Библиографическое описание:

Гайнанова Е. А. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 689-691.



Организация процесса адаптации детей к условиям ДОУ, по мнению А. Д. Кошелевой, Р. Калининой опирается на необходимость оценки степени адаптации у детей, выявлении особенностей течения адаптации [1,2].

При проведении исследования мы осуществляли:

 наблюдения за детьми в разные отрезки времени: во время выполнения предметной деятельности, в играх, на прогулках, в различные режимные моменты, которые позволили определить преобладающее эмоциональное состояние каждого ребенка, характер его деятельности (наличие интереса, способность отображать в играх жизненную цепочку действий, используя предметы по функциональному назначению);

 анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка, его привычек, интересов и привязанностей, условий воспитания в семье;

 беседы с педагогами и родителями с целью изучения динамики адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

 метод наблюдения;

 опросник для воспитателей и родителей «Учет преобладающего настроения ребенка»;

 показатели адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (Ватутина Н. Д.) [3, с.17].

Проведение психодиагностического исследования и наблюдения за поведением и психоэмоциональным состоянием детей раннего возраста в группе позволили выявить этапы адаптации к ДОУ. Исследование показало, что все дети, пришедшие в детский сад, проходят определенный период приспособления к новым для них условиям (режим дня, социально окружение, особенности кормления, игрушки), однако продолжительность этого периода разная.

Так, по результатам наблюдения за детьми выявлены уровни адаптации, что позволило условно выделить три подгруппы с разным уровнем адаптации — низкий, средний и высокий.

Как показали полученные данные: легкая степень адаптации выявлена у 20 % детей. Эти дошкольники успешно адаптировались к условиям ДОУ, у них преобладал положительный эмоциональный фон, хороший аппетит, нормальный сон. Они проявляли интерес к взаимодействию со взрослым и сверстниками.

У 40 % детей выявлена средняя степень адаптации. Для них характерными являлись такие проявления как неустойчивость настроения, деятельность детей носила наблюдательный или подражательный характер. Дети могли выполнять действия по образцу, предпочитали заниматься индивидуально. Активных, самостоятельных действий не предпринимали. Во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками не проявляли инициативу.

Низкая степень адаптации выявлена у 40 % детей. Эти дошкольники характеризовались нарушениями аппетита и сна, неуравновешенным эмоциональным состоянием, отсутствием желания общаться, проявлениями негативизма.

Проиллюстрируем полученные результаты:

Андрей Е. (2 года 8 мес.) — весёлый, жизнерадостный, активный мальчик. Эмоциональное состояние, в большей степени, уравновешенное. Эмоции проявляются ярко: часто (адекватно) смеётся, улыбается. Ярко выражена потребность в общении, охотно идёт на контакт с окружающими. Зачастую является инициатором взаимоотношений. Сформированы основы игровой деятельности — проявляет интерес к играм, активно участвует в них, функциональные действия. Сон, аппетит хорошие. Речь эмоционально окрашена. Пассивная речь соответствует возрастным особенностям. Детский сад посещает регулярно, болеет редко. Легко и быстро приспосабливается к новым условиям, активно их осваивает.

Даниил В. (2 года.) — эмоциональное состояние уравновешенное, спокойное, умеренно проявляет активность. Игровые умения, навыки не достаточно сформированы: игры кратковременные, переключается с одного предмета на другой. Выполняет действия по образцу, в основном наблюдает за игрой других детей. Сон, аппетит прекрасные, проявления тревожности отсутствуют. Инициативы во взаимоотношениях не проявляет. Речь не эмоциональная несколько отстаёт в развитии от возрастных норм. Эмоциональное состояние в целом благополучное.

Женя Т. (2 года 5 мес.) — как отмечает воспитатель, первые дни посещения детского сада были очень сложными для ребёнка — эмоциональное состояние оценивалось как неуравновешенное, неспокойное, присутствовал приступообразный плач, девочка постоянно думала о маме, доме. Через 4 дня состояние стало более уравновешенным, воспоминания о матери отошли на второй план, появился интерес к сверстникам. Также стабилизировались сон и аппетит. В общении со сверстниками проявляет инициативу периодически; чувствительна к поощрениям и порицаниям. У девочки сформированы основы игровой деятельности: проявляет интерес к играм, активно в них участвует, использует соотносящие действия. Речевые умения соответствуют возрастным нормам. Адаптационный период затягивается из-за частых заболеваний.

Данные о преобладающем настроении детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволили выделить следующие особенности эмоционального состояния детей с разной степенью адаптации.

В группе детей с низким уровнем адаптации у преобладающего числа детей наблюдается резкая смена настроения после отрицательных суждений в их адрес. Психоэмоциональное состояние детей характеризуется угнетенностью и подавленностью, которая может проявляться в различных формах агрессивного поведения. В группе со средним уровнем адаптации часто проявляется неустойчивость эмоционального фона, чувствительность детей к изменениям ситуации, обидчивость. У детей с высоким уровнем адаптации преимущественно наблюдается бодрое и жизнерадостное настроение.

Обобщая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что степень адаптации у детей раннего возраста у детей различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут. С этой целью необходимо разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей в процессе адаптации.

Литература:

  1. Кошелева, А. Д. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте [Текст] / А. Д. Кошелева, И. Ю. Ильина // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. — 128 с.
  2. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад… [Текст] / Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание, 1998. — № 4. — С.17–21.
  3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д. Ватутина. М.: Просвещение, 1983. — 103 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle