Библиографическое описание:

Сергеева Б. В., Марченко О. В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 809-812.



Обосновывается необходимость формирования гражданской позиции младших школьников, даётся анализ её сущности, содержания и структурной характеристики.

Ключевые слова: гражданская позиция, уровни формирования, цели и функции, структурные компоненты, основные задачи.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданской позиции является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

В науке созданы предпосылки для решения проблемы формирования гражданской позиции на качественно новом уровне. Различные варианты решения проблемы формирования гражданской позиции отражены в работах Г. Я. Гревцевой, Т. М. Толкачевой, О. Сироткина, Е. М. Харитининой и др.

Актуальность проблемы исследования заключается в противоречии между потребностью общества в формировании активной гражданской позиции и недостаточной разработанностью педагогических аспектов.

Формирование гражданской позиции младших школьников — это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребёнку чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, традициям, обычаям [1, с. 14].

Воспитание гражданской позиции не только социальная проблема, но и важная задача педагогической науки и практики, которая должна решаться с самого раннего детства. Особо оно актуально в младшем школьном возрасте. Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. Младших школьников отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда — возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. В жизнедеятельности младших школьников определяющее место принадлежит эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. По мнению психологов, эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личностный смысл [1, c. 16].

В ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

 приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской позиции и обеспечивать;

 создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

 формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

 формирование у обучающегося активной деятельной позиции.

Структура гражданской позиции включает следующие компоненты:

 когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),

 ценностно-смысловой (позитивное или негативное отношение к принадлежности),

 эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),

 деятельный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).

Основными задачами формирования гражданской позиции учащихся в процессе воспитания являются:

  1. Духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание учащихся — формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
  2. Историческое воспитание–знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества.
  3. Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося.
  4. Патриотическое воспитание направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
  5. Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской позиции личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния.

Понятие «гражданская позиция» многозначно:

  1. психологическое ощущение себя гражданином;
  2. способность и готовность выступать в роли гражданина;
  3. высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
  4. приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [2].

Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач деятельности образовательного учреждения. Решая проблему формирования гражданской позиции учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье определяется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В формировании гражданской позиции личности важное место занимает участие детей в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Согласно Е. М. Харитининой, процесс формирования гражданской позиции включает в себя формирование системы определенных представлений и понятий — когнитивный уровень; формирование позитивного эмоционального отношения — эффективный (эмоциональный) уровень; формирование деятельностного подхода (поведение, личностная позиция) — контактивный уровень [4, c. 23].

Формирование гражданской позиции младших школьников строится на конкретной исторической почве, активно используется краеведческий материал; знакомство с символикой Российского государства; национальными традициями, обрядами.

Воспитательная функция гражданской работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Эмоциональность младших школьников диктует необходимость давать знания об обществе, Родине и ее истории в яркой образной форме, опираться на эмоции и чувства детей. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить [3, c. 33].

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданском воспитании следует широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы — всё то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Таким образом, гражданская позиция — это интегративное качество личности, включающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданской позиции школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Литература:

1. Толкачева Т. М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания / Т. М. Толкачева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 14 с.

  1. Торохтий В. С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://iop.mgppu.ru/smi/Stati08.php.

3. Сироткин О. Гражданское воспитание — приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. — 2004. — № 5. — с. 32–34.

4. Харитинина Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. — 2002. — № 9. — с. 23–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle