Библиографическое описание:

Данилова А. Н. Имидж власти в условиях кризиса: медиа-аспект проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 967-969.



В последнее время России пришлось столкнуться с таким негативным явлением как экономический кризис, который на протяжении 2015–2016 годов отрицательным образом сказался на всех сферах социальной, экономической, политической жизни страны и ее граждан. Влияние кризиса настолько негативно, что ему приписывают не только экономический смысл, что часто отражается в заголовках новостей: «Кризис поглотил Россию».

Понятие «кризис» в общепринятом смысле трактуется как острая, нестабильная ситуация, которая имеет негативные последствия. Более конкретно данное понятие можно трактовать как «крайнее заострение противоречий в социально- экономической системе, угроза ее жизнестойкости во внешней среде» [1, с. 59]. Зачастую кризис несет в себе не только спад, но в некоторых случаях знаменует определенный подъем. Относительно нынешней ситуации в стране это можно сказать только о подъеме отечественного производства, который, тем не менее, по мнению многих теоретиков совсем не существенен, по сравнению с подъемом во время экономического кризиса в России в 1998 году. Таким образом, ничего положительного данный кризис не несет, а что более удручает — тот факт, что эксперты не могут предсказать выход из данной ситуации в ближайшем будущем.

В таком случае важно понимать необходимость антикризисного управления на всех уровнях власти. Учитывая тот факт, что кризис несет далеко не временный характер, необходимо, в первую очередь, сохранить социальную устойчивость, предотвратить ухудшение ситуации, чреватое появлением социального недовольства и беспорядков. Для кризисных ситуаций особо характерно появление негативных настроений, повышение уровня недоверия населения к властям. В таком случае необходимо вносить элементы антикризисного управления в коммуникационную политику органов власти. Особенно важна антикризисная политика на региональном уровне, так как именно региональные власти, в основе своей, связаны с удовлетворением социальных ожиданий граждан, именно региональные власти являются связующим звеном между местным населением и государственной властью.

На примере исполнительной власти Свердловской области (Правительство и Губернатор) мы проследим, изменилась ли политика региональной власти в отношении поддержания уровня доверия в связи с влиянием экономического кризиса 2015–2016 года.

Основную функцию коммуникационной поддержки в отношении Губернатора и Правительства Свердловской области, в том числе и работу над имиджем, выполняет Департамент информационной политики губернатора Свердловской области. Среди некоторых задач и функций Департамента выделяются следующие:

1) информационное обеспечение деятельности Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области;

2) обеспечение реализации единой информационной политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

3) формирование положительного имиджа Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области [2].

Из «Положения о департаменте информационной политики губернатора Свердловской области» следует, что все задачи по информационному обмену и обеспечению, управлению имиджем берет на себя данная структура. Таким образом, подразделение с данными полномочиями должно иметь в распоряжении определенный план действий на случай возникновения ситуаций, угрожающих действующему имиджу представителей исполнительной власти региона, таких как кризис.

Следует отметить, что работа Департамента разделена на два направления. Такое разграничение связано с дифференциацией основных аудиторий. Первое направление — работа с традиционными площадками: пресса, телевидение, радио, продукция которых преимущественно выходит в городах области. Аудитория данных СМИ — жители городов области, поселков, сел, преимущественно пожилое поколение. Второе направление работы — информационное сотрудничество с различными интернет-площадками: онлайн СМИ, онлайн-ТВ, новостные порталы. Аудитория данных источников — жители больших городов (в частности, Екатеринбурга), представители бизнеса.

Необходимость данной дифференциации обусловлена разными информационными привычками аудитории, ее способами взаимодействия с информацией. В связи с этим необходимо также дифференцировать способы взаимодействия с различными аудиториями в направлении внедрения антикризисной коммуникационной политики.

Что касается традиционных СМИ в городах области (сравнивались начало 2014 года и 2015 год), то здесь прослеживаются изменения в сторону появления определенных тем и сообщений, направленных на информационное обеспечение аудитории по вопросам деятельности Правительства и Губернатора Свердловской области в кризисное время. Зачастую появляется информация по внедрению тех или иных антикризисных мер при поддержке Правительства региона. Наиболее встречающаяся тема — импортозамещение на региональном уровне. Неоднократно упоминается участие Губернатора Свердловской области Е. В. Куйвашева в открытии новых линий производств на предприятиях области, встречи с руководством уральских предприятий, обсуждение антикризисных мер с представителями производств. Подобная информация зачастую появлялась на повестке дня у местных изданий в течении всего 2015 года. Но, тем не менее, практически невозможно измерить эффективность данной коммуникационной политики, так как в подобных изданиях почти отсутствует обратная связь в отношении информационных сообщений о деятельности региональных органов власти.

Если же говорить об интернет-изданиях Екатеринбурга, о здесь также можно отметить наличие информационных материалов, направленных на поддержание имиджа органов власти региона. Но данные материалы немногочисленны, по сравнению с информационными сообщениями критического характера. Критикуется, в основном, непоследовательность действий представителей власти в кризисное время. Еще более усугубляет представленный имидж власти наличие обратной связи, проявляющейся в виде комментариев к информационным сообщениям. В комментариях преобладает критика в адрес представителей муниципальной, региональной власти даже в случае, если информационное сообщение носит нейтральный или положительный характер.

По сравнению с докризисным временем, количество негативных комментариев к информационным сообщениям, относящимся к 2015 году, во многом возросло. Но стоит отметить, что в числе данных комментариев более преобладает критика политической культуры России в целом, нежели критика конкретного регионального правительства.

Также учитывая соотношение нейтрально-положительных и негативных материалов, освещающих деятельность региональной исполнительной власти, можно отметить, что работа в отношении внедрения информации, позитивно влияющей на имидж Правительства и Губернатора проводится. В сравнении с 2014 годом, в 2015-м году заметно выделяется некоторая лояльность авторов новостей, проявляющаяся уменьшением критических сообщений именно в адрес регионального Правительства и Губернатора.

Из всего вышесказанного следует, что органам региональной исполнительной власти Свердловской области стоит уделить особое внимание обратной связи, которая должна присутствовать как в печатных СМИ, так и в интернет изданиях. Именно наличие обратной связи формирует положительный образ власти, вовлекая аудиторию в активный диалог. Особенно это важно во время того, когда государство переживает кризис, сопровождающийся уменьшением уровня доверия у гражданского общества. Что касается комментариев в интернет-СМИ, то, возможно, пресс-службам региональных властных структур стоило бы воспользоваться примером крупных компаний, имидж-структуры которых ведут активный диалог с пользователями Интернет, отвечая, как на положительные, так и на отрицательные высказывания в адрес организации. Таким образом аудитория будет понимать, что их гражданская позиция в данном вопросе не остается без внимания, что особенно позитивно сказывается на формировании доверия к представителям власти.

Литература:

  1. Талах В. И. Кризис в теориях экономического развития // Естественно-гуманитарные исследования. — 2013. — № 1. — С. 147.
  2. Воеводскова Е. Е.. Экономический кризис в России: прогнозы // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 6(36). — С. 246.
  3. Положение о Департаменте информационной политики Свердловской области // Официальный сайт Губернатора Свердловской области. URL: http://gubernator96.ru/staff/show/id/98 (дата обращения: 7.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловской области, Губернатора Свердловской области, власти Свердловской области, исполнительной власти, Правительства Свердловской области, исполнительной власти Свердловской, органов власти, региональной исполнительной власти, информационной политики, региональной власти, власти региона, политики губернатора Свердловской, региональные власти, информационной политики губернатора, государственной власти Свердловской, имиджа Губернатора Свердловской, исполнительной власти региона, деятельности Губернатора Свердловской, политика региональной власти, примере исполнительной власти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle