномочий государства, субъекта РФ или муниципального образования.

Необходимость внутреннего финансового контроля на предприятии некоммерческого типа вызвана также переходом к новым принципам управления и финансирования «новых» бюджетных учреждений. Развитие рыночных отношений в государственном секторе и появление конкуренции между учреждениями вызывает необходимость адаптации и применения отдельных инструментов финансового менеджмента в виде внутреннего финансового контроля.

Не смотря на ограниченную востребованность отчетной информации о деятельности бюджетного учреждения и результатов ее анализа, одной из задач организации контроля является сближение стандартов внутреннего контроля и аудита с аналогичными стандартами в корпоративном секторе.

Ввиду существующих ограничений в реализации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, которые кроются в ограничении самостоятельности его деятельности, польза и необходимость внутреннего контроля может оцениваться с позиции установления и соблюдения внутренних стандартов, регламентов и процедур планирования, исполнения, учета, составления отчетности и контроля доходов и расходов, обеспечивающих достижение заданных учредителем целевых показателей и результатов с максимально эффективным использованием бюджетных средств. Более того, особенность формы собственности, целей функционирования и регламентации деятельности рассматриваемого типа учреждений проявляется в снижении издержек по организации системы внутреннего контроля.

В данных условиях внутренний контроль должен быть направлен на максимальное использование конкурентных преимуществ и эффективную организацию деятельности по привлечению внебюджетных доходов и их использованию на реализацию основных целей функционирования учреждения.

Внутренний финансовый контроль применительно к бюджетным организациям включает в себя следующие составляющие: внутренний бухгалтерский контроль, контроль за эффективностью и результативностью деятельности и контроль за соответствием законодательным требованиям.

Создание системы внутреннего контроля начинается с утверждения в учетной политике Положения о внутреннем контроле и аудите, организацией структурного подразделения или уполномоченного лица по внутреннему контроль, заполнением в отчетности формы «Сведения о результатах мероприятий службы внутреннего контроля». В частности, Положение о системе внутреннего контроля должно быть составлено с регламентацией контрольных процедур, направленных на его проведения в бюджетной организации. В нем необходимо отразить основные понятия и элементы внутреннего контроля: его цели, субъекты осуществления, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, обязанности должностных лиц, их ответственность за организацию и его осуществление, периодичность проведения контрольных процедур, а также права и обязанности субъектов внутреннего финансового контроля. Заключительный этап — формирование информации о результатах проведенных мероприятий внутреннего контроля и их эффективности.

В соответствии с Федеральным Законом № 402-ФЗ, внутренний финансовый контроль и аудит должны охватывать все аспекты деятельности. В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2018 года, развитие системы внутреннего контроля должно основываться на анализе и учете международных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового, а также передовой зарубежной практики. Именно эти положения легли в основу принятых Правительством РФ Правил осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89).

Данные Правила определили два способа осуществления внутреннего контроля: сплошной или выборочный, а также уровни его реализации:

 самоконтроль, осуществляемый сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки факторов, оказавших негативное влияние на совершение хозяйственной операции;

 контроль по уровню подчиненности (сплошным способом) осуществляет руководитель организации (подразделения) путем авторизации действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами;

 контроль по уровню подведомственности (осуществляется либо сплошным, либо выборочным способом) в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств путем проведения проверок, направленных на установление соответствия документов требованиям бюджетного законодательства и внутренним стандартам.

Внутренний финансовый контроль направлен на реализацию следующих целей:

а) оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния учреждений;

б) определение соответствия фактических (отчетных) параметров государственных заданий плановым;

в) установление причин выявленных отклонений и их устранение;

г) предупреждение возможных нарушений и отклонений;

д) установление соответствия фактических качественных характеристик выполненных в рамках государственного задания на работы (услуги) требованиям, установленным нормативно-правовыми актами;

е) обеспечение эффективности использования государственного имущества;

ж) обеспечение целевого использования бюджетных средств.

Относительно последнего пункта, считается, что при реализации финансов целевых программ строительства и других областей деятельности необходимо строго соответствовать установленным статьям расхода [4].

Так, внутренний финансовый контроль должен решить следующие задачи:

 обеспечить выполнение требований законодательных нормативно-правовых актов и внутренних регламентов деятельности бюджетной организации;

 обеспечить сохранность всех видов ресурсов организации;

 сохранить устойчивость учреждения с финансовой, рыночной и правовой точек зрения;

 обеспечить выполнение работниками установленных требований, правил и процедур.

Вместе с тем, на сегодняшний день состояние эффективности системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях остается низким по сравнению с внутренним контролем в коммерческой сферой. В связи с этим, необходима разработка нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля бюджетной сферы на законодательном уровне.

Приняв во внимание вышесказанное, в целях повышения эффективности системы внутреннего контроля, а также для сокращения количества субъектов контрольных мероприятий, предлагается создать на базе бюджетного учреждения отдельного подразделения внутреннего контроля — службы внутреннего контроля, с учетом действующих норм Бюджетного, Налогового и Трудового Кодексов РФ, а также отраслевых и ведомственных инструкций.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] ФЗ № -83-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 23.04.2010г., в редакции от 29.12.2015 // Консультант Плюс, 2016/ http://base.consultant.ru/cons/cgi.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] ФЗ № -402-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 06.12.2011г., в редакции от 28.12.2013// Консультант Плюс, 2016/ http://base.consultant.ru/cons/cgi.
  3. Акашева В. В., Горсткина Н. Н., Кудряшова М. Ю. Реформирование бюджетного учета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2015. — № 2 (40). — С. 16–19.
  4. Аниськина Е. В., Акашева В. В. Проблемы нецелевого использования бюджетных средств // Актуальные проблемы современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2013. — С. 68–71.
  5. Грызунова Е. В., Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ в государственных (муниципальных» учреждениях // Системное управление. — 2013. — № 4 (21). — С. 21.
  6. Ломовцева Н. Н. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / Н. Н. Ломовцева. — М.:КНОРУС, 2016. — 190 с.
  7. Маслова Т. С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / Т. С. Маслова, Е. А. Мизиковский. — М.:Магистр, 2016. — 339 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle